О себе | Моя работа | Лечение | Библиотека | Дневник | Контакты | |||||||||
О себеДиссертацииКандидатская диссертация
Докторская диссертация
| Приложение 3План многодневного тренинга стимуляции и развития когнитивных способностейТренинг «Стимуляция и развитие когнитивных способностей» предназначен к проведению профессиональными тренерами и психологами. Продолжительность тренинга может варьировать от нескольких часов до нескольких дней, однако следует предварительно провести тренинг небольшой продолжительности, прежде чем приступать к длительным тренингам-марафонам. При работе с группами детей в условиях социального приюта или специализированной школы закрытого типа отбор кандидатов в группу осуществляется при непосредственном участии врача-психиатра и после проведения патопсихологической диагностики. Основными задачами тренинга являются:
Для проведения тренинга потребуется: бумага белая и цветная, плотная и мягкая, разных форматов (от А4 до А1), скотч, фломастеры, карандаши, ручки, мел белый и цветной, линейки разные, в том числе — лекала, ножницы, нож, краски = все в количестве, достаточном для группы. Из оборудования надо иметь диктофон, фотоаппарат. Нужно много всякой всячины (мелочей) — кубики, фишки, спички, кнопки, шахматные фигуры и т.д. Кофе, сахар, бутерброды ... Большие коробки и автомобиль — все это везти. Жилеты-разгрузки тренерам — все это раскладывать по карманам. Работа предполагает также преодоление стереотипных (школьных) моделей решения интеллектуальных задач, основанных на устоявшихся принципах, исключающих (или существенно ограничивающих) вариативность. В качестве примера можно примести школьную задачу про деление квадрата на 4 равные части: в одном случае (А) квадрат делится стереотипно и число вариантов ограниченно, в другом (Б) число вариантов фактически бесконечно. Предполагается, что в процессе решения интеллектуальных задач будет принципиально игнорироваться подход с традиционных позиций, включая обязательное использование заданного направления, последовательности, классического анализа и системы отрицаний. В процессе работы участникам запрещается использовать исключение вариантов и любые отрицания (можно договориться в процессе принятия условий тренинга об исключении слова «нет»). Следует объяснить участникам тренинга, что ведущий не собирается их оценивать, как учитель в школе, и не ждет от них определенного результата. Самое главное в тренинге — сам процесс творческой работы (по этому параметру тренинг сближается с арт-терапией).
Упражнения в ходе тренинга даются в определенной последовательности, количество задач и примеров должно быть заведомо большим, чем предполагается использовать. Задания можно давать всей группе, командам или индивидуально. Можно чередовать групповое обсуждение и индивидуальную работу. Упражнение на поиск альтернативы. Поиск альтернативы — самый простой способ интеллектуальной трансформации информации. При выполнении упражнений полезно использовать прием «квоты» — участники обязуются выдвинуть определенное минимальное число вариантов. Самые простые упражнения: на что похожи фигуры? Дайте объяснение ситуации: одетые люди бредут по колено в воде; в солнечный день мальчик сидит на скамейке под зонтом; человек 20 раз подряд обходит по кругу фонарный столб. Выскажете свое мнение: говорят, что юноши не должны носить длинные волосы, т.к. они становятся похожими на девушек. Как решить проблему: как лучше искать потерявшихся детей? Что можно сделать, чтобы взрослым не приходилось брать с собой совсем маленьких детей в людные места? Разыграйте сценку по ролям: Орел (1) улетел из зоопарка, сидит на дереве. Служитель (2) тщетно пытается его поймать. За ними наблюдают зеваки (3 и 4), и репортер (5). Кто из них что думает?
Задачи: как соединить 9 точек 4 линиями, не отрывая руки от бумаги (надо выйти за границу рисунка, линии могут быть кривыми и т.д.); человек работает на 20-м этаже здания, утром он поднимается на лифте на 10, а потом идет пешком, а вечером спускается на лифте сразу на первый (он маленького роста и достает только до 10 кнопки, на 10 этаже работать престижнее, он сначала заходит к начальству, а потом разносит по этажам директивы и т.д.). Игра «Почему?» участники по очереди отвечают на один и тот же вопрос. Кто повторился или не нашел ответа — тому фант. Вариант игры: следующий участник задает вопрос к прозвучавшему ответу: Почему классные доски обычно черные? Потому, что пишут на них белым мелом! А почему нельзя писать углем на белой доске? И т.д. Упражнения на откладывание оценок. При обычном решении интеллектуальных многошаговых задач предполагается, что каждый шаг должен быть верным. Однако следует помнить, что неверные идеи (неподтвержденные гипотезы) тоже полезны. Они служат источниками новых идей, могут пригодиться для решения других задач, могут переориентировать на поиск принципиально иных решений. Упражнение на проектирование: устройства для сбора яблок с дерева, новый фасон одежды, труба через крупную реку, магистраль. Поиск доминирующей идеи с целью исключения. Поиск решающих факторов (ограничивающих применение идей). Упражнения на дробление. Нужны для формирование взгляда на предмет, как на некую совокупность деталей, и, в свою очередь, часть иной совокупности. Удобной моделью для демонстрации является детский конструктор. Пример упражнения:
Упражнения на принцип «от противного». Они учат не рассматривать ситуацию в стандартном русле, дают навыки группировки элементов информации, исключают многие логические ошибки (т.к. есть отправная точка для поиска). Ситуации, которые можно легко обыграть «от противного»: учитель ведет урок (урок ведет не учитель, а, предположим, Васин папа; учитель ведет экскурсию в музее, учитель отвечает урок, предположим, на курсах повышения квалификации и т.д.); продавец отпускает товар покупателю и т.д. Деловые игры: мозговой штурм. Главные правила игры — нельзя давать идеям оценки, говорят все по очереди, нельзя соглашаться, надо предлагать свое, правило поднятой руки — можно дополнять или видоизменять идею, подведение итогов, группировка идей. Темы: конструкция чайной ложки (форма, материал, назначение, детали и т.д.); автомат для размена денег; поиск дороги в тумане. Поиск «точек входа» и «зон внимания». Точками входа в логических исследованиях принято называть места старта в работе по перестройке модели. Зоны внимания — части модели, наиболее перспективные для перестройки. Первая зона внимания — собственно, точка входа. Пример задачи: разработать фигуру, разделив которую по одной прямой линии, можно получить 4 одинаковых фигуры. Решаем от противного: какие фигуры должны получиться? Например, квадраты. Сложим их так, чтобы удовлетворять условиям (см. рисунок).
Другой пример поиска зоны внимания: сколько партий в теннис нужно сыграть в турнире, если участников 111, а игра идет на выбывание? Решение от противного: победитель останется один, а проигравших — 110. Значит надо сыграть 110 партий. Задача: найти точку входа в проблемы: новая форма колбасы; как помочь бездомным собакам; где построить аэропорт. В решении проблемы поиска зоны внимания или точки входа часто помогает принцип случайного импульса: его можно генерировать сознательно или он может возникнуть случайно (Ньютон и яблоко). Самые простые способы генерации: случайно открытая книга; случайно взятый предмет. Пример задачи: используя случайные импульсы, выбрать точки входа к проблеме: как очистить берег моря от нефти? Как прополоть огород? Что сделать из старой губки, которая уже побывала тряпкой? Упражнения на дробление и поляризацию. Поскольку объем внимания ограничен, наше сознание дробит действительность на фрагменты. Эти фрагменты обрабатываются сознанием и складываются в определенном порядке, создавая информационную среду. Если мы выделяем какой-то элемент из информационной среды, он становится моделью и точкой входа для новых идей. Однако у данной системы есть существенный недостаток: модель может быть выбрана неудачно. Процесс поляризации — создание альтернативной, противоположной модели. В ряде случаев поляризация очень удобна, а в ряде случаев — ограничивает наши возможности, например, мы сортируем шарики на черные и (полярно) белые. Куда следует отнести серый шарик? Перефразирование: за точку отсчета берется заголовок статьи в газете. Одно слово надо вычеркнуть и составить новый заголовок. Потом еще одно, и т.д. Упражнения на допущения. Допущение — это сознательное уклонение от полярной оценки. Например, какая связь между ПК и яичницей? Банк кулинарных рецептов в компьютере... компьютер контролирует процесс приготовления блюд в кафе... температуру в инкубаторе? ... сортировка яиц на фабрике? ... и т.д. В процессе возможны стимулы в виде «нарочитого сомнения», «дополнительной связи», «блокировки». Например: идет обсуждение проблемы — должно ли образование быть бесплатным. Участник 1 излагает свою идею — бесплатное образование для талантливых детей. Вносим нарочитое сомнение: как отыскать талантливых? Может быть, это обойдется еще дороже, чем оплачивать образование всем детям? Участник 2 излагает свою идею — бесплатное для всех в школе, но только для талантливых (их выявит школа) — в ВУЗе. Вносим блокировку: талантливые дети. Обсуждение меняет направление: вспомним о детях сиротах и детях из многодетных семей. Спаривание слов — ботинок и еда; электричество и мороженое; звезды и футбол и др. Упражнение на проектирование. Устраивающие нас образы (клише) очень мешают созданию альтернативных идей. Их можно менять: например — опишите квадрат; спроектируйте кухонный комбайн т т.д. Эти упражнения можно проводить в командной форме, а проекты (на больших листах бумаги) вывешивать потом на всеобщее обозрение. Итогом тренингового занятия, кроме роста интеллектуального потенциала, являются и личностный рост, и типичные групповые процессы, облегчающие взаимодействие подростков в рамках других коррекционных циклов, и формирование навыков принятия решений. |