Дочь 10 лет 5 месяцев. Часто испытывает негативные эмоции, плачет (по нескольку раз за день) – утром жалуется, что не хочет, вставать, идти в школу, вечером, что не хочет мыться, днем - делать уроки, идти гулять. Раздражает младший брат (4,5 года). Отталкивает его при попытках обнять или поцеловать ее. Многие дела делает медленно – умывается 30 минут, одевается 20 минут, уборка в комнате –часа два и более. Сама расстраивается по этому поводу, но изменить это не может. В результате мало времени остается на отдых, т.к. уроки тоже делает долго – по многу раз проверяет. Учиться почти на одни 5-ки. Любит придумывать сюжеты, стихи, любит читать особенно в библиотеке, любит выступать на сцене.
Говорит, что в ней как будто два человека, один говорит, что все хорошо, а второй, что все плохо. Бывает, что для того чтобы разозлиться и не нужны какие-либо существенные внешние факторы – она сама их придумает. Например, во время прогулки по музею она вдруг стала грустной, скукожилась, стала тереть одну ногу об другую (она всегда так делает когда нервничает), оказалась она подумала, что брат лучше ее выглядит, когда сидит на танке. Когда ей было 4 года, она в гостях разрыдалась от того, что подумала, что если она один раз отказалась от блюда, то второй раз ей не предложат. Выяснилась эта причина только спустя несколько лет – она мне рассказала. Быть может многие причины сегодняшних слез, я узнаю еще спустя годы.
У Сони периодически бывают тики (может это по другому называется) – то глаз часто моргает, то носом шмыгает, то вздыхает глубоко, то носом крутит (сжимает, ворочает). Иногда проходит один тик и начинается другой. Иногда и нет никаких тиков. Но в последние месяцы во время раздражения она трет (задевает) одной ногой об другую. Вчера даже разодрала в кровь ногу при этом. Года полтора назад появился очень сильный тик – она сильно и часто сжимала и разжимала глаза. Невропатолог тогда поставила диагноз невротические реакции. Блефароспазм. Отметила вялую осанку и рекомендовала массаж и консультацию офтальмолога. Было прописано: пантокальцин 500х2 р в день 60 дней, циннаризин ½ таб. на ночь 30 дней, а потом магний В6 по 1 т. 2 раза в день 60 дней. Лечение помогло, но не так быстро как планировал доктор. Невролог тогда сказала, что такой тик не мог появиться просто так – был какой-то предвестник, а мы его упустили, не заметили. Она действительно за несколько месяцев до этого начала шмыгать носом. Мы водили ее к психотерапевту. Он около часа с ней беседовал – пытался определить когда она нервничает, задавая разные вопросы на одну и ту же тему. В процессе беседы она начала злиться, а под конец - заплакала. Врач сказал, что она здорова, лекарства не нужны, а по поводу шмыганья носом надо обратиться к лору. Лор ничего не нашла. Сказала только, что при ее проблеме (частые носовые кровотечения) ей можно только осторожно чистить нос с использованием специальных спреев. Но Соня считает, что ей виднее как со своим носом обращаться. После этого, осенью я заметив очередную странность (глубоко вздыхала, сильно и долго двигала стулом перед тем как сесть за стол) повела ее к неврологу. Мы сделали ЭЭГ. Невролог сказала, что у нее смещение порога судорожной активности. Диагноз: Тикозный гиперкинез. Невротические реакции. Рекомендовано: тиапридал 100 1/4 в ночь – 1 месяц, далее ½ в ночь – 2 месяца, фенибут 250 ¼ з раза в день 2 месяца, далее пантогам 250 1 т. 2 раза 1 месяц, магний В6 ½ 2 раза 2 месяца. Те реакции, с которыми мы обратились к врачу прошли, но появлялись новые – то покашливала, то вот ноги трет. После трех месяцев принимать лекарства прекратили. Следующие полгода прошли спокойно. В апреле мы достоялись в очереди к профессору-невропатологу. Доктор ничего существенного не обнаружила. По той прежней ЭЭГ сказала, что это просто плохо высыпается ребенок (хотя ЭЭГ была сделана во время летних каникул), рекомендовала сдать кровь на ревмопробы (т.к. горло несколько краснее нормы), посетить дерматолога и пропить аевит, а потом лецитин – у нее сухая кожа; делать периодически ЭЭГ и если будут появляться повторяющиеся действия – отвлекать прогулкой, четками. С прогулками проблема – она не любит гулять и мое навязывание ей прогулки – это еще один повод разозлиться. А четки – тоже не пошло – она когда злиться ей не до четок – она пинает мебель, хлопает дверьми, швыряет все, что под руку попадется.
Проблемы начались, когда Соне было 4 года. Она злилась на ровном месте и начинала истошно кричать, плакать. Поводом могло послужить что угодно – не получившийся рисунок, дверь в ее комнату открыли (или закрыли), а ей это не понравилось. Соня в детский садик не ходила. Когда ей было полгода я вышла на работу, а к ней взяли няню. Няню дочь любит – до сих пор с удовольствием ходит к ней в гости. У няни две дочери, но старше Сони. Младшая на 6 лет. Но они хорошо с ней ладили. Няня водила ее на кружки (танцы, рисование), во дворе у Сони была подруга (но нелюбимая) – внучка няниной подруги. С почти 5-ти лет (Соня родилась в ноябре) стала посещать занятия с дошкольниками в школе – примерно час два раза в неделю. Но ей не понравилось, она бросила, походив месяц, потом вернулась туда уже весной. Всего она туда ходила 3 года. Второй год уже посещала лучше, но тоже периодически бросала. Только третий год нормально посещала. Сейчас она в 3 классе, проблем в школе, в т.ч. с ребятами нет. Она, правда тянется к старшим. На занятиях самбо познакомилась с ребятами 7-ми классниками, они ее познакомили со своими одноклассницами. Вот общение с ними для нее действительно интересно. А с ровесниками скучновато. Но есть подруга-одноклассница, они периодически собираются у нас дома, летом ездила жить к ней на дачу. Правда Соня подружку не очень-то любит. Когда в 4 года начались проблемы с истериками, я прочитала много разной литературы и пыталась применить в жизнь разные советы, но не помогало. Когда она в очередной раз начала орать из-за потерявшегося карандаша, у меня сдали нервы, и я грубо на нее накричала и велела прекратить орать. Она сразу затихла, села и начала писать «Соня не кричи надо говорить спокойно». Мы ей это все время твердили. После этого такие истерики прекратились. А те расстройства, что появлялись можно было устранить просто приласкав, обняв ее.
Когда ей было 5, я ожидала ребенка. Соня хотела малыша, но у нее весной появились новые странности. Она всегда была брезглива, но тут она стала отшатываться если кто-то протягивал к ней или над ней руку, старалась брать предметы из чьих-либо рук не ладонью, а боковой стороной, часто и подолгу мыла руки, до потрескавшейся кожи. Психолог сказал, что это эмоциональная неразвитость, т.к. она не посещала детский садик, а мы ее осенью отдали в дошколку, ей там не понравилось и поэтому весной у нее это и началось. Рекомендовала посещать специальные детские группы по развитию и пить атаракс ¼ 3 раза 1 месяц. Групп таких у нас по месту проживания нет, атаракс пропили. Но потом мытье рук трансформировалось в другое: она придумывала, что в чем то виновата, плакала, стала очень медлительной. Пока она умывалась, одевалась, завтракала, дети, уже погуляв, шли обедать. Никакие способы ее поторопить не сработали. А заходя в ванную комнату, она вообще менялась. Даже в процессе игры, будучи в хорошем настроении, забежав в ванну на минутку, она выходила минут через 20 в ужасном настроении – очень расстроенная, часто заплаканная. Говорила, что что-нибудь вспомнила плохое (часто вообще выдуманное). Со временем ситуация несколько улучшилась. Как я уже упоминала ранее, она так и проводит в ванной много времени до сих пор, но уже само посещение этой комнаты не приводит ее в плохое настроение.
С Соней трудно когда от нее требуется выполнение каких-либо определенных действий – вставать по утрам (кстати, еще год назад этой проблемы не было), идти в школу, идти гулять, делать уроки и уборку комнаты, заниматься музыкой (бабушка пыталась ее заинтересовать) – на все это на злиться. Наверное, если бы от нее ничего никто не требовал – ешь да спи, ей было бы лучше. Но так ведь не бывает. Очень трудно было приучить ее к помощи в уборке в доме. Всегда скандал. Я и просила и объясняла, почему это надо делать и плакала и ругалась. Психиатр сказала, что я слишком много требую от 10 летнего ребенка – уборка в комнате это для нее еще рано. Может оно и так. А по поводу мытья, психолог сказала, раз она не может быстро принять душ, а мыться надо – то мойте ее сами. Но ее это злит, она меня стесняется и вообще считает, что я делаю все не так хорошо (тщательно) как она. Поэтому и в комнате своей она не хочет, чтобы ей помогали с уборкой, а сама это растягивает на пол дня. Вообще очень тяжело организовать ей нормальный распорядок дня – чтобы ложилась во время, гуляла, мылась, отдыхала. Сама она не в состоянии это планировать и выполнять, советы со стороны в лучшем случае выслушивает, но делает все равно по-своему. Ходить за ней по пятам и контролировать каждый ей шаг, чтобы она вовремя все успевала и не отвлекалась – это нереально. Опаздывает в школу постоянно. Раньше мы жили рядом со школой. И когда началась такая проблема (года полтора назад) мы ей предоставили полную самостоятельность – сама вставай, умывайся, одевайся, потом разбудишь маму – она тебе даст завтрак и причешет. И все наладилось. Но потом мы переехали, и теперь в школу приходится возить на машине. Соответственно я или муж встаем утром и будим ее, т.к. на будильник она не реагирует. Но все равно она опаздывает. Поспорила на днях с подругой, что придет один раз в школу во время – ничего не сделала для того, чтобы выиграть спор. Только разозлилась на подругу. А сейчас ее в школе даже ругать за опоздания перестали – привыкли. Часто что-нибудь теряет, забывает. В школе уже сразу кладет свои вещи на подоконник для забытых вещей – все равно они там окажутся. Настроение быстро портится – из школы приходит в хорошем настроении, что-нибудь рассказывает, воодушевлена. Идет переодеваться и в гардеробной садится на пол и плачет. Прошло не более 5 минут. Ничего не произошло снаружи ее. Что то произошло внутри…
Чаще всего начало ее злобы видно по характерным движением ногами и переспрашиванием – она перестает что бы то ни было понимать. И каждый раз переспрашивая она становится все раздражительнее. Отвечать на ее вопросы только ухудшает ситуацию. Иногда помогает отвлечь на другую тему, но чаще всего она со временем возвращается к этим вопросам и все начинается снова. Помогает если грубо ее прервать, она через некоторое время возвращается к нормальному общению и истерики не происходит, но это крайняя мера, и применять ее каждый день…
На людях она обычно сдержана, такое поведение только дома и только если нет посторонних. Соответственно у врача она тоже ведет себя нормально. Обычно ее признают здоровой.
У нее есть небольшие проблемы со свертываемостью крови - недостаток 7-го фактор, из-за этого частые носовые кровотечение, но рекомендации врача по уходу за носом она не слушает, нос чистит каждый день так, что все стены в ванной комнате в крови. Эти кровотечения тоже ее злят.
Она посещает ортодонта и ей необходимо носить треймер – каждое напоминание об этом - еще причина расстроить ее.
Иногда жалуется на головные боли. Если жалуется долго, то даю обезболивающее.
В начале беременности у меня была отслойка плаценты – думали, будет выкидыш, поэтому почти всю беременность принимала дексаметазон. В остальном все было благополучно. Роды были достаточно быстрыми, врачи давали препараты усыпляющие, ребенок наглотался вод и первые дни провел в реанимации. Поэтому сначала не брал грудь, пила только из бутылочки. Но со временем удалось ее приучить. Грудное вскармливание примерно до 9 месяцев. В это время мы расходились с мужем. Со временем ситуация нормализовалась, но может это тоже наложило отпечаток.
Сейчас она больше всего предпочитает общаться с бабушкой – та находит слова утешения и, наверное, больше понимания, чем я. Я стараюсь, но у меня вспыльчивый характер и я часто раздражаюсь на ее злость. Муж вообще мало времени ей уделяет – может поиграть в шахматы, спросить как в школе, но он считает, что с ребенком все в порядке, это я все надумываю.
Соня первый ребенок, родилась, когда мне было 28 лет. Ее отец как оказалась склонен к депрессиям. Дедушка (по отцовской линии) закодирован от алкоголизма.
Второй мой ребенок такими неврозами не страдает.
Соня развивалась (училась сидеть, ходить) как стандартный ребенок. Я, к сожалению, не записывала все сроки, но мы регулярно посещали педиатра - никакого отставания в развитии не было. Даже наоборот. Она рано начала хорошо говорить. В 4 года уже могла читать маленькие слова, а потом сама уже писала стихи (правда иногда странные – про убиенную кухонным ножом принцессу). Рисовала она тоже сначала почему то только черной краской. Потом полюбила пластилин и до сих пор с удовольствием мастерит из него куколок, хотя в них не играет.
Соню укачивает в машине. Несмотря на многочисленные посещения логопедов она нечетко произносит букву «р», но также говорит и мой муж.
Из всех кружков, которые она посещала больше всего она любила самбо – т.к. она там единственная девочка и ее хвалят, и педагог ей нравится. Но я в этом году не стала ее туда водить – т.к. это не женский вид спорта – боюсь травм, учитывая ее пониженную свертываемость крови, и еще, потому что занятия 3 раза в неделю по 2-3 часа – потом она не успевает вовремя сделать уроки, поздно ложится спать, очень утомлена. Сейчас она стала посещать театральный кружок – пока вроде бы ей нравиться. Кроме того она занимается в маленькой группе английским языком – ей не нравится, говорит скучно. Хотя благодаря этому она лучшая ученица по этому предмету в школе и ей это очень нравится. Ранее она посещала шахматы и музыкальный театральный кружки, но бросила – говорит скучно, коллектив не интересный, занятий не нравятся.
А сейчас не знаем как себя с ней вести. Как реагировать на ее вспышки злости, на частые слезы, на постоянные жалобы по поводу всего. Как организовать ей нормальный режим, учитывая ее сопротивление. |