Здравствуйте, доктор!
Беспокоит поведение моего сына, 5 лет.
В семье единственный ребенок. На момент рождения сына мне было 26 лет, мужу 29 лет.
Выраженных психических патологий у родственников нет. У папы мальчика мигрени, у дяди в детстве были судороги, он принимал ПЭПы. У меня - склонность к неврозам, после стрессовых ситуаций бывают головокружения, теряю аппетит, потом все это проходит.
В 1 триместре был сильный токсикоз на протяжении всего триместра, тошнота с утра и до вечера. В 13 недель лежала в больнице с кровотечением и угрозой выкидыша. С 15 недель и почти до родов был повышенный тонус.
Рожден мальчик с применением капельниц окситоцина, был применен прием выдавливания ребенка. 89 Апгар. Первые сутки ребенок спал, потом стал плакать. И плакал, и плакал, и плакал, и плакал. Днями и ночами, было трудно успокоить. Очень беспокойный, постоянно куда-то рвался из рук, ни на чем надолго не сосредотачивал свое внимание, все время будто бы что-то внутри у него горело. Очень рано проявились пищевые аллергии и весенний поллиноз. Были проблемы с ферментами ЖКТ, перевариванием пищи.
Развивался при этом в соотвествии с нормами. Перевернулся, пополз вовремя. Ползал долго и очень быстро. В годик пошел, стал говорить первые слова, показывать пальчиком. После летнего путешествия в 1,5 годика значительно вырос активный словарь, в 1г10мес уже говорил сложными предложениями, например "Мы ушли от дяди, который чинит машину".
Заговорил о себе "Я" примерно в 2 года. После 3 лет стал очень эмоционально чувствительным (вернее, он всегда был раздражительным, это стало более явно), не терпел замечаний, повышения голоса - начинал дергать плечиком, если ругали его, а если делали замечания - злился, не хотел слушать, исправляться. Спал всегда очень плохо, до 3 лет мог проснуться до 10 раз за ночь. Был очень раздражительный, любая мелочь выводила из себя. Если начинал смеяться над чем-то, то смеялся до икоты, а если начинал плакать, то не мог остановиться, плакал тоже до икоты. Был очень не выносливый, чуть поиграет в мяч и сразу валится на пол, как будто очень устал, и физически и психически - начинал какую-нибудь песню петь, выпадал из игры. Очень плохо переносил жару - сразу весь покрывался пятнами красного цвета, становился вялым, ватным. Очень чувствителен к запахам, до тошноты не выносит резких запахов еды. Жаловался порой на головную боль. Очевидно, хуже других детей переносит кружение на карусели. Если кружится с ребятишками, то скоро просит остановить.
В 3,5 года с ровного места во время дневного сна случился тяжелый приступ эпилепсии. Остановить смогли только в реанимации, длился приступ около получаса. Диагноз - идиопатическая (генетическая) детская затылочная эпилепсия. 1.5 года принимает ПЭП Депакин. Переносит нормально, приступов нет, но бывают странные эпизоды перед сном - жалуется на головокружение, двоение в глазах.
С детьми любит общаться. Интеллект в норме. Сейчас читает слова, считает до 100, умеет складывать и вычитать в пределах 10. Рисует, лепит. Любит конструктор, строить, машины, роботов. Сам играет мало, любит играть только в компании.
Жалобы. Очень часто выглядит недовольным, все как будто недостаточно хорошо для него. Часто жалуется, что ему скучно. Очень недолго сохраняет внимание, особенно если ему что-то объясняешь (то есть нужно специально сконцентрироваться). Очень не любит замечания, раздражается, если у него что-то получилось не так хорошо, как он хотел. Ходит заниматься катанием на коньках, если что-то не вышло из упражнений - злится, кричит, топает ногами, ругается. Очень любит похвалу. Болезненно относится к проигрышам, если он не первый в чем-то. Часто даже с детьми в играх, бегут все куда-то кучей, так он рвется в самое начало стайки, чтобы бежать впереди обязательно. Много спорит, если чем-то недоволен, сразу начинает с надрывом кричать, доказывать свою правоту. Тяжело дается ожидание, тяжело отсрочить свои нужды. Часто отказывается от деятельности совсем, если что-то не получил сразу или получилось не как хотел. Например, может отказаться совсем от торта, потому что предложили только 1 кусок, а не 2, как он хотел. Может замечательно провести день, но если в конце дня случилась совсем небольшая неприятность, то будет вести себя так, будто это был худший день в его жизни. Очень концентрируется на плохом.
Тревожен! Например, лезет по лесенке и рядом его подружка помладше, лезет на ту же высоту что и он. "Мама, она сейчас упадет! Марина упадет, сними ее!" причем действительно сильно переживает, на лице это написано.
Если развеселился, это превращается в безумие! Бегает, не может остановиться, смеется до упаду, действительно ни физически ни психически не может остановиться. Если расстроился, то будет ворчать, ругаться очень долго. Если плачет - то до тряски подбородка, бывает расплакался перед сном - и во сне продолжает всхлипывать. Очень часто громко разговаривает, особенно когда рад - почти орет.
Еще что интересно - когда вот так перевозбужден, носится, сложно его остановить, он начинает падать, ноги заплетаются, весь слабеет - то есть как будто снижается его тонус во время таких "радостей". Обычно такое радостное перевозбуждение случается во время активных игр с друзьями (догонялки и т д) и иногда после эпизодов сосредоточенности. Например, сходил на занятия в детском центре, после него будет носиться как щенок, спущенный с цепи. Если рассмешить его, то может упасть от смеха, вот правда. Смеется и с ног валится.
Наблюдаемся у эпилептолога, Вашей коллеги из Морозовской, Инны Олеговны. Помимо эпилепсии, она ставит гиперактивность, потому что на приеме он всегда куда-то лезет, рассматривает все, задает массу вопросов, один раз упал с совершенно ровно стоящего стула.
На что это все похоже и какие могут быть для нас рекомендации? Спасибо.
ps Решила еще ответить на Ваши дополнительные вопросы
1. не было ли регресса в развитии речи? - нет, не было
2. была ли речь о себе в 3 лице и эхолалии? - эхо не было, называл себя по имени несколько месяцев перед тем, как в 2 года стал называть себя "Я"
3. как ребенок приобретал навыки. Когда стал кушать сам, одеваться, когда выучил названия зверей, формы фигур, когда начал рисовать и что рисует? Учит ли стихи? -
одеваться долго не хотел сам, поскольку его раздражает все, что не получается с ходу. Очень бесился во время одевания-раздевания, если не получалось ровно надеть носочки (пяточка криво) и т д. Но сейчас уж одевается-раздевается сам, молнии, пуговицы освоил, выворачивает и складывает свою одежду. Названия выучил рано, я даже уже не помню когда, поскольку вся интеллектуальная сторона никогда не вызывала моих тревог, только поведенческая. Рисовать начал рано. Рисует зверей, машины, роботов, человечков. Стихи и песни учит, знает, любит петь.
4. не было ли в анамнезе проявлений аутистической симптоматики: нарушения взгляда, утраты жеста, полевого поведения, изменения пищевого поведения, стереотипное поведение, хождение на цыпочках, избегание новой одежды, страсть к чему-то одному (кнопки, телефон, один и тот же мультик)?
Нарушений взгляда, утраты указательного жеста, полевого поведения не было.
Аппетит избирательный был и есть, есть брезгливость и чувствительность к запахам еды, не любит овощи, фрукты. Но в принципе рацион нормальный, ест и каши, и супы, и молочные продукты. Слишком сильно любит сладости, прямо пристрастие.
Новую одежду скорее любит, интересуется. Пристрастия к одному занятию нет.
На цыпочках года в 1,5-2 похаживал иногда, но как будто бы в игре, не навязчиво, редко. Иногда во время радостного возбуждения весь подпрыгивал как будто, приподнимался на носки, когда что-то рассказывал, что его эмоционально задело или увидел, услышал что-то поразительное, прямо весь "возгорался". |