О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Какие задачи решает дистанционное консультирование в интернет

Дистанционная консультация не является в полной мере полноценной клинической консультацией. Поскольку ведущим в диагностике психических расстройств и расстройств поведения остается клинический метод, предполагающий непосредственный контакт специалиста и пациента, детальное наблюдение, беседу в режиме живого диалога, где важно все — и слово, и контекст, и интонация, и поза, и ритм дыхания — обойтись без личной встречи с ребенком не может ни один, даже самый опытный и грамотный специалист (более того, осмелюсь предположить, что чем опытнее и грамотней специалист, тем острее у него развито клиническое чутье, которое способно реализоваться в полной мере лишь при живом контакте с пациентом). Ни видеозапись, ни телефонный диалог, ни самое тщательное описание не могут служить альтернативой полноценной — клинической — консультации, проводимой на дому или в кабинете специалиста.

Я воспринимаю дистанционную консультацию как предварительную, вспомогательную, предшествующую полноценной клинической консультации. Я никогда не решусь заочно диагностировать у ребенка психическое расстройство или расстройство поведения, назначить или отменить лекарственные препараты. Именно поэтому я считаю, что все дистанционные консультации должны быть бесплатными.

В то же время дистанционная консультация специалиста во многом принципиально отличается от праздных советов, которыми часто одаривают на форумах и в социальных сетях родителей, обеспокоенных состоянием своего ребенка, несведущие доброхоты.

Во-первых, это не единственная реплика, а длительный диалог; в заочном диалоге со специалистом родители структурируют информацию о своем ребенке, могут понять, какие особенности его поведения следует воспринимать как вариант нормы, а в каких следует подозревать патологию; дополнительные вопросы, которые задает специалист, фиксируют внимание родителей на тех нюансах поведения, которые могут оказаться исключительно важными для диагностики, специалист во время заочной консультации может задать неожиданные на первый взгляд вопросы, ответить на которые не всегда удается сразу (например, многих ставит в тупик вопрос, сколько зубов было у ребенка в год, а это один из важных показателей возрастного развития) или ответ на которые - в силу незнания деталей или терминов — родители по привычке дают неправильно («токсикоза не было, только рвало очень сильно»). Если дистанционная консультация предшествует очной консультации в клинике, это позволяет существенно экономить время (и деньги) пациента.

Во-вторых, заочная консультация, не преследуя цели установить точный диагноз, позволяет в общих чертах понять, в каком направлении следует осуществлять клинический поиск. По результатам заочной консультации становится ясно, какие исследования следует провести до встречи со специалистом, за какими аспектами поведения ребенка понаблюдать более тщательно, что привезти с собой на очную встречу. Иногда выясняется, что в основе аномального поведения ребенка лежит совсем не психическое расстройство, а иная (неврологическая, урологическая, эндокринная и т.д.) патология и ребенка следует консультировать со специалистом совсем иного профиля. Часто заочная консультация — единственный способ получить совет специалиста для людей, которые живут в небольших городах или селах или не могут оплатить визит к доктору, ведущему коммерческий прием. Именно поэтому я никому не отказываю в дистанционных консультациях (кроме грубиянов и людей, категорически отвергающих саму медицинскую помощь и обращающихся ко мне не за помощью, а чтобы поругаться или потренироваться в бессмысленных спорах) и не предполагаю, что все, кто получал у меня заочную бесплатную консультацию, обязательно придут ко мне на прием. Поэтому я не рекламирую ни себя, ни своих коллег в ходе дистанционных консультаций.

В-третьих, дистанционная консультация может быть не предшественницей, а продолжением полноценной диагностической встречи, особенно для тех пациентов, которые приезжали издалека.

Я принципиально не консультирую по электронной почте — мой диалог с пациентом (его родителями) всегда происходит в открытом режиме. Я не хочу быть неправильно понятым в приватной беседе, а главное, я считаю, что доступность моих диалогов с пациентами для других пользователей интернет (в первую очередь — для родителей детей, нуждающихся в помощи, а кроме того — для студентов и молодых специалистов) приносит пользу.

Правила дистанционного консультирования вы можете прочесть здесь.