Добрый день, Лев Олегович.
Меня зовут Оксана и я хотела бы обратиться к Вам за дистанционной консультацией по поводу моей дочери Стеши.
Полное имя Окулова Стефания Олеговна,возраст 4 года и 5 месяца (29.07.2009)
Меня беспокоит повышенная тревожность ребенка и повышенная ответственность (если так можно сказать). Сильно переживает за все происходящее вокруг. Беспокоится за окружающих в случае,если возникает непредвиденная ситуация (ударился,уронил,разлил,испачкался и т.п.),в том числе переживает даже при просмотре мультфильмов.
Ранее беспокоил своеобразный тик,а именно теребила постоянно ушки,причем почти с рождения,примерно месяцев с 3. Этот тик периодически становился то менее активным,то более активным. В данный момент времени возникает реже,в основном перед садиком и занятиями (танцы,английский) или в какой-нибудь стрессовой для нее ситуации.
Еще у нее есть панический страх лифта. Контролирует,чтобы все зашли в лифт. Начинает переживать,если кто-то начинает делать какие-либо действия (застегивать верхнюю одежду,одевать перчатки и т.п.). В случае данных действий,начинает перетаптываться и просить,чтобы не совершали данных действий пока не выйдем из лифта,начинает немного трястись и громко плакать,на лице испуганные глаза. Обязательно контролирует,чтобы все вышли из лифта. Всегда просит ходить пешком.
Страх лифта начался 2 года назад,когда ей прищемило пальчик (с ее слов и слов дедушки,меня в данной ситуации не было рядом). Далее в течении 2-3 месяцев понемногу прошел,пока муж не поставил ногу перед закрывающимися дверьми,чтобы подождать пока все зайдут. Данная ситуация вызвала сильную истерику,а именно она сильно плакала (немного синели губы) и ее сильно трясло.
В моей семье двое детей,младшему 2 года и 10 месяцев. Стефания первый ребенок в семье,на момент ее рождения мне было 25 лет. Второй ребенок здоров (только плоско-вальгусные стопы,недефференцированная дисплазия соединительной ткани,в плане психологии очень упрямый ребенок). Психической патологии только алкоголизм у отца мужа.
Из моих заболеваний известны следующие: аутоиммунный тиреоидит,субклинический гипотериоз (показатели пограничные,гормоны не принимаю). Анализ на концентрацию половых гормонов не делала.
Беременность возникла естественным путем,запланированно.
I триместр протекал следующим образом: в 5-6 недель лежала на сохранении в связи с заболеванием гриппом (температура 37-38 в теч 2-х дней без каких-либо других симптомов). Делали только уколы ношпой. В 12-15 недель находилась в больнице на сохранении (кровянистые выделения и небольшие тянущие боли внизу живота). Диагноз при выписке: угроза прерывания беременности,аутоиммунный тиреоидит, в дальнейшем в поликлинике были назначены гормоны Л-тироксин 50мкг (принимала около 1,5 мес, потом плавно сама отменила (из-за стремительного набора веса). В первый триместр беременности наблюдалась повышенная утомляемость,сонливость,сильные головные боли,тяга к отварному мясу и киви. Первые шевеления 17-18 нед.
УЗИ 13 нед: В полости матки одно плодное яйцо,КТР 6,0 см,что соответствует 13 нед. Сердцебиение определяется. Двигательная активность определяется. Околоплодные воды умеренное кол-во. Хорион по передней стенке. Гипертонус передней стенки. Лекарства: валериана,децинон, фенюльс, йодоксид, физ рас-р 200 + магнезия сульфат 40.
УЗИ 19 нед: прогрессирующая беременность 19-20 недель,угроза выкидыша,диффузные изменения и гипертрофия плаценты, ФНП Iа степени.
II триместр. 20-23 недели заболела гриппом, ринофарингитом. Достаточно тяжело протекала болезнь, постоянная заложенность носа, очень сильные боли в горле,постоянная нехватка кислорода. Боязнь за ребенка. Из лекарств только коризалия,септолете, биопорокс, сироп д-р Тайс. Узи процетировать не могу (нет документа), но мопню,что был гипертонус матки,утолщение плаценты, показатели размеров плода были в норме. Не помню точно на какой неделе был прокапан иммуноглобулин + физ р-р ( в связи с утолщением плаценты). Также был назначен гинепрал,но после первой капельницы написала отказ от данного лекарства (по причине того,что лечащий врач не смог объяснить необходимость назначения,тонуса матки в данном случае не было). После больницы была направлена на реабилитацию в санаторий на 21 день.
III триместр. протекал с отеками, постоянное желание пить,особенно по ночам (как и во втором триместре). Прибавка в весе 25 кг. Белка в моче не было.
УЗИ 33 нед: размеры плода соответствуют 34-35 нед беременности. Головное предлежание. МПК,ФПК в пределах нормы. Тенденция к крупному плоду.
Роды: сначала начались схватки с коротким периодом 5-10 минут,потом через 1,5-2 часа стали угасать. Врач после осмотра принял решение о проколе плодного пузыря. Воды были чистые и светлые,без неприятного запаха.После проколола возобновились схватки с очень сильной интенсивностью (болевой). Была сделана эпидуральная анестезия (к сожалению, почему-то не подействовала). Роды длились 7-8 часов,безводный период около 5 часов. Обвития пуповины и травм не было. Рост ребенка 52 см,вес 3760. Шкала Апгар 8/9. Родилась на сроке почти 38 недель. На голове была густая шевелюра,как парик. Вся задняя поверхность ушек была тоже покрыта волосами, и еще немного спинка ребенка. Оба родителя славянской внешности. После родов, в течении 5 дней ребенок почти всегда спал, с трудом удавалось разбудить,для того,чтобы покормить. Еще у ребенка были повышены лейкоциты в крови (врачи сказали,что сильный стресс при родах).
Ранее развитие. Патология не была выявлена. Процитировать невропатолога и НСГ,не помню. Насколько я помню, из всех диагнозов было только сниженный тонус,плоскостопие, склонность к близорукости. Родничок при рождении был небольшим,закрылся ориентировочно в 6-9 мес. Самостоятельно голову стала держать в 2,5-3 месяца,села в 7-7,5 мес,пошла без опоры в 1 год 2-3 мес. К году особо слов не говорила,кроме мама,папа,дядя. Ребенок после 3-х месяцев стала кричать перед ночным сном и долго засыпать от 1,5 до 3 часов. Ночью сон был хорошим. После года ребенок перестал кричать,то с засыпанием по-прежнему была проблема,долго крутилась,вертелась. Любимым занятием было рассматривание картинок в книгах и журналах.
Развитие от 1 года до 3-х. речь до двух лет - слова отдельно, после 2-х короткие фразы,могла рассказать стишки (переворачивала некоторые слова, вместо шипящих говорила "С"). После 3 лет достаточно правильно разговаривала и строила предложения. На прогулке,в садике была всегда сторонним наблюдателем, не смелая,всегда пропустит вперед. Ей нравилось общество деток,но в игры она с ними не вступала. С братиком вела себя намного смелее. Легко ей давалось запоминание стишков (достаточно 3-х повторений), сложно давалось освоение велосипеда, самоката. Все остальное достаточно быстро. Научилась одеваться после 3-х. А к 3-м годам уже хорошо знала цвета, животных и их детенышей,легко собирала пазлы, знала названия бытовых предметов, продуктов и т.д. в общем,если кто-то с ней занимался и объяснял,то запоминание проходило быстро. Типичный день проходил следующим образом (до садика)- 9-10 подъем, завтрак, прогулка или игры дома, 12.30 обед, 13.00 сон, 15.30-16.00 полдник, прогулка или/и игры дома,или/и мультфильм,19.00-19.30 ужин, игры, 20.30 просмотр мультфильмов и "спокойной ночи малыши", теплое молоко с медом или без, умывание, купание, 21.10-21.30 чтение сказок, сон. В обеденный сон очень редко засыпает, крутится. В ночной сон часто громко плакала, не просыпаясь. Сложно было успокоить и разбудить (единственный вариант успокоить). В автомобиле ее укачивает, заканчивается рвотой,если вовремя не предпринять меры. Из еды любимое мясо и какао. Предпочтение в одежде - платье. В детском саду долго адаптировалась. Сначала очень хотела в сад,а потом походив 2-3 дня,стала плакать и говорить,что не хочет идти в садик. С детьми не общалась,в основном с воспитателями. Стала часто болеть. Первый год почти садик не посещали из-за постоянных болезней (ОРВИ, ОРЗ). Дома с братиком ведет активные игры,выступает организатором и лидером.
от 3 до настоящего времени. Стешка очень быстро схватывает все,чему ее учат. Сама интересуется буквами и цифрами,уже умеет писать "МАМА",умеет решать небольшие задачки (было столько-то игрушек,столько-то сломалось,сколько осталось). С удовольствием посещает занятия танцами и занятия английским. Все делает старательно. В садик уже ходит спокойно,уже не плачет. Огромного желания нет, но воспринимает уже как должное. Стала больше общаться с детками (после моих разговор с ней и с воспитателями). Пытается манипулировать близкими,когда хитростью,когда слезами. Стала обманывать. Очень любит наряжаться,рассматривать себя в зеркале. Очень любит книги,любит,чтобы ей читали (можно с утра до вечера), внимательно слушает. Всегда задает вопросы,если что-то не понятно. Любит слушать разговоры взрослых. Переживает,если кто-то болеет из близких. Боится лифта,переживает за братика,если он подходит близко к двери лифта (даже если еще его и не вызывали). Мнет ушки (как-бы складывает их вдвое,закрываю слуховой проход). На лето 2013 года,а вернее с мая по середину сентября мы уезжали в краснодарский край. После месяца прибывания Стеша перестала трогать ушки. Спустя еще месяц она стала грызть ногти. После уговоров,что так делать не хорошо (больно ноготки и некрасиво, а если не будет грызть,то накрашу специальным детским лаком), она почти перестала их грызть, но через небольшой промежуток времени "ушки" вернулись. В общем сейчас иногда грызет ноготки (в основном указательные) и теребит ушки. Ноготки грызет,скорее всего в кроватке, так как я никогда не видела как она это делает, только результат. А ушки теребит при любом волнении. Не обязательно,когда происходит в данный момент, но и когда задумывается о чем-то. Я ее спрашиваю,что ее беспокоит, и она мне почти всегда отвечает.
Что касается сна, то она по-прежнему не спит в обед, и долго вертится ночью. Но сам сон крепкий. По ночам плачет,только когда болеет (в основном при температуре), и некоторое время(примерно неделю) после болезни.
Забыла сказать,что у Стеши непонятная ситуация со зрением,которую я по сей день решаю. На данный момент Стеша носит очки -0,75 для дали,т.е.,когда смотрит телевизор или в театре. Но как минимум двух офтальмологов смущает разница результатов при проверке зрения посредством специальной "линейки" (проверяют зрение всем деткам с рождения) и на специальном аппарате, предназначенном для деток постарше и взрослым. А разница такая +0,75 на "линейке" и -0,75 на аппарате. Так получилось,что один офтальмолог выписал очки +0,75, а другой -0,75. Единственное,в чем они сошлись,так это в небольшом астигматизме. Пока пытаюсь найти офтальмолога,который будет разбираться в данной ситуации.
Буду благодарна,если вы нам подскажете в каком направлении действовать.
С уважением,Оксана. |
Добрый вечер, Оксана!
Давайте анализировать ситуацию по порядку:
1. Беременность и роды свидетельствуют о небольшом гипоксическом повреждении ЦНС, которое к настоящему времени, вероятнее всего, в значительной степени компенсировано. По крайней мере, то небольшое отставание в развитии, что наблюдалось до года, точно преодолено. Сегодня развитие соответствует возрасту, а о классических органических симптомов (головных болей, укачивания в транспорте, утомляемости, метеопатии, нарушений внимания и т.д.) вы не сообщаете.
2. Трогание ушек - точно не тик, это, как и кусание ногтей, либо навязчивое действие (спросите ребенка - ей это хочется делать, ей это необходимо делать, или она делает это спонтанно, не замечая того, автоматически), либо - невротический ритуал, сформировавшийся для снижения уровня тревоги.
3. С лифтом ситуация больше всего напоминает фобию. Как ведет себя ребенок при разговорах о лифте? Рассматривая картинки, где люди едут в лифте? Смотря кино или мультфильм с эпизодами, когда действие происходит в лифте? Фобии лечатся психотерапевтически - с учетом возраста и хорошего интеллекта можно попробовать недирективную гипнотерапию - с фармакологической поддержкой или без таковой.
4. В целом ребенок производит впечатление тревожного (не исключено, что это особенности формирующегося характера) с последствиями в виде нарушения адаптации. Смущает факт, что вас никто не лечит и не занимается коррекцией - ведь в поликлинике есть детский психотерапевт, а в детском саду есть штатный психолог. Дело в том, что пока ребенок маленький, эти особенности развития можно скорректировать, потом это будет сделать гораздо сложнее. Это и есть, собственно, направление, в котором нужно действовать - детский доктор психотерапевт, возможно, совместно с неврологом и психологическая коррекция как дополнение к его основной работе.
5. Про офтальмолога - начните с таблицы Сивцева (в детском рисуночном или взрослом буквенном варианте) и с комплекта корректирующих линз. Не забудьте определить ведущий глаз (если есть астигматизм, это очень важно). |