О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Kiseleva

Помогите советом

 Kiseleva: Помогите советом   2014-04-15 21:14:57

Добрый день, Лев Олегович!

Помогите, пожалуйста, определиться с тем к камому специалисту обратиться, какую тактику действий и манеру поведения выбрать, стоит ли принимать какие-либо препараты, какие исследования пройти, если наша проблема находиться в вашей компетенции.

Кратко то, что нас беспокоит: ребенку 1,5 года, очень подвижный, почти никогда не сидит на месте по собственной инициативе, все игры, прогулки в движении, далеко не всегда реагирует на имя или призыв подойти к родителю, особенно когда чем-либо занят или вовремя прогулки, не желает обучаться, через несколько минут теряет интерес к занятию, развивающей игрушке, переключается на другой объект (если не сидит в стульчике) или начинает скучать, отворачиваться, выкидывать игрушки со столика, бить ногами, хныкать, воспринимает поправку действий или показ как делать что-то правильно в штыки, сразу же отказывается воспринимать информацию, выбрасывает предмет, который использовался при обучении (так у нас дело обстоит, например, с обучением есть ложкой. Стоит только поправить ложку в руке ребенка, как он ее выбрасывает), не всегда реагирует на просьбу родителя сделать что-то или показывать что-то (может с удовольствием помогать одеваться, поднимать руки, ноги по просьбе, понимает и без просьбы какое действие необходимо сделать при виде определенной одежды, но, например, при просьбе показать глазки может ничего не сделать, а продолжать листать книгу и показать глазки пальчиком лишь через несколько разворотов без просьбы), очень сложно обучается и приобретает новые навыки (учим 3 месяца по книгам черты лица, показываем на игрушках, на своем лице, но на просьбу показать нос не реагирует), отстает в речевом развитии и в развитии присутствуют откаты (могли в 1 год и 1 месяц говорит папа, связывать его появление с входной дверью, потом перестали, затем четко говорили около недели мама, перестали), так к 1,5 годам сказали 5 слов (мама, папа, баба, дай, иди), говорим в основном слогами и звуками, разобрать что говорим почти невозможно, около месяца дома в период бодрствования ходим в трусиках, понимаем что стало сыро когда пописали, но на горшок не просимся, ходим на горшок только если вовремя посадить, сует в рот предметы, отказывается жевать продукты, кроме печенья, реагирует на изменение погоды (недавно была сильная метель, ночью температура опустилась до -10, днем +8, ребенок проснуться ночью и около часа на спал, очень эмоционально требует или показывает что не хочет (хнычет, ложится на пол, землю, упирается ногами).

Теперь о развитии. Зачатие естественное. Возраст родителей на момент рождения ребенка: мать – 25 лет, отец – 27 лет. Ребенок первый. Беременность протекала без осложнений, без токсикоза, гестоза, угрозы выкидыша, тонуса. В 1 триместре был чуть снижен гемоглобин. Из препаратов принимала фенюльс, фемибион 1. Во 2 и 3 триместре принимала элевит, флебодиа (из-за тяжести в ногах), на последних неделях отмечались небольшие отеки на лодышках. В 3 триместре принимала ОРЗ, принимала по рекомендации терапевта пектусин, пиносол, називин детский, полоскание горла травами. Точно не помню на каком именно УЗИ (2 или 3 триместр) было выявлено двойное обвитие пуповины плода вокруг шеи. КТГ и допплеровское исследование, проводимое в ЖК планово, нарушений не выявило. Из-за обвития пуповиной и суженности таза 2 степени планировалось провести плановое кесарево сечение в 38 недель. В 37 недель легла для подготовки к родам в роддом. В тот момент КТГ показало, что малыш очень вялый, чтобы пройти критерий пришлось в течение 30-40 минут неоднократно задерживать дыхание, вставать, чтобы хоть как то расшевелить ребенка. Допплеровское исследование показало нарушение в кровотоке как в плаценте, так и у ребенка (точно не помню, сильно нервничала). Было принято решение об экстренном кесаревом сечении.

Ребенок родился в 37 недель и 2 дня 9.10.2012 года с весом 3356 гр и ростом 49 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Через 10 минут началась одышка, ребенка перевели в детское реанимационное отделение (ДРО). По результатам обследование в ДРО поставили диагнозы: ВУИ: Врожденная пневмония двусторонняя среднетяжелая острое течение на фоне ателекстазов легких. Гипоксическое поражение ЦНС, церебральная ишемия 2 степени гипертензивный синдром. Конъюгационная желтуха. ОФК (ООО). Тугоподвижность тазобедренных суставов. В ДРО проводилось лечение: кислородотерапия (ИВЛ не проводилось), парентеральное питание, дицинон, викасол, антибактериальная терапия (амоксиклав, нетромицин), допмин, коррекция электролитов, биопрепараты. Через 3 дня в связи с улучшением состояния нас перевели в отделение выхаживания недоношенных детей (ОВН), где мы получали лечение в течение 15 дней. Далее цитирую: «В отделение выхаживания недоношенных детей поступил на 3 день жизни в тяжелом состоянии с весом 3176 гр. Активность неплохая, мышечный тонус переменный с преобладанием гипотонии, рефлексы ослаблены. Кожные покровы бледно-розовые, цианоз носогубного треугольника, на коже единичные элементы токсической эритемы, желтуха 2 ст. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры, немного ослаблено, выслушиваются единичные крепитирующие хрипы с обеих сторон. Границы относительной сердечной тупости не расширены. Тоны сердца ритмичные, приглушены. Живот мягкий, печень + 3 см. …

НСГ: 17.10 (8 дней) структурность паренхимы не изменена, МПЩ – норма, боковые желудочки не расширены. Сосудистое сплетение слева неоднородное.» Нас выписали на 18-ый день после рождения. Рекомендовали принимать элькар 5 кап * 2 раза в день в течение месяца (принимали его до 4-х месяцев) и массаж (прошли курс общего массажа в 1 месяц). В 1 месяц мы держали голову, но были проблемы со вставанием на ножки при вертикализации и шаговым рефлексом.

Результаты НСГ обследования и визита к неврологу в 1 месяц и 10 дней:

Паренхима мозга – не изменена

Межполушарная щель – не расширена

Желудочковая система – 3 параметра, каждый по 3 мм (трудно расшифровать буквенное обозначение)

Сосудистые сплетения – неоднородные

Пульсация сосудов –

Патологические образования – n

Другие особенности – n

Диагноз: перинатальная энцефалопатия смешанного генеза, гипертензивный синдром

Выписано лечение с 2 по 3 месяц жизни: стугерон ¼ 2 раза в день в течение одного месяца. Данный препарат мы пропили курсом с 2,5 по 3,5 месяца после полного излечения от конъюгационной желтухи (удалось от нее вылечиться лишь в 2 месяца после пребывания в больнице с получением фототерапии).

В 2 месяца стали агукать. При повторном НСГ все параметры в норме, структуры четкие, симметричные, но обнаружены псевдокиста размером 3 мм. Больше НСГ нам сделать не удалось, так как в 4 месяца и без того маленький с рождения родничок после ударной дозы вигантола (педиатр прописал 5 капель ежедневно из-за пролысины на затылке) закрылся.

В 3 месяца на приеме у невролога отметили проблемы с тонусом мышц (гипотонус), зажатость больше с правой стороны. По рекомендации невролога пили кальций глюконат, прошли 10 сеансов лечебного массажа. В результате ближе к 4-м месяцам стали переворачиваться, свободно владеть ручками, поползли по-пластунски, но проблема с тонусом ножек не устранилась, продолжали вставать на цыпочки.

Сели правильно в 7 месяцев. В 6 месяцев садились из положения сбоку, как нам объяснил невролог не за счет тех мышц, с помощью которых надо садиться.

Диагноз невропатолога в 6 месяцев: перинатальная энцефалопатия, синдром мышечной дистонии с преобладанием гипотонии.

Назначено лечение:

- озокеритовые сапожки (до массажа за 10-15 минут) № 10

- массаж и ЛФК № 10

- пантокальцин 0,25 ¼ таблетки 2 раза в день в течение одного месяца.

Все рекомендации, кроме приема кортексина, выполнили. Также по рекомендации участкового невролога принимали нейромультивит ¼ один раз в день в течение месяца.

В 8,5 месяцев вставали на полную стопу, стали вставать в кроватке и ходить, держась за опору. Стали говорить слога и в год говорили только слога (ма, па, ди, ти, ба) и звуки. Первые шаги в 10,5 месяцев. Пошли перебежками в 11 месяцев и 1 неделю.

На приеме у невропатолога в 11 месяцев с жалобами: гиперактивность, рассеянность внимания, не играет в пирамидку, сортер, не говорит лепетные слова, не откликается на имя, просыпается ночью 4-5 раз, плачет и вновь засыпает поставили диагноз синдром нервной возбудимости, назначили энцефабол в сиропе (с 1 мл 2 раза в день, затем через 3 недели повысить дозу до 2,5 мл * 2 раза в день. Принимали 2,5 месяца в рекомендуемой дозе).

На опросе в год у невропатолога назвали прежние жалобы, на вопросы: машет ли рукой привет, пока, показывает пальчиком, знает 5-10 слов, знает и показывает пальчиком 5-10 предметов, собирает пирамидку. Диагноз: восстановительный период ПЭП, задержка речевого, психоэмоционального развития и развития мелкой моторики. Продолжили прием энцефабола.

Обратились в 1 г. и 3 месяца к другому специалисту. Отклонений в черепно-мозговых нервах, двигательной сфере (отнус мышц, объем активных движений), рефлекторная сфера – все в норме. Но на основании наблюдения за ребенком в течение 10-15 минут нам поставили диагноз СДВГ (исследовали и пытались открыть каждый шкафчик, потрогать печатающий принтер, отказывался сесть и капризничал, когда что-то запрещали потрогать), рекомендовали посещение психолога, фенибут 0,25 ¼ 2 раза в течение месяца с постепенной отменой в течение недели (курс пропили), а также когитум 5мл утром в течение 2 месяцев (начали принимать). Диагноз: СДВГ, G93.8 – другие уточненные поражения головного мозга.

По окончании приема фенибута в 1 г. и 4 месяца посетили психолога. Диагноз СДВГ нам не подтвердили по причине очень маленького возраста, в таком возрасте невозможно поставить такой диагноз. Рекомендовали просто смириться с тем, что ребенок очень активный. Сказали, что ребенок «предметник». Рекомендовали наладить режим, раньше вставать и раньше ложиться, больше времени проводить на свежем воздухе, организовать игровую среду, использовать четкую систему запретов, чередовать активность и сидячие игры, посещать развивающие занятия. Выполнив рекомендации, мы добились некоторых улучшений, стали спокойнее одеваться, можем играть в развивающие игрушки, пирамидки, геометрик, мозайку, сортировать фасоль, стали более усидчивыми, но занятия быстро надоедают.

Сейчас ребенок умеет разбирать и собирать пирамидку, но в неправильной последовательности, любит рисовать каляку-маляку карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками, закрывать и открывать крышки у кастрюль, колпачки у ручек, двери, понаблюдав, научился открыть защиту на двери, ящики, играет в металлофон, не всегда машет привет или еще реже пока, листает книги, рассматривает картинки и показывает пальчиком предметы, животных, иногда называя их различными звуками, любит мять пластилин, говорит в основном непонятно, может произнести звуки ма, па, редко мама, папа, при необходимости берет и ведет за руку родителя, катает машинки, играет в шнуровку, ку-ку, откликается на имя, если не увлечен чем-то. По наблюдениям дольше играет с новыми игрушками или бытовыми вещами (до 20-30 минут).

Подскажите, пожалуйста, какие стоит сдать анализы, какого специалиста посетить? Также хотелось бы узнать как стоит заниматься с ребенком, чем заниматься для его развития с учетом особенностей ребенка.

Спасибо!

 drLev:    2014-04-16 17:45:35

Добрый вечер!

Меня ребеночек сильно насторожил. Особенно в части откатов в речевом развитии.

Понаблюдайте за малышом и обратите внимание, есть ли что-то из вышеперечисленного:

- не смотрит глаза в глаза?

- не показывает пальцем? показывает предметами, локтем, всей рукой, ладонью?

- избегает непривычной пищи, новой одежды?

- любит одни и те же - одежду, маршруты, предметы, включая технику, пищу?

- в развитии (в том числе в речевом, то что вы заметили) были этапы поступательного развития и откаты?

- есть стереотипные движения, взмахи руками, хождение на цыпочках?

- плавающий вверх-вниз мышечный тонус?

- специфический голос (высокий), вокализмы (выкрики)? эхолалии?

- движение по кругу, ужимки, ухмылки, "съеживание"?

- предпочтение общения с неживыми объектами живым людям? символизм? бессмысленное манипулирование игрушками?

Удачи!

 Kiseleva: Добрый вечер!   2014-04-16 23:53:18

Над обозначенными вопросами уже задумывались (читали в других темах) и честно говоря трудно дать четкий и однозначный ответ на некоторые из них. Возникают сомнения а правильно ли мы понимаем суть вопросов и оцениваем ситуацию, вдруг то, что мы считали нормальным на самом деле важный симптом.

1. В глаза смотрит, когда удается его заинтересовать. Например, когда играем в мозайку, геометрик, рисуем, смотрит, но если ему надоело занятие, то он отворачивается в сторону. Также трудно установить контакт и обратить на себя внимание, если ребенок увлечен чем-то, находиться на улице рядом с детьми.

2. Показывает пальцем на заинтересовавшие его предметы в книге. В других случаях вообще никак не показывает

3. Не избегает новой пищи, одежды.

4. Нет предпочтений в одежде, предметах и т.п.. Вообще всегда очень интересуется новым. Именно изучение нового и "спасает", со старыми известными вещами через пару минут уже неинтересно.

5. Поступательное развитие и откаты заметили только в речи.

6. Стереотипных движений, взмахов не заметили.

7. С тонусом у нас была проблема: гипотонус. Но после курса массажа в 3,5, 7,5 месяцев и приема рекомендованных невропатологом препаратов проблему устранили.

8. Замечали, что во время игр ребенок может разговаривать с различной интонацией, громкостью. Но читали, что для детей такая "проба" различной манеры говорить - это нормально, поэтому не обращали на это внимание и не воспринимали это как симптом какого-то заболевания.

9. Замечали движение по кругу в виде вращений вокруг себя. Думали, что ребенок кружится вокруг себя с целью развлечения. Бывает очень редко, когда это было последний раз не помним.

10. Не предпочитаем общения с неживыми предметами живым людям. Обычно идем на контакт даже с незнакомыми людьми, рассматриваем, отвечаем или рассказываем что-то на непонятном языке, даже улыбаемся, если незнакомец понравился. Подходим к незнакомым людям с целью потрогать их, посмотреть их вещи, сумки. С детской площадки вообще сложно увести. Бессмысленного манипулирования игрушками нет, мы либо играем, либо бросаем игрушку, когда она неинтересна.

Ответы на вопросы субъективны. Безусловно, то, что мы считаем нормой, может быть важным знаком, а то, что нас настораживает в поведении, может быть лишь возрастным или проявлением характера. Поэтому нам бы очень хотелось очной консультации и наблюдения за ребенком со стороны, оценки и рекомендаций от специалиста. Несмотря на уверения последнего специалиста (психолога), что все нормально и соответствует возрасту, не получается откинуть от себя мысли, что ребенок отстает в развитии и не выполняет нормы, может нуждаться в особой методике развивающих занятий, в особом подходе, а может быть и в более серьезном лечении, а мы упускаем время.

По рекомендации невропатолога с достаточно большой практикой, д.м.н., работающего в НИИ им. материнства и детства (г. Иваново) нам стоит решать проблемы отставания в развитии именно с психологом. Можем ли мы к Вам обратиться с нашей проблемой и стоит ли перед очной консультацией пройти какие-нибудь исследования?

 drLev:    2014-04-18 10:11:18

Доброе утро!

Взгляд глаза-в-глаза - возникает не столько как ответ на вашу активность, сколько как запрос на вашу активность. Взглядом ребенок побуждает вас (в норме) вступить с ним в общение. Переформулирую вопрос: убегают ли глаза у ребенка при вашей попытке смотреть ему в глаза? Пальцем (указательным) ребенок показывает, прежде всего, требуя что-либо (дай!). Если показывает не пальцем, или не простым тычком (дай!), а как-то необычно, с изворотом, не пальцем - очень настораживает. Плавающий тонус - в течение суток. Утром еще рука была в тонусе, как будто деревянная, вечером - мягкая, как тряпочка. Высокий голос - высокий, не модулированный, практически до писка. Пробы с модуляциями голоса, действительно, норма. Манипуляции с игрушками - я имел в виду использование не по назначению. Машину не катает, а бьет. Куклу не укладывает спать, а катает.

Что касается психологов... я не верю в способность психолога, как самостоятельного специалиста, осуществлять психотерапевтическую и коррекционную работу. Психолог - диагност (по заданию врача-психиатра, психотерапевта) и помощник в психотерапии (ассистент врача-психотерапевта). Коррекционная работа - работа педагогов-дефектологов, логопедов.

Ко мне приехать можно, но, учитывая ваш юный возраст, дифференцировать характер задержки развития (если такая имеется) будет трудно (время консультации лимитировано 1 часом). Не исключаю, что настороженность может так и остаться настороженностью, т.к. откаты в речевом развитии в столь юном возрасте могут быть признаком не только расстройств аутистического спектра (чего больше всего и боимся), но и реакциями на депривацию, иные психические травмы, тяжелые соматические состояния. Поэтому с собой - все медицинские документы, все клинические исследования, заключения всех специалистов.

Удачи!