Уважаемый Лев Олегович!
Получить консультацию детского психиатра нам посоветовал психолог, к которому я обратилась по поводу сложностей у сына с общением и частыми слезами.
Сыну 6 лет 2 месяца. Меня волнует то, что он стесняется и даже боится других детей. Еще в младенчестве он никогда не проявлял интереса к другим детям, не хотел идти в песочницу, если там были другие дети. Тогда меня это не настораживало, так как страха у него я не замечала, просто казалось, что ему не интересны другие дети. Я это списывала на особенности характера, так как у нас все в семье не очень общительные. Постоянных друзей-приятелей, с которыми мы бы гуляли во дворе, у нас не было. Иногда (2-3 раза в год) мы встречались семьями с моими подругами, но у них дети на 2-3 года постарше моего и сын с этими детьми тоже не играл, а все время крутился возле меня.
Я рассчитывала на то, что в когда он пойдет в детский сад, он научится общаться и играть с другими.
Но в 2 года 7 мес. он неожиданно начал заикаться (испуга не было). Вначале немного, но через пару месяцев заикался почти на каждом слове. поставили клоно- тоническое неврозоподобное заикание средней тяжести, сказали , что возможно заикание связано с быстрым развитием речи (в 2 года сын говорил отдельные слова и простые предложения, а в 2,5 года уже длинные предложения и очень расширился словарный запас, кроме того, темп речи у него был ускорен). Невролог рекомендовал не отдавать сына в детский сад, так как это могло бы ухудшить ситуацию. Во время заикания у сына появилась привычка прикрывать рот ладошкой, когда он говорит (как будто он стесняется и хочет спрятать свое заикание от других). Почти год мы лечились и ходили по разным врачам. Лечение: атаракс 0,025 1/4 т. х 3 раза - 1 мес., пантогам 1 т. х 2 раза - 2 мес. Эффекта не было, только началась аллергия на лекарства. В 3 года обратились по поводу заикания в Центр патологии речи и нейрореабилитации. там невролог и логопед поставили следующий диагноз: минимальная мозговая дисфункция, заикание смешанная форма, задержка развития речи 2 уровня, элементы задержки психического развития. Лечение: семакс по 2 кап 2 раза - 1 мес, танакан 40 - по 1/2 т 2 раза - 2 мес, магне В6- по 1/2 ампулы 2 раза - 1 мес. Эффекта не было. Обратились с этим спорным диагнозом к платному неврологу по рекомендации - задержка психического развития и развития речи была отвергнута. Назначено: микстура павлова, танакан 1/2 т 2 раза - 1 мес. Заикание стало меньше, но до конца не прошло. Ближе к 4 годам заикание прошло. В результате лечения или само по себе- не знаю.
В 3 года 8 мес мы стали ходить с ребенком на пение в детский клуб, чтобы хоть как- то его социализировать. В это время проявился его страх других детей. Когда мы в первы раз туда пошли, он вдруг начал на пороге упираться и кричать, что он туда не хочет. Видимо, испугался незнакомой ситуации, он вообще очень консервативен и не любит ничего нового. После занятий дети шли играть в игровую комнату. Сын боялся туда заходить, когда там были другие дети, приходилось его подталкивать. С детьми он там никогда не играл, предпочитал в одиночку рассматривать игрушки. При этом постоянно сосал палец или ковырял в носу.
Тогда мы в первый раз обратились к психологу. Но меня тогда успокоили, что ничего страшного нет, просто нужно научить ребенка играть с другими детьми, а для этого "открыть" свой дом для всех друзей, желательно с детьми. Но этого организовать у меня не получилось, все свелось к тому, что мы сыном несколько раз приглашали в гости наших соседей с мальчиком и сами несколько раз были у них в гостях. Дети самостоятельно друг с другом не взаимодействовали, только через родителей ("мам, спроси у него...")
Когда гости уходили или мы возвращались домой, сын начинал капризничать и плакать по любому поводу. Такое впечатление, что он снимал напряжение таким образом. Потом мы года 1,5 не виделись с этим мальчиком, а когда он однажды позвонил к нам в дверь и пригласил в гости, сын начал упираться. когда я стала его уговаривать и настаивать, он начал плакать, кричать, что он никуда не пойдет, что он ненавидит ходить в гости... Мое предложение пригласить мальчика к нам сын также категорически отверг.
Когда мы с ним ходили на Елки, он никогда не принимал участия в играх перед представлением, стоял рядом со мной и ныл "Ну когда же начнется представление?" Все попытки вытолкать его к детям, в хоровод заканчивались криком.
Если во время прогулки к нему подходил какой-то ребенок познакомиться, сын сразу же зажимался и старался увести меня на другую площадку.
В 4 года 8 мес. года он пошел в детский сад. Ни с кем не играл, друзей не завел, обычно он рисует в одиночку или собирает пазлы. Воспитатели пытались найти ему друга, но ничего не вышло. Он вроде со всеми, но в то же время всегда немного в стороне. Наблюдает со стороны, как другие играют. Но в то же время в саду ему нравится, нравится быть в коллективе. Адаптация осложнялась еще и тем, что сын постоянно болел (простуды) - неделю сходит, 2-3 недели болеет.
Сейчас, на 2-м году посещения сада, он начал разговаривать с детьми (раньше не разговаривал, стеснялся и пугался, когда к нему обращались).
Месяц назад Попыталась записать его в детскую спортивную секцию. Думала, что это как-то раскрепостит его и поможет закалить характер. Вначале предложила ему сходить посмотреть, как дети занимаются самбо. Он отказывался, ныл, что ему это не интересно. Я его все-таки насильно туда затащила, надеялась, что ему понравится. Но мы там провели минут 15, все это время сын ныл: "пошли отсюда, я не хочу на это смотреть, мне не интересно, я буду кричать, пока мы не уйдем". И начал кричать. Пришлось нам уйти. Мне кажется, он испугался незнакомых детей.
Еще был эпизод, когда на его день рождения к нам в гости приехали родственники, с которыми мы не очень часто встречаемся (2-3 раза в год). Он не захотел выйти к ним за подарком. Когда я стала настаивать на том, чтобы сын вышел к гостям, он начал плакать и кричать, что ненавидит гостей и подарки такие ненавидит.
Когда сын находится в незнакомой обстановке или неприятной для него ситуации (например, когда кто-то к нему обращается с расспросами или когда он выступает на утреннике в саду...) у него появляются невротические движения- теребит одежду, ковыряет в носу или ковыряет мебель(что под руку попадется).
Есть у нас еще одна проблема- это частые крики по пустому поводу. Например, когда за ним кто- нибудь приходит в сад, он начинает плакать и ругаться, что пришли слишком рано или слишком поздно. Когда приходит вечером домой, начинает плакать, что ему слишком быстро открыли дверь или наоборот слишком медленно, что он сам хотел вызвать лифт или хотел первый поздороваться... Повод всегда находится. Также капризы и плач по любому поводу начинаются, как только мы выходим из театра или собираемся домой от бабушки или приезжаем с дачи... Очень не любит, когда ему говорят что нужно сделать. например "Иди переоденься, помой руки, пора чистить зубы" ... Начинает плакать и ругаться, что он не любит напоминаний, что сам знает, что нужно делать. Плакать он может минут 10-15, а иногда и целый час ревет. При этом он не воспринимает никакие объяснения и уговоры, это только распаляет его еще больше. В такие моменты его лучше не трогать и дать прореветься.
Недавно мы начали работать с психологом и он нам посоветовал параллельно обратиться к детскому психиатру. Психолог нашел, что ребенок очень тревожный, с заниженной самооценкой и состояние его близко к депрессии и даже ему нанесена психологическая травма (вывод на основании рисунков и беседы с ребенком). Следствие неправильного воспитания, которое наложилось на особенности нервной системы.
Ребенка я родила в 31 год, это 1-й ребенок, запланированный. Семья полная. Всю беременность мне ставили угрозу из- за тонуса(кровотечений не было). В 4-5 недель лежала с тонусом на сохранении, кололи ношпу, затем я ее пила до 16 недели + магне В6, а с 16 недели до 35 принимала гинипрал. В 16-17 недель еще раз лежала с тонусом, ставили капельницы с гинипралом и магнезией. Затем лежала на сохранении в 31-32недели из- за того, что головка низко опустилась. на всех УЗИ мне говорили, что ребенок соответствует сроку. В 37,5 недель у меня отошли воды. Из- за слабости родовой деятельности мне сделали кесарево. Безводный период около 10 часов. Ребенок закричал сразу, 7/8 баллов по шкале Апгар. Написали, что ребенок доношенный, но незрелый. Вес 3210, рост 50 см.
Развивался он нормально и в соответствии с возрастом. На учете у специалистов не состоял. На 1-м году жизни наблюдался у невролога с СМД, а также обращались по поводу частых и обильных срыгиваний. Нам сделали УЗИ головного мозга на предмет внутричерепного давления, но ничего не нашли. Срыгивания прошли самостоятельно с переходом на твердую пищу. Кормила грудью до 2 лет 5 мес. После 1,5 лет несколько раз пыталась прекратить грудное вскармливание, но сын так плакал и кричал, что я ему уступала. В 2г и 5м все- таки прекратили. В 2г и 7м он начал заикаться. Один из неврологов предположил, что возможно для сына это была большая психологическая травма. Но мне кажется это маловероятным, все-таки 2 мес. прошло.
В 1 год 8 мес я вышла на работу, а с ребенком сидела моя мама. Она и сейчас нам помогает и забирает его из детского сада. Очень часто они вначале идут домой к бабушке (мы живем в соседних домах), а вечером его забирает домой папа. На все лето мы его отправляем на дачу вместе с бабушкой а сами приезжаем по выходным и в отпуск. Так что можно сказать, что ребенок живет на 2 семьи. 4 мес назад у нас родился 2-й ребенок. Сына мы готовили к этому событию, он ждал братика и очень хорошо к нему относится. Хотя, может быть, плакать стал чуть больше.
Он всегда был очень эмоциональным и немного холеричным. Не может спокойно смотреть представление в театре или мультфильмы по телевизору - прыгает в кресле от эмоций. Любит, чтобы кто- то из своих был в это время рядом и мог бы разделить его чувства.
Уважаемый Лев Олегович! Действительно ли у нас есть повод для обращения к психиатру или все- таки здесь нужна работа с психологом?
Заранее спасибо за ответ, мама Оля. |