Здравствуйте, Лев Олегович!
Мой сын (6 лет) проявляет агрессию к окружающим: и к детям, и к взрослым. И в семье, и в детском саду, и на улице. Агрессия проявляется и в словесной форме (обзывательства, угрозы) и в физической (бьет, кидается вещами, кусает). Чаще всего такая реакция у него в ответ на слова, которые ему не понравились или действия других, которые ему не понравились. Если что-то происходит не так, как он планировал, начинает злиться, кричать, ругаться на вещи и окружающих людей (например, в игре или при творческих занятиях).
Реакция обычно мгновенная. Он знает о том, что нельзя бить других людей, мы ему об этом говорим после каждой подобной ситуации и в другое время. Также мы ввели для него правило, что если он кого-то ударил, то лишается мультиков или планшета на этот день (для него это важно). Но это его не останавливает. Агрессивные выпады случаются практически каждый день. Мы его также учим выпускать свою злость безопасным для других образом, например, побить подушку, порвать бумагу, попрыгать; мы практикуем это с ним, иногда он так и делает, но чаще всего агрессия все-таки идет на человека. Он говорит о том, что иногда его злость настолько сильная, что он не может себя контролировать.
Помимо проявления агрессии он очень бурно реагирует, когда с ним пытаются разговаривать о его поведении, начинает кричать во весь голос. Окружающие часто спрашивали меня, не больной ли у меня ребенок, поскольку его реакции часто были неадекватные. Говорит «вы меня нервируете». Часто кричит «Тихо!» как дома, так и в детском саду, просто потому, что ему хочется тишины, когда другие разговаривают между собой. Сам разговаривает очень громко, и на просьбы говорить тише отвечает, что не умеет.
Такое поведение у него наблюдается с раннего детства. Приступы агрессии и истерики я начала наблюдать примерно с года. Я надеялась, что с возрастом это пройдет.
Год назад обратилась к психиатру. Психиатр направила нас в НПЦ ПЗДП. Там ребенок был на обследовании в течение 3 месяцев. Ему поставили диагноз «Органическое расстройство личности» и назначили рисполепт. Рисполепт ребенок принимал 8 месяцев. Было улучшение, во всяком случае, он перестал проявлять агрессию по отношению ко мне. Ребенок стал спокойнее, но полностью агрессия не ушла, стала реже, примерно раз в неделю. Также в течение года с ребенком занимался психолог раз в неделю. Осенью районный психиатр отменила рисполепт, поскольку по результату анализа крови у ребенка уровень пролактина превышал норму в два раза. Психиатр назначила пантокальцин. С приемом этого препарата резко возросла агрессия в детском саду, жалобы на поведение стали поступать почти каждый день. Чаще всего ребенок не признает свою вину, говорит, что его наказали ни за что и злится из-за этого на воспитателя. Воспитатели и педагоги в детском саду постоянно говорят о его неадекватных реакциях и агрессии как к детям, так и к взрослым. Психиатр отменила пантокальцин и назначила тералиджен, который тоже не оказал положительного эффекта. После его отмены был назначен хлорпротексен. На фоне приема данного препарата ребенок стал еще более нервным, и увеличилась агрессия по отношению к близким.
В декабре пришли с ребенком на психолого-педагогическую комиссию, куда нас направила психолог. По дороге вел себя спокойно, но как только зашли в кабинет, сразу стал демонстрировать, что ему не хочется здесь находиться и общаться со специалистами. Психолог предложила ему продолжить картинки, он дорисовал одну, после чего перечеркнул все, что было на листе, скомкал лист и бросил его в сторону. Затем встал, щелкнул выключателем в кабинете и вышел. Иногда возвращался, двигал стул, снова выключал свет и выходил. На вопросы и просьбы специалистов не реагировал. Я в это время беседовала с психологом. Один раз в кабинет зашла секретарь и попросила забрать ребенка, т.к. он бьет других детей. В другой раз зашла логопед из соседнего кабинета и попросила забрать ребенка, т.к. он забрался к ней под стол и мешает занятиям. Психолог сказала, что она не может заниматься с ребенком, потому что ему нужен психиатр. Я ответила, что мы уже проходили обследование в НПЦ ПЗДП, на что она сказала, что имеет смысл получить консультацию и у других психиатров. Об этом же мне говорит детский психолог из детского сада, которая проводила с ребенком психологические тесты и считает, что у ребенка очень сильная злость и агрессия.
Ниже привожу выдержки из выписки из НПЦ ПЗДП от февраля 2015г и педагогической характеристики их детского сада от декабря 2015г.
Данные из выписки из НПЦ ПЗДП:
Сведения о семье: в семье 3 человека: мать, отчим, ребенок.
Мать – 33г. До 3-х лет воспитывала ребенка одна после развода, была в депрессии, раздражительная, тревожная, кричала на ребенка.
Отец – 40 л. В воспитании ребенка участия не принимает. Характеризуется матерью как очень обидчивый человек, алкоголизируется, имеет несколько незавершенных суицидов.
Беременность, период новорожденности: ребенок от 1-й беременности, протекавшей с угрозой выкидыша в 1-м триместре, на фоне маловодия в 3-м триместре, гипертонусом во 2-й половине, приелонефрита в 3-м триместре. С ОРЗ в начале беременности, на фоне анемии. Роды на 42-й неделе, со стимуляцией, естественным путем, под эпидуральной анестезией. При рождении вес 3840г, рост 53, закричал сразу. К груди приложен на 3 сутки (у матери была гипертермия, получала антибиотики).
В грудном возрасте беспокойный, кричал практически круглосуточно, постоянно плакал, мало спал. На грудном вскармливании до 3 лет
Психомоторное развитие: сел в 6 мес. Пошел в 10 мес.
Раннее детство: рос шумным, подвижным, агрессивным, замечаниями не коррегировался. Мог поиграть и один, при этом что-то строил, собирал, к детям подходить не хотел, с матерью был ласковым. С 2 лет 9 мес стал посещать детский сад. У ребенка всегда были проявления агрессии: когда появились зубы – начал кусаться, мама считает, что ребенок понимал, что причиняет этим боль и делает это специально. Первые годы были приступы «истерик»: просыпался ночью и начинал кричать, размахивал руками и ногами, но ребенок словно «не видел и не слышал». До 3-х лет это наблюдалось каждую неделю. Ночные пробуждения закончились год назад. Не любит шум, не любит громкую речь, закрывает уши руками. Говорит практически постоянно, не любит, когда его перебивают, злится. В транспорте укачивает.
Неврологический статус: общемозговых и менингеальных симптомов нет. Мелкая и общая моторика развита недостаточно. Легкая, рассеянная неврологическая микросимптоматика.
Психический статус: на беседу соглашается спокойно, идет в кабинет, держа врача за руку. Контакту доступен. Правильно называет свои имя и фамилию. Выражение лица серьезное, сперва нет детской живости и непосредственности в проявлении эмоций, по мере беседы эмоциональные проявления становятся более выраженными, верно реагирует на шутку, похвалу. Глазной контакт стойкий. При расспросе о поведении мальчик говорит, что в нем «сидит злость». Длительно и подробно описывает, что внутри него находится «коробочка со злостью», из которой «по проводам» она «разбегается по всему телу», «накапливается» и в результате он «плохо себя ведет». Говорит, что в больнице будет вести себя хорошо, потому что «злость боится людей в белых халатах». Все эти размышления мальчик выдает в виде длительного монолога, при этом часто не обращая внимания на обращенные к нему вопросы. Если ребенок все же слышит вопрос взрослого, то может легко включить предлагаемую тему в сюжет своего повествования, впоследствии вспомнить и повторить так же уже не может. Страхи, обманы восприятия отрицает.
В отделении: в течение всего периода пребывания в отделении ребенок некритично относился к своему состоянию, отрицал нарушения поведения. При этом, когда ребенок оставался наедине с мамой, отмечалась выраженная протестность, капризность, мальчик злился на маму, громко кричал, мог замахнуться на нее. На фоне проводимой терапии респеридоном, со слов матери, состояние ребенка улучшилось, мальчик стал более спокойный и послушный. Следует отметить склонность мальчика к диссимулиции: при поступлении ребенок взахлеб рассказывал о «коробочке со злостью где-то в груди», из-за которой он себя плохо ведет, однако, с течением времени стал на вопросы о коробочке реагировать с выраженным негативизмом, говоря: «нет никакой коробочки, только выпишите меня», однако при случайном ненавязчивом переходе беседы на эту тему оживлялся и снова начинал охотно излагать свой фантазийный сюжет.
Обследования:
Невролог: в неврологическом статусе выявляется – рассеянная неврологическая микросимптоматика резидуального генеза. Моторная неловкость.
Психолог: у ребенка отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы в виде истерических аффективных реакций, большей частью наблюдающихся в условиях семейного проживания на фоне частых реакций негативизма и протестности по отношению к близким, что, возможно, большей частью связано с нарушением диадической связи мать-ребенок имеющее под собой небезопасную привязанность обследуемого ребенка к материнской фигуре (по типологии качества привязанности М.Эйнсворт) и связанную с этим задержку эмоционального развития мальчика, пережившего состояние глубокой материнской депрессии в период своего личностного развития в возрасте до 3-х лет. Клиническая картина, согласно анамнестическим данным, дополняется резидуально-органическим поражением ЦНС у обследуемого ребенка и в связи с этим выявленной выраженностью уровня невротического реагирования.
Логопед: общее недоразвитие речи, соотносится с 3 уровнем речевого развития.
Отделение функциональной диагностики:
ЭЭГ: в пределах возрастной нормы.
ЭЭГ ночной видео-мониторинг: БЭА мозга соответствует параметрам возрастной нормы. Структура сна не изменена. За время проведения исследования признаков эпилептиформной активности и клинических событий не наблюдалось.
ОАК, БХ крови, ОАМ – без особенностей.
Заключение: В клинической картине у ребенка с высоким интеллектом помимо психопатоподобных проявлений с демонстративностью и агрессивными формами поведения, носящими избирательный характер, обращает на себя внимание патологическое фантазирование, носящее бредоподобный характер. Анамнез, признаки церебрастении (плохо переносит жару и транспорт, метеозависим, отмечаются явления гиперестезии к внешним раздражителям), психопатоподобные проявления позволяют квалифицировать состояние ребенка в рамках резидуально органической патологии головного мозга.
Данные из педагогической характеристики:
Посещает группу с 2012 года. Адаптационный период к условиям детского сада проходил тяжело.
Во время приема пищи и на занятиях усидчив, но, если ему что-то не нравится, пища выбрасывается и выливается на пол или на стол, может начать кричать. На занятиях высказывает пожелания, чтобы с ним играли и занимались только с ним одним. Если ему кажется, что внимания оказано недостаточно, может начать кричать, проявлять агрессию (может кинуть игрушку в детей и во взрослого, перевернуть стул). Поведение не всегда целенаправленно, иногда носит спонтанный характер.
В игровой деятельности у ребенка преобладают исследовательские действия. Игра может носить длительный характер, но должна быть подчинена только ему. Если партнеры по игре не устраивают, может проявлять агрессивность (кричать и драться).
Охотно идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми, может проявлять инициативу в общении. Но часто конфликтует и с теми, и с другими, провоцирует конфликтные ситуации. Ярко выраженная агрессия иногда наблюдается у него, когда за ним приходят родители.
Уровень чувствительности к воздействиям взрослого низкий: при обсуждении со взрослыми конфликтных ситуаций, ребенок демонстрирует понимание ошибочности своих действий, однако, при повторных случаях не меняет свое поведение и проявляет агрессивность, чем пугает детей и взрослых.
Можете ли Вы дать нам рекомендации по данной проблеме или, возможно, нам стоит прийти к Вам на консультацию? |