О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Как подготовиться к консультации на дому

Почему консультация на дому имеет ряд существенных преимуществ перед консультацией в клинике?

Самые главные положительные аспекты встречи с ребенком у него дома таковы:

  • многие дети плохо переносят дорогу, а если дорога длится более часа, нуждаются в отдыхе
  • дома ребенок находится в привычной для него обстановке, специалисту легче оценить нюансы его поведения. Комната — личное пространство ребенка — является высокоинформативным источником: каждая деталь — как расставлены игрушки, какие книги и диски стоят на полках, чьи фотографии вклеены в альбом, куда ребенок кладет свой школьный дневник — может иметь диагностическое значение, помогает специалисту глубже проникнуть в мир ребенка. Психотерапевтическое взаимодействие здесь может начаться с простого поглаживания любимого плюшевого котенка
  • немало времени, особенно во время первой консультации, занимает беседа с родителями, сбор анамнеза, изучение медицинских документов, рисунков, школьных тетрадей ребенка. В клинике ребенок должен провести это время в кабинете или в коридоре, дома он продолжает заниматься своими делами и меньше устает, меньше волнуется
  • в клинике время приема ограничено — вот-вот на пороге появится следующий пациент. Если сложить все время, необходимое для полноценной первичной консультации, получается не менее 3 часов: около часа уходит на беседу с родителями, не менее часа — на неврологический осмотр ребенка и беседу с ним, еще час — на подготовку назначений, разъяснение порядка проведения дополнительных исследований и приема лекарственных препаратов, рассказ об особенностях диагностированных у ребенка проблем и выработку плана психотерапевтической помощи. В ряде случаев может потребоваться проведение патопсихологических тестовых диагностических методов — на это уходит еще не менее часа. Потратить 4 часа на осмотр одного ребенка — для любой клиники непозволительная роскошь!
  • в домашних условиях о проблемах ребенка могут рассказать все члены семьи — папа и мама, бабушка и дедушка, а если необходимо — няня или специально приглашенный педагог. Собрать столько людей в клинике просто нереально
  • иногда в течение одной единственной встречи удается не только провести диагностику, но и вылечить ребенка (самый показательный пример — фобии у подростков, лечение которых часто осуществляется в ходе единственной психотерапевтической сессии), и растягивать процесс на две или три встречи, что неизбежно в условиях клиники, просто не имеет смысла

Что должны сделать родители, чтобы консультация на дому прошла с максимальной пользой?

  • правильно выбрать время для встречи со специалистом. Ребенок должен быть свежим, отдохнувшим, хорошо покушать, не тревожиться о том, что он куда-то опаздывает или ему надо готовить массу уроков. В день консультации ребенка надо освободить от посещения школы или детского сада, спортивных тренировок, занятий в кружках и с педагогами. Кто-то из родителей (предпочтительно тот, кто лучше осведомлен о состоянии ребенка) должен остаться с ребенком дома на весь день. Нет смысла назначать встречу на слишком ранний или слишком поздний час. Ребенка следует подготовить к встрече со специалистом, чтобы она не стала для него пугающей неожиданностью
  • сформулировать суть проблемы, жалобы. Постараться описать поведение ребенка как можно подробнее, без терминов, если в поведении встречаются какие-либо особенности, требующие детального описания и наблюдения (например, эпилептические пароксизмы) их можно зафиксировать в виде видеозаписи, крупным планом снимая лицо, глаза, общим планом — положение тела. Наиболее беспокоящие особенности поведения ребенка стоит обсудить вместе всем взрослым членам семьи накануне консультации.
  • подготовить медицинские документы — все, что есть со дня зачатия до дня консультации. Идеально, если они будут рассортированы в хронологическом порядке и с учетом профиля осматривавших ребенка специалистов. Пригодятся и другие документы — заключения психологов, логопедов, дефектологов, школьные характеристики, тетрадки, рисунки
  • вспомнить все о раннем развитии ребенка — как протекали беременность и роды, чем болела будущая мама, какие принимала лекарства, как протекало раннее развитие ребенка — когда он начал держать голову, сидеть, ходить, говорить первые слова и простые предложения, как играл с другими детьми и какие предпочитал игрушки, что у него хорошо получалось, а что выходило с трудом; особенно важны нюансы и мелкие детали для дифференциальной диагностики, например, если ребенок уже был проконсультирован несколькими специалистами, но они установили различные диагнозы
  • если ребенок принимал какие-либо препараты, постараться вспомнить их название, дозировку, постараться оценить их эффект и характер побочного действия, если такое наблюдалось.