О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Анна

Возможное расстройство психики

 Анна: Возможное расстройство психики   2016-05-28 00:01:54

Здравствуйте, Лев Олегович. Помогите, пожалуйста, разобраться. Сыну сейчас 11 лет, в октябре будет 12. Это – старший ребенок от первого брака, есть младшая дочь 3 лет, здорова. Родила сына в 24 года. В семье были случаи лечения психических отклонений, моя родная тетя по отцу лежала в клинике, не знаю, какой точно диагноз, мне не говорят, но она лечится постоянно, когда приезжает в гости, заметно, что она на каких-то препаратах, заторможенная все время.

Жалобы: Беспокоит его физическое состояние – тики, появившиеся на лице около полугода назад, и странности в поведении, которые были всегда. Опишу подробно. Тики проявляются так: во время чтения, еды или просмотра телевизора он время от времени подкатывает глаза, потом начинает моргать или бегать глазами из стороны в сторону, при этом голова тоже подергивается. Или может начать поворачивать шею в одну сторону до упора. Когда был младше, такого не было. Но были небольшие всхлипы, когда садился читать книгу, я постоянно слышала вздохи, которые сопровождались негромким хмыканьем. Сейчас это тоже осталось, но во время еды. Начинает кушать, сразу издает такой звук – ммммммм (так говорят, когда вкусно), но этот звук потом на протяжении всего приема пищи повторяется. Из физических беспокойств еще назову его привычку дотрагиваться до предметов костяшками или кончиками пальцев, как бы постукивает по вещам, заканчивая какое-то действие, например, поставил зубную щетку в стакан, должен обязательно быстро похлопать и постучать по этому стакану. Или книгу убрал на полку, постучал по шкафу. Этой привычке уже около 2 лет. Маленьким был, такого не наблюдала.

Из странностей в поведении назову его категоричное мнение по поводу некоторых вопросов. Разубедить его в том, что он ошибается, пока не удалось. Со слов сына, у него есть некоторые жизненные правила, или теория, нарушать которую он не собирается ни при каких обстоятельствах. Во-первых, он считает, что женщины не должны водить машину. В первый раз эту мысль он начал высказывать в 6 лет и с такой силой убеждения, что терялись все взрослые, которые пытались объяснить, что это не так. В 6 лет он просто спорил, говорил, что это не женское занятие, это только для мужчин. Когда ему было 8 лет, он в первый раз испугал меня, устроив по этому поводу истерику. Мы гуляли, разговаривали, коснулись этой темы, и он стал все яростней доказывать, что женщина не может находиться за рулем. Текли слезы, он злился, повышал голос, не обращал внимания на мои аргументы и просьбы успокоиться. Успокоился сам, когда я сказала, что прекращаем разговор. Отошел от меня, минут 20 успокаивался, ворчал что-то про себя. (Ворчит и шепчет всегда, если его ругаешь). Где-то через год я сдавала на права, удалось с ним договориться о том, что я сделаю это, и будет так, независимо от того, что он думает. Но в дальнейшем он накрутил себе такую теорию, что она по сей день - чуть ли не главный его жизненный принцип. Когда касаемся этой темы, может начать шипеть, всем своим видом показывая, что не приемлет такой факт. Был случай, когда ушел к себе в комнату и стал ногтями драть обои, так выплескивал свою злость. Это лет в 9 было. (машины у меня пока нет, поэтому не вожу сейчас)

Кроме вождения машины, есть тема прокалывания ушей младшей сестре – считает, что дырки в ушах – это уродство и никак его не убедишь в обратном. Тоже начинает доказывать свою правоту, приводит примеры из какой-то древней истории, где племена украшали себя способом проделывания каких-то дырок и доказывает, что мы современные люди, а не дикие, зачем же себя уродовать , а тем более маленькую девочку. Если спорить нет настроения, он начинает шипеть и гримасничать, чтоб я не подумала ни в коем случае, что сумела разубедить его на этот счет.

Есть у него три великие тайны, как он их называет. В чем они состоят, не говорит, но любит рассуждать о них. Говорит, что ему приятно думать об этом. Примерно мне характеризует их, как некоторые мечты в плане того, каким бы ему хотелось видеть этот мир. Все время сожалеет, что им не суждено сбыться, потому что в нашем мире это невозможно. Не могу допытаться, что это за тайны, потому что если он мне расскажет, в чем суть, они перестанут быть тайнами, а он этого не допустит ни в коем случае, с его слов. Придумал их тоже примерно лет в 9.

Его категоричность еще выражается в упорном желании возвращаться по той же дороге, которой он шел куда-то, даже если это путь от одной витрины в магазине к другой. Если он прошел вот так, то вернуться обратно нужно именно по тому же пути. Однажды перешагнул через мальчика, который появился после того, как сын прошел, и примеряя обувь, сидел на корточках на его пути. При этом извинился перед матерью мальчика, как ни в чем ни бывало, хотя рядом было полно места, чтобы обойти.

Беременность и роды Хронических заболеваний у меня нет, беременность протекала сложно, в первом триместре болела ОРВИ на 10 неделе, лечилась домашними средствами- чай, мед, лимон, антибиотики или противовирусные не принимала. УЗИ на уродство плода в 12 недель не выявило нарушений. Токсикоз был постоянно, всю беременность, лежала на сохранении в 20 и 30 недель, отмечали повышенный тонус матки постоянно, на 8 месяце легла на сохранение с болями в спине, подозревали пиелонефрит, но не подтвердилось. Выяснили, что плод перекрывает путь перемещения жидкости, поэтому возникали боли. Отеки были.

Перед родами набрала 8 кг (за всю беременность), сбросила 10.

Рожать самой врачи не разрешили, для узкого таза плод был слишком крупный, при этом находился в ягодичном предлежании, перевернулся на 32 неделе, в утробе было обвитие пуповиной, ВУИ. Небольшая желтушка. Родился с показателем 8 баллов по школе Апгар, 3520 г, 52 см.

Раннее развитие. При рождении патологий не было выявлено. В раннем возрасте, в месяц были жалобы на постоянно холодные пальчики на руках. Невропатолог выписала циннаризин, но я не давала. Ставили синдром короткой шеи, рекомендовали воротник. Проконсультировались у другого специалиста, диагноз не подтвердился. Проводили УЗИ на предмет внутричерепного давления, никаких нарушений не было выявлено. Головку стал держать от 2 до 3 месяцев. Сел в 6 месяцев. Не ползал, вообще никак, ни вперед, ни назад. Пока в 11 месяцев не пошел сам, сидел. Требовал, чтобы я рядом находилась, если я выходила из комнаты в кухню, а он за мной не мог погнаться, ползать же не умел, начинал кричать, чтобы вернулась обратно. Родничок зарос к году. Ничем, кроме простуд, не болел. К году называл всех домашних, показывал предметы.

1-3 года

Разговаривать начал рано. К 1 году 8 месяцам общался уже вполне понятно, говорил связанными словосочетаниями «пойдем гулять», «дай попить» и т.д. В 2 года рассказывал наизусть детские стихи, показывал и называл буквы на кубиках. Ближе к 3 годам знал наизусть все марки машин, легко определял, где какая. Занималась с ним много, научился читать в возрасте от 3 до 4 лет, запоминал легко стихи, сказки. В садике удивлял воспитателей, читая надписи на плакатах. С детьми общался не очень охотно, больше держался особняком, но если дети предлагали дружбу, не противился, общался без проблем. С навыками самообслуживания было сложно, отказывался одеваться самостоятельно, требовал помощи воспитателей. Дома ругали за то, что не слушается с первого раза. ( сейчас тоже самое, информацию, касающуюся быта, плохо воспринимает, как будто не слышит или не обращает внимания, голова все время забита рассуждениями, историями, научными фактами - очень начитан, такое ощущение, что ему хочется выплеснуть все, что он знает, все обсудить и высказать свое мнение).

3-7 лет С логопедом не занимался, пыталась его определить в логопедическую группу, зная, что там с детьми много занимаются, но приемная комиссия посмеялась надо мной после общения с ним, сказали, вам уже в школу можно, а не в логопедическую группу с таким уровнем развития.

В поведении тогда отмечала, что очень привязан к предметам, чуть ли не одушевляет их, причем не любимые игрушки, а простые вещи, однажды проплакал полдня, потому что потерял платочек в парке. (Сейчас тоже самое, считает телефон своим другом. При первых признаках того, что телефон начинает ломаться, глаза наполняются слезами, начинается паника, спрашивает – а с ним все будет хорошо? Все время контролирует, где находится телефон, ищет его. А по своей рассеянности постоянно забывает, куда его положил, тут же спохватывается и начинает всех пытать – вы не видели мой телефон? )

7-11 лет Начальная школа прошла у нас легче в моральном плане, чем 5 класс. Сын выделялся среди одноклассников по уровню знаний, учителя отмечали это, дети слушали его выступления на уроках с открытым ртом, уважали. Писала я с ним исследовательские работы на интересные ему темы, («Бывают ли дрессированные ежи», «Древние славяне»). Участвовал в конкурсах, привозил с выступлений первые места. Сочинения зачитывали ( и продолжают зачитывать) учителя, выделяют его по истории, биологии, литературе. В 1 классе выступал с докладами по астрономии, потому что еще в садике изучил от корки до корки «Астрономию для детей». Любит читать энциклопедии, научные статьи, знает примерно основы физики, химии, ему это интересно.

После истерики с вождением машины поставила на учет у невропатолога в детской поликлинике, диагноз – невроз, назначили фенибут, сонапакс. Особых улучшений не заметила. Обратились к платному специалисту, диагноз: F90, F95.1. Назначили ээг, консультацию у психотерапевта с целью исключить эпилепсию и шизофрению. Выписали тералиджен, церепро. Тералиджен вызывал сонливость, поведение не поменялось.

Результаты ЭЭГ: умеренные изменения биоэлектрической активности головного мозга регуляторного характера. Корковая ритмика соответствует возрасту. Доминирование медленноволновых форм активности дельта-диапазона в затылочно-теменных отведениях. Билатерально-синхронные колебания заостренных волн альфа-тета-активности регистрируются по параксизмальному типу с амплитудной ассиметрией в затылочно-теменно-центральных отведениях. Снижение порога суждорожной готовности головного мозга. Стандартно-сформированных эпифеноменов нет. Признаки дифункции на уровне стволовых структур головного мозга.

Повторное посещение невролога в 10 лет: невроз навязчивых состояний , церебрастенический синдром, с-м дефицита внимания. Назначено: тералиджен, кортексин (уколы), пантогам. Результата после приема таблеток не заметила, наоборот, появились в 11 лет эти тики на лице.

Посещали двух разных специалистов-психиатров. Одна сказала, что мальчик очень впечатлительный, и все, не выявили нарушений, но посоветовали позаниматься с психологом. Другая сказала после 5 минут общения, что имеет место быть шизотипическое расстройство. Выписала рисперидон . Давала около 2 месяцев, он валился спать от него.

Обратилась в центр социальной поддержки, сотрудница-психолог выслушала меня и, даже не пообщавшись с ребенком, заявила, что я неправильно воспитываю сына, поэтому он – манипулятор. потом я нашла специалиста-профессора, декан в университете, обратилась с сыном к ней. Нам сказали, что стоит применить матрицы Грофа и делать упражнения, имитирующие рождение человека.

В 5 классе ситуация в классе ухудшилась. Приоритеты поменялись у детей, теперь мальчикам интересен тот, кто умеет драться или у кого круче телефон, а не выступления с докладами. Одноклассники начали посмеиваться над ним, он безобидный, никогда ни с кем не дрался, и это сразу чувствуют и начинают задирать его. Он приходит домой, рассказывает, как он ненавидит самого явного у них лидера, слезы текут, злится и рассказывает, как бы он его убивал, если можно было.

Заключение школьного психолога на предмет адаптации детей в 5 классе:

Познавательная активность: высокая. Уровень учебной мотивации: сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. Уровень школьной тревожности: норма. Уровень самооценочной тревожности: норма. Уровень межличностной тревожности: норма. Самооценка: адекватная. Эмоциональный фон в школе: комфортное состяоние, преобладание отрицательных эмоций (усталость, неудовлетворенность собой, сомнение, тревога за будущее). Уровень адаптации: неполная адаптация.

На данный момент закончил 5 класс, учится хорошо, без троек. Школа не простая, лицей, нагрузка большая, но он справляется, информацию хорошо усваивает. С ребятами общается, есть приятели. Легко знакомится с новыми людьми, не стесняется, любит поговорить, может поддержать много тем. Но очень страшно, что у ребенка все-таки есть отклонения. Помогите разобраться, пожалуйста.

 drLev:    2016-05-31 09:31:15

Доброе утро!

Ситуация непростая, юноша мне не нравится. Мое мнение ближе к мнению той дамы-доктора, что после 5 минут общения диагностировала шизотипическое расстройство. В любом случае речь идет о выраженном шизоидном личностном радикале (шизотипическое р-во, шизоидная ядерная психопатия), на который наклюдывается неврозоподобная симптоматика (навязчивости и (? остается, не навязчивости ли это тоже) тики), но отсутствуют (по крайней мере, сейчас) признаки психоза. Есть еще вариант, над которым стоит подумать - мягкое течение атипичного аутизма, когда инициирующий ранний детский психоз оборвался сам, без лечения, не оставив регресса, но оставив личностные изменения. Точнее я вам заочно высказаться не смогу.

Что делать? 1. Определиться с диагнозом. От этого зависят лечение и прогноз. Покажитесь грамотному клиницисту, не обращайте внимание на звания и должности. Как от чумы бегите от всех нетрадиционных (матрицы Грофа, гомеопаты, психоаналитики, кармазоопсихосоматики). 2. Нужна патопсихологическая диагностика - мышление, память, интеллект, эмоциональная сфера, внимание, личность... Это нужно и для уточнения клинического диагноза, и для будущего - чтобы представлять, как меняется личность в динамике. 3. Подбор лечения. Это отдельная песня, об этом говорить пока рано. 4. Социальная адаптация. Школа. Спорт. Выбор профессии, ВУЗа. Любовь. Создание семьи... это этапы, переломные моменты в жизни, их надо будет преодолевать, как горные хребты.

 Анна: Дополнение   2016-06-01 23:29:23

Спасибо за ответ, Лев Олегович. Если можно, ещё несколько вопросов... 1.Мы живём в Белгороде. Понимаю, что Вы не можете знать всех специалистов по городам, но вдруг? Как найти грамотного клинициста, я теряюсь. Посоветуйте хотя бы приблизительно, где его искать и как... Обратиться к тому же самому врачу, к которому уже ходили? Наверное, так? 2. "Нужна патопсихологическая диагностика" - Вы имеете в виду, что её должен провести тот специалист, которого нужно найти? 3. Обязательно ли становиться на учет в психдиспансере? Пока что мы обращались к психотерапевтам, не заводя никаких документов. О том, что у ребёнка подозреваются отклонения в психическом плане, знаю только я и психиатр. Ни в школе, ни даже в семье никто не задумывается над этим, все считают, что у него просто такой характер сложный, и сам он немного чудаковатый.

4.К чему мне нужно быть готовой? Как складывается жизнь у людей с такими расстройствами? Скорее всего, он всегда будет при мне? Как правильно настраивать ребёнка, нужно ли объяснять ему, что со здоровьем не все в порядке? Он очень начитан, слышит много от врачей и делает выводы, боится, что из него хотят сделать растение, когда дают ему таблетки. Я с детства с ним всегда всё обсуждала максимально честно, он доверяет мне, мы можем разговаривать о чем угодно. Есть ли смысл говорить с ним о его заболевании? Словом, как мне правильно себя вести?

 drLev:    2016-06-02 11:25:36

Добрый день!

Я, к сожалению, в Белгороде совсем никого не знаю, хотя несколько лет назад ездил туда читать лекции... здесь, в родной Москве знаю всех, и очереди ко всем специалистам по полгода минимум... я бы записался на прием к докторам из НЦПЗ РАМН - Симашковой Наталье Валентиновне, Куликову Антону Владимировичу, Балакиревой Елене Евгеньевне (они занимаются именно тем, что мы подозреваем у ребенка) и приехал в назначенный срок. Из тех докторов, у которых вы были, я вам свое предпочтение высказал. И назначение, наверно, было правильным, только нужно было пить оригинальный Рисполепт в капельках, а не дженерик. Всегда только оригинальные препараты! В психиатрии это правило работает в 90% случаев. Отменять самостоятельно его тоже не следовало. Получите резистентность, и одним шансом станет меньше. Из 10 основных нейролептиков к 2-3 пациент изначально резистентен. Еще 2-3 действуют лично у него плохо. Еще к двум-трем резистентность сформируется родителями и докторами. Чем лечиться?

Теперь о патопсихологической диагностике. Ее должен провести другой специалист - патопсихолог. С этими данными вы пойдете к врачу. Обязательно исследование мышления, интеллекта (так и спрашивайте у психологов - вы рассчитываете IQ? пиктограмму делаете?), эмоциональной сферы, личности. Врачу грамотное ЭПИ (экспериментально-психологическое исследование) очень поможет. Длится ЭПИ несколько часов. Иногда проводится в 2-3 приема. Заключение - несколько страниц мелкого текста и куча шкал с математическими расчетами (их обычно не отдают).

Про диспансер. А что вы там забыли? На мой взгляд, диспансер нужен больным, которым не на что поесть и негде жить, потому что он дает им пенсию, квартиру, льготы, бесплатные лекарства (которые они не пьют). А вам он зачем?

К чему быть готовой? К борьбе. В которой можно рассчитывать только на себя, на свои силы и средства. К посещению врачей, подбору таблеток, поездкам, большим расходам. К переломным этапам в жизни взрослеющего ребенка, которые нужно будет преодолевать. И к тому, что если все хорошо сложится, он однажды покинет вас ради другой женщины, которая ничего этого не вынесла, не преодолела, а получит все готовое. Как общаться - как со взрослым, как с умным, готовить к самостоятельной жизни - иначе (не дай Бог!) останется вашим же трудом при вас, сделавшись социальным инвалидом. Цель другая - нормальная жизнь.

Только для Анна: Написать новое сообщение