О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Марина

подозреваю у ребенка аутизм

 Марина: подозреваю у ребенка аутизм   2015-09-18 17:55:01

Здравствуйте, Лев Олегович! Перейду сразу к проблеме. Когда сыну было 2 года, разницы в развитии со сверстниками я не замечала. Сейчас ребенку 2, 7 лет и родственники, и незнакомые люди начали задавать настораживающие вопросы: "Что с ребенком?", "Не глухой ли он у вас?" В свои 2,7 сын не говорит, вернее он периодически называет какие-то слова, но они тут же исчезают. Но самое страшное не в этом, а в том, что он не реагирует на просьбы и не пытается поделиться своими впечатлениями. То есть он привлекает мое внимание всеми доступными способами только когда ему что-то нужно. Кроме того, он не всегда откликается на имя. Когда пытаюсь его привлечь чем-то интересным, он не смотрит в ту же сторону, что и я. Например:"Витя, смотри, кошка бежит!" - поговорила сама с собой... Мы посетили двух неврологов, диагноз одинаковый: ЗРР. Задавала вопрос про аутизм, ответ был однозначно отрицательный. Я, естественно, начала читать много литературы (правда не всегда качественной, в основном, это статьи в интернете). Ну и как результат, начала находить аутичные примеры поведения у своего ребенка. Например, месяц назад появилась тяга к круглым предметам: Витя с каким-то трепетом носит на руках яблоки, помидоры, яйца. Из пластилина просит слепить шар. Если делаешь "колбаску" или куб, психует. Слепишь шар, успокаивается. Постоянно повторяет одни и те же звуки: я-я-я, ся-ся-ся, кис-кис-кис. Есть навязчивое движение: кружится сидя, стоя и при этом закатывает глаза вверх и вбок. часто трясет головой. Ходит на цыпочках, при этом гипертонуса мышц ног нет (это не мои предположения, а утверждение нескольких неврологов). Очень музыкален, сочиняет музыку на синтезаторе. Я с рождения пою ему перед сном песни. В "программе" около 6 песен, которые постоянно пою. Слушал всегда с удовольствием, а недавно начал затыкать уши и кричать, чтобы замолчала. Гуляет исключительно во дворе, не могу вывести в другое место. Только если на руках. К горшку не приучается. До полутора лет ел все, теперь только мясо, плов, кашу-полуфабрикат, йогурт, творожок, фруктовое пюре, яблоки, бананы, груши. Присутствуют приступы ярости: может меня укусить или оцарапать лицо. К детям относится по-разному: кого-то царапает, с кем-то пытается найти контакт. Весной был тревожный момент: мы с мужем не брали сына на ручки, так наш ребенок подходил к чужим людям и просился к ним на ручки. Забавно, но как-то тоже странно...

При всем этом ребенок смотрит в глаза, даже поворачивает мое лицо руками, чтобы был зрительный контакт с ним. Очень любит обниматься-целоваться. К чужим людям идет охотно, особенно легко находит общий язык с мужчинами. Если в доме гости, ребенок в восторге, усаживает всех и начинает демонстрировать все, на что способен. В общем, для общения он открыт. Создается впечатление, что ребенку просто не хватает ума, что ли (как бы грубо это не звучало)

Теперь вопрос: мы живем в московской области (переехали год назад), Москву я практически не знаю и понимаю, что здесь огромное количество специалистов и шарлатанов. Прошу, посоветуйте хорошего детского психиатра, занимающегося диагностированием и лечением (если можно так сказать) аутизма. Ну и конечно важно Ваше мнение, может я действительно зря накручиваю (так считает мой муж) и у ребенка ЗРР, а не аутизм...

 drLev:    2015-09-20 21:39:38

Добрый вечер!

Я всем всегда при подозрении на аутизм задаю следующий набор вопросов:

понаблюдайте за ребенком внимательно и вспомните его поведения с самого рождения. Что есть и что было из перечисленного? Отвечайте по пунктам. Не пропускайте ничего. Если что-то не понятно - спрашивайте.

- трудности общения (не отвечает на приветствие, отводит взгляд, избегает тактильного контакта, трудно контактирует со сверстниками, не играет вместе, не рисует или рисует каракули, не понимает правил в играх, не понимает социальных установок - говорит о том, о чем принято молчать, говорит взрослым ты и т.д.)

- нарушения речи (говорит о себе в 3-м лице, называет себя по имени вместо я, говорит механическим, монотонным голосом, голос беден интонациями, говорит цитатами, причем часто не в контексте диалога, не использует в речи мимики и жестов, отвечает нелепо, словно разговор идет совсем о другом)

- готовность к новому и стереотипии (ест одну и ту же пищу, носит одну и ту же одежду, новое не пробует, избегает примерок, срывает новую одежду, любит одни и те же книги, игрушки, маршруты прогулок, избегает новых людей, имеет необычные интересы к кнопкам, картам, компьютеру)

- страхи, нарушения сна, агрессия (страхи выдуманных персонажей, обычных вещей, особенно - электроники, плиты, агрессия к себе - хлопает по щекам, щипается, сам себя кусает - и к другим)

- микрокататоническая симптоматика (ходит на цыпочках, ходит по кругу, выкрикивает что-то, нарушен мышечный тонус, застывает, принимает причудливые позы, гримасничает, повторяет стереотипные взмахи руками)

Жду комментариев.

С поклоном, доктор.

 Марина:    2015-09-21 11:21:11

Доктор, спасибо, что откликнулись!!! Отвечаю на перечисленные Вами вопросы.

Сын не говорит ВООБЩЕ. То есть появляются какие-то похожие на нормальную речь слова, но что это, не понятно, то есть он как бы разговаривает на своем языке. На приветствие не отвечал и не отвечает. "Пока-пока" не показывал и не показывает. Указательного жеста не было и нет. Взгляд всегда глаза-в глаза. Даже если на него не смотришь, поворачивает мою голову, чтобы смотрела. Не было никогда какого-то отчуждения, нежелания общаться. Очень контактный, обнимашка-целовашка. Рисовать начал года в 2, мелом, карандашами, но это все каракули. Со сверстниками очень хорошо контактировал прошлым летом, но у него манера потрогать лицо руками, дети напрягались, убегали. Или более старшие дети подходили к нему и пытались заговорить, как с ровней (он очень рослый), Витя не отвечал, стеснялся. Теперь особо не интересуется общением, если только в догонялки. Интонации разнообразные, не монотонные. Из стереотипий можно отметить любовь к камням. Мы не можем спокойно пройти мимо крупной гальки, обязательно присядет и поиграет. Не любит стричься (стригу во сне), чистить уши, зубы, закапывать нос. Посмотреть горло - целая проблема. Особых страхов нет, все адекватно. Агрессию проявляет на взрослых и детей, если мешают получить желаемое - царапается и кусается. Ходит на цыпочках, бегает по кругу, кружится, при этом закатывает глаза (это меня пугает). Но мне кажется, Витя экспериментирует с телом. Он вообще любит такие игры: зажмурить глаза и попробовать пройти от точки А до точки В, посмотреть сквозь прозрачный предмет на свет, закрыть один глаз рукой, повисеть вниз головой, покувыркаться, сделать возвышение из одеял-подушек и прыгать на него с высоты. Не застывает в одном положении, нет такого, чтобы "зависал". Мышечный тонус в норме. Гримаса одна присутствует: морщит нос и скалит зубки. Но все кривляния, гримассы он делает не в одиночестве, а как бы для других.

Прочитала в предыдущем своем сообщении, что гуляет одним маршрутом... Последние три дня гуляем везде, да еще и за ручку, что для нас прогресс (все время ездил на мне верхом, когда снимала, плакал).

Невролог прописал нам курс лечения. Где-то 3 недели мы пьем пантогам и прошли курс массажа. После этого появилась речь, более похожая на слова, стал гулять за ручку, прекратился ночной энурез, стал понимать еще несколько фраз. Если у ребенка аутизм, это же не лечится... А тут какой-то прогресс. Вот мое общее впечатление - ребенок очень открыт, добр, постоянно требует контакта, любит, когда мы втроем сидим рядом, прямо любуется нами. Но при этом не понимает нашу речь (только несколько фраз на бытовом уровне), ничего не говорит.

 drLev:    2015-09-27 21:44:57

Марина, добрый вечер!

Ваш юноша мне совсем не нравится, боюсь, ваши подозрения не беспочвенны...

Вам нужно срочно обратиться за помощью к детскому психиатру.

Прогресс при расстройствах аутистического спектра не просто возможен, он при правильно подобранной комплексной терапии значителен. Прошу прощения, но многие дети с аутизмом при правильном лечении ходят в общеобразовательную школу и учатся хорошо. А вот без правильного лечения успехи совсем не так значительны.

С поклоном, доктор.