Здравствуйте, Лев Олегович!
Помогите, пожалуйста, разобраться куда нам двигаться дальше. Дочке 5,5 лет. Есть большое количество странностей в поведении.
Роды на 34-36 неделе ( определить точно не удалось). Беременность вторая, роды первые. На момент родов мне был 31 год. Первая беременность замершая. Поздний и ранний токсикоз. Апгар не знаю, поскольку роды были очень тяжелыми, все как в тумане, а выписку из роддома не смогли прочесть даже врачи поликлиники. Роды 12 часов с момента прокола пузыря со стимуляцией, не было открытия. Во время родов я теряла сознание, давили на живот. Вес 3100, рост 50 см. После рождения дочку мне отдали, я ее распеленала, а у нее сразу посинели ручки и ножки. Ее забрали на неделю в реанимацию, кололи антибиотики (так и не смогла узнать зачем?), там она лежала с желтухой новорожденных (недавно поставили диагноз - синдром Жильбера - печень не утилизирует билирубин, он всегда в крови повышен, но не намного).
Месяца два сохранялся желтый цвет кожи, до полутора лет косили глазки, был тонус в ножках ( невролог назначила массаж и глицин), была рвота фонтаном, очень плохо спала, часто просыпалась, было очень сложно уложить (со сном были проблемы вплоть до 5 лет). Переворачивалась в четыре мясяца. Ползала в пять. Ходила к году. Говорить начала позже других, где-то с 2,5 лет. Но все понимала очень хорошо. Я радовалась, казалось, что она не по годам взрослая, умненькая. Все ждали, что вот-вот заговорит. Заговорила хорошо, предложениями. Только плохо выговаривала звуки. Сейчас плохо говорит шипящие, не получается "р". Занимается с логопедом.
С двух до четырех лет с мамой, папой, бабушкой и няней. Сейчас пошла в садик. Боялась отдавать ее раньше, т. к. она всегда была тревожной и ранимой. Детьми никогда не интересовалась. Сейчас тоже предпочитает игры в одиночестве.
Сейчас есть проблемы с речью - захлебывается словами, торопится. Если говорит не торопясь и тихо, то потом несколько раз тихо повторяет сказанные предложения как эхо. Это происходит очень часто (почти всегда). Год назад она говорила лучше - не было эха, не было захлебывания при быстрой речи. Правда, было иногда плохо понятно, не выговаривала многих звуков. Сейчас речь понятнее, но хуже формирует фразы.
До полутора лет было очень сложно рассмешить. Смеялась очень редко.
До 5 лет плохо спала ночью, часто просыпалась, плакала. Во время болезни или если разбудили (например, переносили из машины в постель) могла проснуться ночью и плакать долго, до истерики, не удавалось ничем успокоить длительное время (до часа). Не помогали ни разговоры, ни укачивания, как будто ничего не слышала или как будто что-то очень сильно болит. Успокаивалась только после того как окончательно "просыпалась", осознавала где находится, начинала отвечать на вопросы. Почему плакала оъяснить не могла.
Сейчас ночью спит хорошо, но днем спать отказывается с 4 лет.
По мере взросления были отмечены следующие моменты:
В два годика начинала сильно плакать, если мама пропадала из поля зрения (даже если уходила на кухню). Успокаивалась при виде мамы. Периодами возникало, потом пропадало.
Любила больше играть с мелкими предметами (камушки, ракушки, пуговицы и проч.).
В два с половиной года начала высовывать язык и не разрешала прикасаться к волосам. Начала сильно волноваться, реагировать с большой тревогой и плачем на смену обстановки. Попали на прием к неврологу, та назначила Пантокальцин и Фенибут.
Сейчас периодически беспокоят такие проблемы:
Плач и истерики при переезде на дачу(с дачи), от бабушки(к бабушке), при необходимости идти в садик после долгого отсутствия из-за болезни или отъезда, при изменении обстановки в доме (поменяли душевую кабину и батареи, долго просила: - "Верните мне старые батареи"). Плач, крики из-за мелкого ремонта.
В пять лет запрещала трогать и перемещать домик, который сделала сама из мебели и подушек. Каждое утро, просыпаясь, бежала проверять не сломали ли мы домик. Если обнаруживала, что части домика даже чуть-чуть передвинуты, сильно расстраивалась, плакала. Домик простоял месяца три нетронутым, сама в него почти не играла, только проверяла его сохранность.
После болезни или нервного напряжения не разрешает в течение долгого времени (неделями и месяцами) делать прически, расчесывать волосы, а иногда даже прикасаться к волосам. Давление вызывает в этом случае активное противостояние, плач, обиду.
С большим трудом путем долгих уговоров и переговоров одевает новую одежду. Категорически отказывается спать в пижаме ("все мешает"). Иногда отказывается даже от прогулок, из-за того, что не можем подобрать одежду, которая бы не мешала. В садике отказывается спать, т. к. там необходимо одевать пижамку. Вообще, сон в саду был ужасен. Лежала, не спала. Научилась мастурбации в 4 года. Говорила -"если давить на писю, то появятся шары". Укладывать в саду перестали, проблема ушла. Вечером засыпает рядом со мной, сижу рядом. Боится темноты, остаться одна.
Еще об одежде. Но иногда происходит "просветление", одевает новые платья, одежду, обувь. На следующий день может опять категорически отказаться. В гардеробе огромное количество новой и старой одежды, на которую даже смотреть не хочет, сразу кричит, отшвыривает в сторону со словами : -"это самая ужасная майка, она мне мешает!" и т. п. При этом могла раньше носить эту майку и та была в разряде самых удобных и любимых, но был перерыв в ношении.
Если на одежду капнула вода, случается истерика. Срывает одежду, плачет.
Порой невозможно уговорить выпить лекарство, съесть новое блюдо, даже просто попробовать на вкус или понюхать новую еду. Боится пробовать еду белого цвета. Только недавно удалось дать попробовать мороженое. Понравилось, все съела, но от предложения покушать вновь отказывается. Боится маленьких помидоров Черри - собирала их у бабушки, руки начали пахнуть помидорами, теперь на них даже не смотрит, хотя раньше ела. Говорит: я их боюсь, боюсь молоко, боюсь молочного супа. При этом зажимается, дрожит как бы театрально. С едой проблемы возникли с момента введения прикорма и продолжаются до сих пор. Раньше вообще отворачивалась от ложки, кричала если давали новую еду.
В саду прекрасно учится, делает все задания. Обучается быстро, легко, схватывает новую информацию на лету, без повторения. Знает буквы с 3,5 лет, сейчас читает несложные слова, считает до 100. Занимались с дочкой мама, няни, бабушка в форме игры. С 2,5 лет периодически ходила на занятия музыкой. К 4 годам играла уже сама по нотам при том, что дома не занимались (отказывалась наотрез), только с педагогом. Затем стали ходить на развивающие занятия, в садик и стала много болеть. Занятия музыкой бросили, т. к. в один момент после продолжительной болезни наотрез отказалась выполнять упражнения на фортепьяно. При этом педагог ей нравился и помнила, что занятия нравились, но педагог не смогла учить ее дальше. Пришли еще несколько раз и бросили. В пять лет ухудшилась усидчивость, концентрация внимания. Ноты позабыла. Читает хуже, чем в четыре года.
Плохо играет с детьми в садике, хотя те к ней хорошо относятся. Девочки в группе ласковые, добрые, не обижает никто. Все равно относится к детям с опаской, играет как бы издалека, "со стороны". Больше любит в одиночестве собирать пазлы, играть в своем "уголке". Воспитатели в саду активно привлекают дочку к игре в группе. Воспитателей уважает, слушает, от игр не отказывается, затем опять переключается на самостоятельные игры. После летнего месяца, проведенного у бабушки в деревне, стала очень общительной и открытой, там было много двоюродных и троюродных братьев и сестер разного возраста, которые постоянно приходили в гости, играли. В детском садике дочку просто не узнали, удивились перемене. Сейчас опять все вернулось на свои места: относится к детям настороженно, как будто не замечает их.
В садике есть бассейн с тренером. Тренер сначала хвалила дочку, говорила, что она опережает других детей, внимательно слушает и выполняет все упражнения. Потом дочка при выполнении упражнения ушла под воду, хлебнула. После этого категорически отказалась заниматься с тренером и посещать бассейн. Появился страх воды, который продолжался полгода. Сейчас, после домашнего летнего бассейна на даче, снова пошла в садовский бассейн, но с тренером отказывается заниматься. Плавает со мной, с мамой. Нравится.
Мало пьет, как объясняет, потому что тогда будет чаще писать, а после каждого туалета подолгу вытирает писю, "все мокро", в день использует по полрулона туалетной бумаги для этого. Было, что и целый.
Сразу после пробуждения утром высовывает язык и крутит им, Делает щеки "как рыба", щелкает зубами. К вечеру начинает моргать. Лицо постоянно двигается из-за навязчивых движений. Особенно было плохо когдавысовывала язык. Сейчас язык ушел, появились щеки и щелканье зубами. Перед сном дергает плечом, разговаривала перед сном до 5 лет сама с собой шепотом было не понятно, что говорит.
В прошлом году сыну мужа от первого брака поставили диагноз "шизотипическое расстройство" в НЦПЗ. В больнице он провел три месяца. Причина обращения - отказ от посещения школы, депрессия. Раньше с дочкой к психиатрам не обращались. Только невролог назначала фенибут, пантокальцин, глицин от высовывания языка. Но в связи с проблемой братика, задумались, а вдруг и у нее это не норма?
Месяц назад с дочкой все-таки обратились в НЦПЗ, прошли диагностику у клинического психолога и психиатра. Делали ЭЭГ. Выписка: на фоне умеренно дезорганизованного паттерна ЭЭГ отмечаются умеренные диффузные изменения б. э. а. мозга регуляторного характера. Основная активность мозга модулирована, периодически смещена на теменные отделы по частотным характеристикам в пределах нормы. Реакция активации выражена. При проведении РФС не отмечается реакц. Усвоения ритма и фотопароксизмальной реакции. При проведении ГВП отмечается умеренная дезорганизация фоновой ритмики в виде проявления диффузных медленных волн с акцентом в теменно-центрально-височных отделах полушарий. Эпилептиформной активности нет.
Во время тестирования дочь неправильно отвечала на некоторые карточки с объединением понятий. Плохо разпознавала эмоции на картинках (мальчик не дает игрушку, просящей девочке дочь интерпритировала как девочка отнимает игрушки). Диагноз психиатр не озвучил. Лечение назначил Тералиджен и Золофт, работа с психотерапевтом.
Начали с Тералиджена. Сразу стало лучше! Ушли психи по поводу и без. Лучше стала усидчивость. Стала спокойнее намного. Начала помогать мыть тарелки, убирать постель и проч. Дослушивает сказки, ушли психи насчет капель воды на одежде (теперь просто снимает, а не срывает с истерикой) и многое другое. Навязчивые движения лицом остались. Золофт пока не присоединяла.
Лев Олегович! Что нам делать дальше? У каких докторов наблюдаться? Если помог Тералиджен, то что с моей дочкой? Нужен ли еще невролог? Что же это все-таки? Болезнь? Именно это слово употребил клинический психолог в НЦПЗ, не сказал только какая. |
Лев Олегович, спасибо!
Так понимаю, в НЦПЗ не торопятся их ставить и озвучивать. Когда мальчик лежал в больнице о диагнозе никто не говорил, при выписке диагноз был формальным. Когда он лежал было подозрение на шизофрению, но в выписке написали 21.8 с комметариями, что "время покажет" и "прогнозы давать невозможно".
Я доверяю докторам из НЦПЗ, поскольку только там смогли помочь сводному братику моей дочери. Он пришел в себя после этой больницы. До момента, когда он туда попал, было пройдено десяток платных психиатров (муж с бывшей супругой боялись официальных диагнозов), мнения психиатров были диаметрально противоположными - от "гоните его пинками в школу или в Суворовское училище, он не болен" до "срочно в больницу, счет идет на недели". Обращались к популярному психиатру Елисею Константиновичу Осину, который однозначно сказал, что мальчик здоров, написал заключение, которое даже не стал читать другой психиатр из поликлиники (сказал, выкиньте Это). Вобщем, мытарства продолжались полгода, ребенку становилось все хуже (лежал целыми днями, не мылся, не ел, не играл - мальчику 10 лет), пока не попали в НЦПЗ. Но то, что было пройдено до этого, мягко говоря, подорвало доверие к психиатрии, а особенно к платной психиатрической помощи. Мы прочитали огромное количество тематической литературы, слышали отзывы и мнения с разных полюсов.
А с дочкой в НЦПЗ мне было сказано о том, что терапия нейролептиками будет долгой. Кроме Тералиджена была речь еще о нескольких препаратах, если не будет эффекта. Скажите, пожалуйста, чем может грозить отказ от терапии нейролептиками (при том, что положительный эффект есть однозначно и начался практически с первых дней лечения). Для себя хочу еще раз подтвердить, что делаю все правильно (собираюсь давать те лекарства и так долго, как скажет наш психиатр). Но вокруг столько "доброжелателей", которые клянут мам, обращающихся к психиатрам. Непонимание и неприятие традиционного психиатрического лечения везде. Даже у самих психиатров (!), как было со сводным братиком. Бывает, что и у самой закрадываются зерна сомнения. Побочные эффекты, длительность лечения, "а вдруг дочь все-таки здорова"? и т.п... Вспоминаются также слова одного из психиатров, который рекомендовал братику лечение, но не рекомендовал обращаться в НЦПЗ, мотивируя тем, что у них имеет место гипердиагностика.
Глядя на дочь, я вижу маленькую себя. Но я-то выросла без всякого лечения и здорова, отличница, красный диплом, хорошая работа... Есть у дочки моменты, которые у меня отсутствовали - плохой сон, негативизм, обидчивость, раздражительность. Но и у меня были навязчивости, отчуждение, и, например, на те самые карточки психиатра с исключением понятий и эмоциями я бы ответила так же, как дочь. Все ли я делаю правильно? |