Здравствуйте Лев Олегович!
Хочу проконсультироваться по поводу своего сына . Сейчас ему 3.8г. Основные жалобы: задержка речи, проблемы с вниманием, гиперактивность, не умеет играть.
Родился на 39 неделе, 7/8 Апгар, обвитие пуповиной вокруг шеи, гипоксия. Была кривошея. До года развивался в соответствии с нормами. Речь не пошла сразу. В год – около пяти звукоподражаний, затем очень медленный темп развития речи– по 1-2 слов в месяц. Ничего не повторял. В 1,5 года – 15 слов и диагноз ЗРР.
В 2.5 попали к другому неврологу начали лечиться ноотропами – Когитум, затем Кортексин, затем пантокальцин. Появился примитивный диалог на уровне да – нет, т.е. общаться стали еще до появления речи. Но тут же пришла другая проблема – ребенок стал очень гиперактивный, появилась бестолковая беготня, прыжки по диванам и креслам. Низкий познавательный интерес. Книжками не интересуется, рисовать не умеет. Дефицит внимания. Слышит только то, в чем сам заинтересован, но если в чем-то заинтересован, то замучает с просьбами. Невролог поставила диагноз ЗПРР, но сказала, что ребенок преспективный, психическое развитие пойдет по мере развития речи.
В 3,2 на фоне лечения ноотропами у ребенка активизировалось общее подражание – стал очень много подражать родителям, телевизору, занимался «йогой» и «боксом», смотря спортивные каналы, на фоне этого пошли повторы слов. С этого момента пошла речевая динамика, которая сохраняется до сих пор – около 20 новых слов в месяц, но слова до мих пор лепетные «тити – птицы», «ече – печенье». В 3,6 стали появляться маленькие предложения «мама, иди!», «Мама, апи!» (мама, помоги), «папа, фядь!» (папа, сядь!), «аё, деда, вивет!» (але, деда, привет!»),» хочу вотете!», «хочу капука!» (хочу человека-паука), но до нормальной речи еще как до луны, т.е. понимаем его практически только мы.
Указательный жест появился где-то в год. Понимание речи хорошее. С просьбами обращается активно. Ребенок эмоциональный, показывает на картинках кто злой, кто добрый, кто веселый, кто грустный. Никогда не было избирательности в еде, реакции на звуковые раздражители (сушим волосы феном). Хорошая имитация – по просьбе может повторить любой жест или движение. Есть один пунктик – любим кататься на трамваях очень, но на этом, наверное, и все. Не истерик. Если в чем-то упрется, то довольно легко переключить на что-то другое, т.е. довольно легко договориться.
Что пугает больше всего?
В 3 года пошли в детский сад. Адаптировался неплохо, несмотря на то,что в группе он один неговорящий ребенок (ходим в обычный сад). Водим на целый день, ест, спит, принимает участие во всех групповых занятиях. На физкультуре делает все упражнения, на музыкальном занятии танцует. Участвовал во всех утренниках, выглядит, конечно, на фоне остальных детей немного растерянным, но все равно делал все со всеми.
Когда у детей по графику свободное время для игр, то с детьми не играет. Носится сам по себе по группе. Ничем не интересуется, не может найти себе занятия. Отбирает у детей игрушки, может стукнуть. На прогулке также, сам по себе гуляет, уходит в конец участка.
С детьми моих друзей такая же ситуация. Недавно приезжала подруга с дочерью, я предупредила сын, он ждал их. Мы заехали за ними на машине, сын сказал «привет», помахал ручкой, когда вышли, взял девочку за руку, пришли домой и…все. Дальше совместной игры не получается. Единственное взаимодействие, на которое способен мой ребенок, это отобрать игрушку и не отдавать.
На детской площадке тоже вредничает – не пускает детей на горку, отбирает чужие игрушки и велосипеды. Любит играть с папой в футбол, но если к ним захочет присоединиться другой ребенок, то говорит «ака!» (пока!), т.е. уходи! Ездим на групповые занятия к дефектологу, там группа детишек с задержкой в развитии, дефектолог говорит, что да, проблема есть, в общении пассивен.
Еще пугает негативизм на чужих людей. Либо начинает стесняться, за меня прятаться, либо откровенно фыркает и машет рукой «ака-ака!».
Дома беготня занимает все свободное время. Пытаюсь заниматься с ребенком в игровой форме – не хочет. Хотя, методом шантажа, "сначала поиграем – потом мультики" иногда получается. По просьбе делает все: кормит кукол, делает им укол, укладывает спать, показывает, как они разговаривают. Показывает, как роботы деруться, как машины попадают в аварию и переворачиваются. Но заниматься этим сам он почему-то не хочет. Проблема я так понимаю именно в произвольном времяпровождении, ребенок не может его сам организовать, а когда родители предлагают ему занятия, не может на них сконцентрироваться, они ему не интересны. Помогите разобраться, пожалуйста, в чем проблема?
То, что ребенок плохо идет на контакт и не хочет играть, указывает ли это на то, что у нас аутичные черты? Врач у нас их в упор не видит, говорит, что основная проблема – это гиперактивность и внимание. Нужна ли нам консультация у психиатра? Врач говорит, что проблем с поведением, которые корректирует психиатр, у нас нет, а все лечение, связанное с задержкой, мы получаем у нее. Мягко намекает, что к психологу нужно мне.
Заранее благодарна за ответ! Алена. |
Добрый вечер, Алена! обычно для выявления аутизма и родственных ему состояний наиболее информативны следующие вопросы: - не смотрит глаза в глаза? - не показывает пальцем? показывает предметами, локтем, всей рукой, ладонью? - избегает непривычной пищи, новой одежды? - любит одни и те же - одежду, маршруты, предметы, включая технику, пищу? - в развитии (в том числе в речевом) были этапы поступательного развития и откаты? - есть стереотипные движения, взмахи руками, хождение на цыпочках? - плавающий вверх-вниз мышечный тонус? - специфический голос (высокий), вокализмы (выкрики)? говорит ли о себе "Я"? эхолалии? - движение по кругу, ужимки, ухмылки, "съеживание"? - предпочтение общения с неживыми объектами живым людям? символизм? бессмысленное манипулирование игрушками? Посмотрите обсуждения по темам: Ребенок совсем перестал говорить Есть ли жизнь без рисполепта Аутизм, ранняя детская шизофрения Есть что-то похожее в описании? Диагноз аутистических расстройств очень труден - за исключением заведомо классических случаев... И очно, и заочно, тем более. Обратитесь к детскому доктору-психиатру! |