О себе | Моя работа | Лечение | Библиотека | Дневник | Контакты | |||||||||
Моя работаПсихотерапия
| Группы коррекции детско-родительских отношенийГруппы коррекции детско-родительских отношений — это особый вид терапевтических групп, в которых особенно выражены приемы работы, заимствованные из классической семейной терапии и терапии пар. Участниками группы становятся не отдельные люди, а пары родитель + ребенок. В составе группы одновременно работает до 10 (чаще 6-7) пар. Существует много вариантов проведения групп коррекции детско-родительских отношений. Особенности моего варианта этой терапии — в обучении родителей и детей взаимной чувственной синтонности, взаимному эмоциональному созвучию, единству, пониманию и принятию (как есть, хотя в процессе работы группы и личность родителя, и личность ребенка претерпевают существенную динамику). Группы коррекции детско-родительских отношений ориентированы на интеллектуальных и заинтересованных родителей, готовых к терпеливой и кропотливой работе ради своего ребенка (и себя, разумеется, тоже). Я стараюсь уделить каждой паре равное внимание, но неизбежно, кто-то работает лучше, кто-то хуже. Самое страшное в работе пары — родительский формализм, когда к занятиям в группе относятся как к родительскому собранию в школе — сказал доктор, принести любимую игрушку... а любимый заяц очень большой. Возьмем-ка мы лучше мячик — он легко помещается в сумочку. Факт, что чувства, испытываемые ребенком по отношению к мячику, совершенно не те же самые, что он испытывает по отношению к зайцу, и раскрыть свои чувства и перенести их на маму у ребенка не получится — игнорируется, как не заслуживающий внимания. Но и эффект от формальной работы в группе, увы, тоже формальный. В процессе работы группы я прошу выполнять домашние задания — они требуют времени и внимания. Какой смысл в том, чтобы сидя спина к спине 20 раз сказать своему ребенку «Да» или «Нет»? Мама зевая садится в кресло... Давай, по очереди: «Да — Нет», «Да... — Нет...». Но спинка кресла, в отличие от спины ребенка, не вздрогнет, когда вы угадаете правильную интонацию, с которой надо разрешать или накладывать запрет. В таком выполнении домашних заданий нет никакого смысла. Я начинал подготовку сценариев терапии своих групп детско-родительских отношений в детских колониях и спецшколах для детей с девиантным поведением. И дети и родители там попадались очень разные. Поэтому часто, проведя занятие, или перед тем, как его начать, я был вынужден проводить индивидуальные терапевтические встречи и с детьми, и с родителями. Не изменил я этому принципу и сейчас, более того, отпустив детей после 2-2,5 часов работы в парах, я провожу родителям сеанс релаксации и разъясняю, что и зачем мы делали сегодня в группе. И настойчиво прошу вести терапевтические дневники — это огромный кладезь впечатлений и личностных ресурсов, перечитывая которые, заново переживая описанные события и впечатления, чувства и сновидения, мы меняем свое отношение к пережитому, наша психика перерабатывает и нейтрализует психотравмирующие факторы, повышается толерантность к их негативному воздействию, изыскиваются новые внутренние саногенные ресурсы. Особенности групп коррекции детско-родительских отношений таковы:
Если вы хотите записаться со своим ребенком в группу — позвоните мне и я расскажу вам, как это сделать. Что почитать:Статью про группы коррекции детско-родительских отношений в журнале «Образование личности» Отчеты о группах детско-родительских отношений в моем дневнике Статья про аутогенную тренировку Статья «Групповая психотерапия» из «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д. Карвассарского |