| | | | Спросите доктораМаринаРасстройство поведения Марина: Расстройство поведения 2016-10-27 13:18:55 |
---|
Здравствуйте, Лев Олегович. Меня зовут Марина. Хочу обратиться к Вам за помощью вот по какому вопросу. Моему сыну 14 лет. Пол года назад врачом-психиатром был поставлен диагноз органическое астеническое расстройство у подростка с умственной отсталостью. Я обратилась с жалобами на трудность в обучении, недостаточность концентрации внимания и запоминания на уроках,чрезмерное увлечение компьютером, утомляемость, раздражительность, непослушание, агрессивное поведение при запретах, снижение успеваемости в школе, позднее засыпание. Врачом было рекомендовано следующее лечение:Ново-пассит(13к. три раза в день), Элеутерококк(13к. 2 раза в день), глицин форте(1т.2 раза в день),рыбий жир и триосон(2 т.2 раза в день) в течение 1,5 мес. Нашей первоочередной задачей была задача нормализации сна. После пройденного курса особых изменений я не ощутила, проблемы с засыпанием являются для нас проблемой и по сей день.
Все перечисленные мной жалобы являются следствием гипоксии при родах (при рождении ребенок получил 8 баллов по шкале Апгар). В четырехлетнем возрасте был поставлен диагноз гиперкинетический синдром.
В настоящее время симптомы расстройства проявляются в следующем:
- нарушение внимания проявляется в постоянных ошибках в школьных заданиях, отсутствует внимание к деталям производимых действий. Практически вся работа,выполняемая самостоятельно, переделывается по несколько раз, а на следующий день мы уже не можем вспомнить, что мы делали и какие ошибки у нас были допущены. Сын не любит заданий, которые требуют усидчивости и вовлечения в процесс их решения мыслительной деятельности. Часто не может вспомнить информацию, важную непосредственно для него (время сбора на соревнованиях, дата проведения родительского собрания и тп.)
-импульсивность и неусидчивость проявляется в неспособности дождаться очереди к врачу или в магазине. Начинает часто "заводиться", через каждые 5 минут спрашивать: "ну скоро, ну скоро?". Вследствие серьезных проблем с усвояемостью школьной программы, мы занимаемся очень много дома , но в последнее время стало очень трудно удерживать внимание на какой-либо задаче или информации. Садясь заниматься, сын начинает кричать, что он устал, постоянно выбигает из-за стола и ищет угол где-бы его не "не доставали". Причем я хочу отметить, что раньше( 5-6 КЛАСС) он был более усидчив и мы "наверстывали" школьную программу дама. Сейчас он перешел в 8 класс. Появление таких предметов как физика, геометрия требует от человека умений применять теоретические знания на практике, постоянно искать взаимосвязь между явлениями, быть внимательным и логически мыслящим человеком. Тут и начались проблемы скатывания на двойки, непонимания и нежелания заниматься дополнительно, отодвигания в список "нелюбимых".
Лев Олегович, проблемы с учебой, несомненно, очень сильно волнуют меня, но сильнее всего беспокоит меня отсутствие навыков социального взаимодействия в коллективе. Говоря простым языком, ребенку очень трудно общаться со сверстниками, у него нет друзей и попадая в новый коллектив, он чувствует себя крайне некомфортно, ведет себя вызывающе, стараясь привлечь к себе внимание, порой не понимая глупости своих поступков. Отсутствие друзей и общения привело нас в конце концов куда? ну прямиком к компьютеру, а за последний год появилась сильная зависимость, т.е. общение с "виртуальными" друзьями и обсуждение всего происходящего в игре вместе. Игра стала делом все жизни. Все свободное время теперь занято, а что страшнее всего заняты и мысли, поскольку я вижу, что когда компьютер выключен,даже занимаясь уроками или играя в футбол, сын все равно думает о том, как бы побыстрее от всего "отделаться" и начать играть. Ребенок закрывает двери и не хочет, чтобы я находилась в комнате при игре. Пыталась совсем убрать компьютер, но получила такой "букет" психоза и вспышек агрессии, что перешла к режиму ограничения. Сейчас понимаю, прочитав Ваши статьи, про синдром отмены , что нужно это делать под руководством специалиста. Ну а раз компьютер ограничили, чувствую, что ребенок живет в постоянном раздражении и напряжении.
Лев Олегович мой вопрос заключается в следующем. Проводите ли Вы лечение и коррекцию подростков с данным диагнозом и нарушением в поведении. Как нам точно определить степень нашей умственной отсталости. Буду благодарна за советы, нужно ли нам подъехать к Вам на консультацию для окончательного вердикта? | drLev: 2016-10-30 22:50:18 |
---|
Если речь идет именно о зависимости от ПК, то провожу, разумеется. К сожалению, умственная отсталость - большая помеха в осуществлении психотерапии, поэтому прежде, чем что-то сказать вам в качестве выводов, надо видеть ребенка. Чтобы оценить уровень умственной отсталости, надо прежде всего узнать IQ ребенка. Этим занимаются патопсихологи. | Марина: расстройство поведения 2016-10-31 10:47:58 |
---|
Здравствуйте, Лев Олегович. Спасибо за Ваш ответ. Скажите, пожалуйста, возможно ли в этом возрасте проведение коррекции неуспеваемости и лечение гиперактивного поведения и входит ли в рамки лечения компьютерной зависимости проведение психо коррекционной работы по повышению уровня социальной адаптациии.
Поскольку умственная отсталость является одним из противопоказаний для проведения психотерапии, нужно ли нам до визита к Вам определить ее точную степень или этот вопрос решается непосредственно при Вашем консультировании. | drLev: 2016-11-01 15:16:34 |
---|
Давайте попробую ответить с конца. Точную степень умственной отсталости вы никогда не определите - IQ отражает только потенциал человека, реализация этого потенциала может быть различной и она зависит от множества внешних и внутренних факторов. К тому же реализация меняется в динамике - как вверх, так и вниз. Полюбил ребенок читать, пускай даже совсем детские сказки, или стал спортом заниматься - пошел вверх, стал клеем дышать или курить - пошел вниз. Но прежде, чем записываться ко мне на прием, необходимо убедиться, что IQ, как формальная предпосылка для терапии, не меньше 70-75.
Теперь о терапии. Любая терапия складывается из двух компонентов - ориентированная на симптомы и ориентированная на личность пациента. С компьютерной зависимостью все относительно просто - там есть симптомы, понятно с чем мы боремся. А повышение уровня социальной адаптации - понятие расплывчатое. Это что-то из сферы среднебольничной температуры. Сидел больной человек дома, грязный, полуодетый, неопрятный, полуголодный. Один. Изредка ходил в магазин, раз в месяц - в ПНД за лекарством, да пенсию по инвалидности получал. Нарушение социальной адаптации налицо. Познакомился с соседом-алкоголиком. Стали вместе выпивать. Появились друзья-выпивохи. Даже женщина появилась - тоже пьяница, но раньше ведь не было никакой. В диспансер ходить перестал. Лекарства не принимает. Улучшилась адаптация или ухудшилась? В текущий момент - улучшилась. В перспективе - снизилась. С компьютерной зависимостью наоборот - сначала адаптация снижается, ребенок растерян, он не знает, чем себя занять, у него абстиненция, но по мере терапии социальная адаптация растет в перспективе - за счет выхода ребенка в свет, в реальный социум. Но это речь о преморбидно здоровом ребенке, у которого зависимость возникает не на патологической почве, у которого есть предпосылки для социальной адаптации - интеллект, достаточный уровень возрастного развития, навыки взаимодействия со сверстниками, сформированные до развития зависимости. Как будет в вашем случае, я спрогнозировать не могу.
Важная деталь: в ходе терапии ребенок сознательно выбирает альтернативу зависимости, он целенаправленно самостоятельно делает выбор. Роль врача помогающая, заставить ребенка ежедневно заниматься, чтобы преодолеть абстиненцию, чтобы бороться с влечением, увы, нельзя. Это обстоятельство тоже нужно взвесить, прежде чем начинать терапию. Иначе может получиться, что я делаю вид, что лечу ребенка, а он делает вид, что лечится... Это не очень хороший вариант, согласны?
Почитайте на досуге мою последнюю статью К сожалению, с сентября возможности проводить группы у меня больше нет, у меня отобрали кабинет, который я для этих целей оборудовал. | Марина: расстройство поведения 2016-11-05 00:22:22 |
---|
Спасибо, Лев Олегович, за проведенные исследования и лечение преморбидно психически здоровых детей. Прочитала статью с огромным интересом. Я полностью согласна с тем, что залог успешного лечения компьютерной зависимости в формировании осознания необходимости излечения, наличие сильной мотивации, основанные на достаточно высоком уровне интеллекта. Скажите, пожалуйста, проводилось ли исследование и лечение детей, отягощенных психическими расстройствами, в том числе кинетическим синдромом или считается , что лечение детей с низким уровнем интеллекта - занятие сложное и бесперспективное...Что делать родителям, чьи дети принадлежат к такой категории, которые остались один на один со своей бедой? | drLev: 2016-11-07 09:53:18 |
---|
Прошу прощения, Марина, я в вашей беде не виноват. Поэтому когда вы меня упрекаете, что для вашего ребенка у меня нет готового рецепта, а потом задаете риторические вопросы, ответа у меня на них нет. Я над темой интернет-зависимости в своем институте работаю один - у меня нет ни медсестры, ни лаборанта... А недавно кабинета в Морозовской больнице не стало. И зарплаты ведущего научного сотрудника хватает ровно на квартплату и проездной. Что мне делать один на один с этой бедой? Правильно, работать, насколько хватает сил. Подозреваю, что и у вас такой же выход.
В Москве зависимостью занимается еще один доктор - проф. Малыгин на кафедре 3 медицинского. У него ситуация повеселее - есть аспиранты, есть клиническая база. Постучитесь к нему. Из психологов работа неплохо идет у проф. Солдатовой (психфак МГУ), доцента Войскунского (психфак МГУ). Вдруг они смогут взяться? В Питере есть проф. Егоров. У него, если не ошибаюсь, клиника. Согласитесь, есть варианты.
Когда вы говорите - мой ребенок один на один с бедой, вы сильно лукавите. Во-первых, рядом с ним вы. Во-вторых, сегодня в России много организаций, много докторов-энтузиастов, которые помогают детям и взрослым с психическими расстройствами адаптироваться в мире. Я знаком с этой организацией http://www.klubpsihiatrov.ru/ но она не одна. Много благотворительных фондов, масса реабилитационных клиник, сообщества пациентов, сообщества родственников, правозащитные организации, волонтерские группы, психотерапевтические сообщества... Стучащему отворяют. Удачи! | Марина: расстройство поведения 2016-11-09 00:53:38 |
---|
Лев Олегович, прошу прощения, если мои слова были восприняты Вами как упрек.
Ни в коем случае не хотела обидеть Вас. Да и нет у меня такого права упрекать Вас или винить в чем-либо. Расстроилась, что нет теперь у Вас кабинета, а как выяснилось и необходимого штата сотрудников. Наверное, потому что хорошо себе представляю как важно, чтобы желание человека помочь сочеталось с реальной возможностью сделать это.
Спасибо большое за информацию, буду бороться, искать выход. Успехов Вам и всего самого наилучшего!!! | drLev: 2016-11-15 01:26:55 |
---|
Я не обижаюсь и не сержусь, поймите правильно.
Я вам все карты выложил на стол, все методы, все подходы к терапии. А вы задаете массу сложнейших вопросов, так и не показав мне ребенка... Вы говорите один на один с бедой - и отвергаете мою помощь. Я в этой ситуации бессилен помочь.
Боритесь, ищите выход, делайте что-нибудь хорошее, пожалуйста, только не сидите сложа руки. И не забывайте о врачах. Мы созданы, чтобы вам помогать. Удачи! |
Только для Марина: | |
|