О себе | Моя работа | Лечение | Библиотека | Дневник | Контакты | |||||||||
О себеМонографииСпецифические расстройства речи и школьных навыков: диагностика и коррекцияКриминальное поведение несовершеннолетних (криминологический и социально-психиатрический аспекты)Систематика и коррекция психических расстройств у несовершеннолетних с безнадзорностью и криминальной активностьюСистематика и коррекция психических расстройств у несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных | ЗаключениеПроблема противоправного поведения несовершеннолетних не окажется решенной в одночасье: для того, чтобы она потеряла свою остроту, необходимо, по крайней мере, несколько факторов: (1) решение социальных, экономических проблем, включая повышение материального уровня среднестатистической российской семьи, повышения общего уровня образования, юридической и медицинской грамотности населения; (2) повышение правового самосознания граждан, общей правовой культуры общества; (3) создание системы учреждений, в которых совместно работали бы юристы, психологи, врачи-психиатры, социальные работники, где оказывалась бы правовая и медико-психологическая помощь подросткам и членам их семей, осуществлялись бы комплексные программы мониторинга, профилактики и коррекции, была бы доступна медицинская и социальная помощь, поставленная на современный уровень; (4) создание системы мер, направленных на профилактику (превенцию) правонарушений несовершеннолетних и реабилитацию (ресоциализацию) подростков, уже совершивших противоправные действия; (5) создание системы ювенальной юстиции, обеспечивающей качественно иное правовое поле и иную, чем для взрослых, правоприменительную практику в отношении несовершеннолетних. Настоящая работа носит, по существу, предварительный характер: она лишь приоткрывает причинно-следственные отношения между социальными, психологическими и клиническими факторами, лежащими в основе криминального поведения подростков и намечает пути, принципы реабилитационных технологий. Разумеется, в ней больше вопросов, чем ответов, которые носят отнюдь не исчерпывающий характер. Решая поставленные перед нами задачи, мы руководствовались следующими принципами: (1) излагать материал компактно, больше оперировать фактическим материалам, чем построением теорий и концепций; (2) строить выводы с опорой на статистически достоверные результаты; (3) отражать в работе собственный практический опыт и опыт коллег. В заключение позволю себе поблагодарить читателей, которые, смею надеяться, добрались до этой страницы, предварительно прочитав книгу. |