Здравствуйте, Лев Олегович!
Помогите, пожалуйста, определиться с диагнозом сына. Ему 9 лет, учится во втором классе.
Беременность протекала спокойно, если не считать изжоги на последних месяцах. Токсикоза не было. Родила в 28 лет. Сын родился на 35 неделе, сразу после родов был помещен в реанимационное отделение на три дня, посещать разрешали один раз в день. После этого нас вместе направили в отделение патологии новорожденных, где проходили лечение в течение месяца. Родился ножками вперед, состояние при рождении тяжелое, кричать начал только после того как на него надели маску, по апгар 5 и 6. Гр. здоровья: ВСД по гиперт. типу, гестоз. Д-з при выписке: СДГ пневмопатия, синдром дыхательных расстройств), ППЦНС гипоксично-ишемического ВСД. Дородовое излияние вод, б/п 3ч 50. 1 ст коньюгоц. Желтуха, нед 1 ст, ЗВУР. Гр. здоровья 2Б, гр. риска 1ст. ВУН, гр. риска ПВО 1гр. невролог. В больнице капали лекарство, название в карточке не нашла начинается на г, но не глицин. После невролог выписал аспаркам, диакарб, пантогам и кавинтон., массаж. В 1 мес на узи мозга признаков незрелости нет, стволовые структуры четкие. Таламо(далее неразборчиво) справа неоднородн. образ. 3,1х2,1 с формированием псевдокисты. В полгода кист не было, УЗИ патологии не выявило. Улыбаться и держать голову стал в 2 мес, в 5 переворачивется, в 8 умеет сидеть и ползать, в 1,1 пошел. В 9 месяцев лежали в больнице, острый трахеит, ОРВИ, бронхит. В пять лет лечили синехии, очень тяжело перенес лечение. Отдельные слова появились в год и 2, фразами заговорил в 2,3 когда пошел в д.сад.
Очень бурная реакция была во время купания, кричал что горячо, хотя вода чуть теплая (муж прибегал проверять не в кипятке ли его купаю). Сейчас тоже посуду моет и умывается чуть теплой водой.
С трех лет начались капризы и продолжаются до сих пор. Его очень сложно в чем-либо убедить, на замечания реагирует бурно, начинает кричать, огрызаться, закрывать тетрадь руками, не дает исправлять ошибки, убегает в другую комнату. Такая реакция и на наши замечания, и на замечания учителей и детей.
В детском саду сначала посещал общую группу, затем коррекционную. К концу детского сада воспитатели стали отмечать, что он боится идти в школу, ему грустно расставаться с дет.садом. На занятиях стал отказываться заниматься. Сменили две школы, учителя с абсолютно разными подходами к воспитанию не смогли найти с ним общий язык. Отмечают его сообразительность, невнимательность, игнорирование замечаний. Он прятался под парту, замечания игнорировал либо наоборот выдавал слишком сильную реакцию: кричал, рвал тетради, прятался и убегал с урока. Дети с ним не дружат из-за вспыльчивости, обидчивости. Сын старается под них подстроиться, не получается. Или сам обижается что не по его выходит, или других обидит. С нашей стороны контролируем практически каждую просьбу и поручение, иначе ничего не делает. Каюсь, иногда приходится применять и подзатыльники. Сейчас на домашнем обучении иногда отказывается заниматься. Просто «не хочу» и «зачем?» При расспросах о том, что случилось, молчит глядя прямо в глаза, когда знает, что виноват, или думает, что его сейчас будут ругать. Или издает противные звуки, воет, пищит, шипит. Замахивался ручкой как оружием, табуретом.
Когда сыну было 6 лет мы расстались с его отцом, через год у него появился отчим. В первом классе во второй четверти сбежал к отцу пешком через весь город, видимо от отчаянья, что его все ругают. Отец желания видеть сына не проявляет, мотивирует тем, что нет денег, чтобы его развлекать. Однажды его не успела встретить бабушка со школы, расстроенный рванул к папе. В то же время у ребенка видимо начинался невроз, с утра перед школой и в школе тошнота, однажды рвота. Не знала, что это настолько серьезно, связывала это с метеочувствительностью, к врачам не обращались. Были случаи краж, взял в школе телефон у детей, у нас пропадают деньги. Занимался попрошайничеством, тратил деньги на сладкое (покупаем) и мне на подарок. Не считает это постыдным. Такое ощущение, что у него вообще нет социальной совести. Все зависит только от его «хочу». Слово «нельзя» для него не существует. Хотя с его отцом мы воспитывали его достаточно строго. В 4 года на прогулке убежал от бабушки, нашелся в тот же вечер. С его слов просился к дяде в машину – не повез, женщина угостила его конфетами и видимо отвела в милицию (нам сказали, что сам пришел). И мы, и сотрудники милиции его расспрашивали, ничего плохого с ним не случилось, он не испугался. Испугались мы. Не ругали и не наказали. Просто поговорили.
Обратились к неврологу в 8 лет, РЭГ дефицит в сосудах правого полушария, РИ КБ слева 1,81, справа 1,24 КА 32%, РИ ВББ слева 1,67 справа 0,83 КА 67%. Дистония с преобладанием гипотонического компонента, венозно кровоток затруднен. ЭЭГ патологии не выявлено. Лечение энцефабол 1/2х2, нейромультивит по 1/2х2. После приема лекарств было такое ощущение, что до сына не всегда доходит смысл слов, ему стало сложнее выполнять задание, истерические реакции усилились.
Через три месяца результаты РЭГ с увеличением в ВББ с обеих сторон, РИ КБ слева 1,73 справа 2,38 КА 32 РИ КББ слева 1,66 справа 2,4 КА 32%, дистония по гипотоническому типу, венозно кровоток не затруднен. Лечение: пантокальцин, винпоцетин. Особых изменений в поведении не заметили. Прошел энурез.
Невролог рекомендовал обратиться к психиатру, своих проблем не видел: «Сейчас дети такие, у всех голова болит, невнимательные и неусидчивые.»
На приеме психиатр поставил изначально СДВГ. Сказал заниматься с психологом. Повторно через через три месяца предложили заниматься в частной клинике с этим же врачом. После нескольких занятий врач отметила малую эмоциональность сына (поводов повеселиться там и не было, дома он часто смеется, играет). Проводила терапию. Точно не знаю как называется лечение, сын закрывал глаза и представлял определенную картинку под рассказы врача. После одного из таких занятий сын по просьбе врача нарисовал медведя, он получился всех цветов радуги. Нарисовал несуществующее животное с хвостом, зубами, прорисовал мозг, питается людьми. Врач рекомендовал подойти в ПНД для повторной диагностики. Что написал психолог мне не показали, но озвучили, что возможно ШЗ. Такой диагноз есть у моей сестры. Сейчас официально на карте 6.828, под вопросом F-21 и F-20. Для уточнения диагноза предлагают лечь в стационар.
У ребенка раньше был выдуманный друг, дракон. Он мне об этом недавно рассказал. Сейчас дракон появляется вновь когда нас нет дома. Говорит, что есть же такие вещи, которые могут только дети видеть. Если я спрашиваю о нем, сын говорит не лезь в мою личную жизнь. И непонятно верит ли он в то, что дракон существует на самом деле. Или просто врет, фантазирует. Замираний, отсутствующего взгляда, оглядываний нет. Однажды когда сработала микроволновка ему послышалось, что мужской голос сказал как в игре «Что?Где?Когда?»: «А теперь следующий раунд!» Он этому очень удивился. На тот момент у него неделю держалась температура, проходил лечение антибиотиками. Друзей у него нет, сейчас на домашнем обучении. В классе есть девочка, которая ему очень нравится, без взаимности, он этого не понимает. В классе ребенка травили, в первой школе учительница, во второй дети. На улице бывает раз в день, кружки посещает по выходным. Из спорта ортопед разрешил только бассейн, его посещать не может пока, болеет. Может фантазировать бесконечно на тему техники. Замечания о том, что машины из картона непрактичны игнорирует (занимается на кружке моделирования из бумаги).
Когда я прихожу с работы, а он дома один – прячется. Ждет, чтобы я его нашла. Разными способами пыталась отучить его это этого – безрезультатно. Любит готовить в наше отсутствие. Любит вместе читать, особенно стихи. Любимые занятия ТВ и компьютер. Ограничиваем по мере возможности.
Сейчас я перед выбором. Врач отказывается назначать лечение без стационара. В платном приеме так же отказывает. Я опасаюсь, что его там продержат больше необходимого и того, что он будет скучать по нам. О больницах у него очень плохие воспоминания. После госпитализаций шарахался от людей в белых халатах.
Что посоветуете? К каким врачам обращаться к психиатру или все же к неврологу, какие обследования рекомендуете пройти? |