Моему сыну 7,7 лет.
В этом году мы собираемся в школу.
У нас проблемы поведения, а также аутичные черты при высоком интеллекте.
У психиатра наблюдаемся с 3 лет. До сих пор нам не поставлен диагноз, а лечение почти не приносило эффекта.
Расскажу подробнее о нас.
Миша единственный ребенок в семье. Родился от первой беременности, которая наступила сразу (в 30 моих лет).
Болезни родителей:
Мать - до беременности был установлен диагноз аутоимунный тиреоидит, бронхиальная астма, повышенный уровень андрогенов (перед беременностью анализов не делалось, имелись кожные проявления, волосатость).
Беременности предшествовал стресс, связанный с потерей близкого родственника (бабушки), за месяц до зачатия.
Отец – сразу после рождения ребенка был обнаружен рак яичка, который успешно прооперирован.
Беременность:
Вся беременность протекала с повышенным тонусом матки.
1 триместр - 2 угрозы прерывания (на 7 и 12 неделях открывалось кровотечение).
Лечение - дексаметазон, дюфастон, но-шпа
2 триместр - повышенный уровень Д-димера в гемостазиограмме.
Лечение - дексаметазон, фраксипарин, гинипрал.
3 триместр - нарушение маточного кровотока по доплеру, в последние недели - отеки, 40-я неделя белок в моче.
Ребенок родился на 41 неделе с параметрами 3010 г, 52 см, Апгар 7/8.
Роды - кесарево сечение по причине 12 часов безводного периода и последующего урежения сердцебиения плода на схватках. Воды отошли сразу, светлые. Было обвитие пуповиной.
У ребенка имеются стигмы дизэмбриогенеза (торчащее ухо, монголоидное пятно на копчике, дополнительные соски (пятнышки еле заметные) плюс родился со стволовой гипоспадией.
В первые месяцы жизни был поставлен диагноз ПЭП. Ребенок был возбудимым, часто и много кричал, плохо засыпал. Были срыгивания фонтаном. При нейросонографии признаков повышения ВЧД выявлено не было. Голову начал держать сам в 1-1,5 мес.
Лечение – глицин, мотилиум.
6 мес.
Жалобы: срыгивания, рвота, плачет после сна и во время купания, колотит рукой и бьет себя по голове, плохо засыпает и легко просыпается, пугается резких звуков (например чихания) и плачет, потеют ручки и стопы, не переворачивается (только попытки).
Заключение невролога: угроза формирования ДЦП (слабо переворачивается, не садится, позу на четвереньках не удерживает, выражена спастика в ногах – слева выше, резко ограничено разведение бедер, левая нога короче, оганичен объем движений в голеностопах)
Лечение: шина-распорка (по узи – дисплазия ТБС), мидокалм, фенибут, массаж.
8 мес.
Переворачивается, сидит без поддержки, учится стоять на четвереньках, ползет вперед с опорой на голову, играет в ладушки.
Заключение невролога: последствия перинатального поражения ЦНС, левосторонний гемисиндром.
Лечение: циннаризин.
10 мес.
Первое слово «ма-ма»
Начал вставать, ходить у опоры, садится с четверенек, ползает, кисти открывает, тонус дистонический, сила мышц высокая, плохой ночной сон.
Назначение невролога: глицин или неврохель, ЭЭГ с видеомониторингом.
Результаты ЭЭГ: диффузно умеренно дезорганизованный паттерн ЭЭГ сна. Межзональная дифференцировка сглажена. Признаки дисфункции (некоторой незрелости) корково-подкорковых взаимодействий. В переднецентрально-теменно-средневисочных отделах регистрируются частые вспышки и единичные пароксизмы полиморфной острой активности и неспецифической альфа-тета-активности, d=s и d>s, иногда с тенденцией к генерализации. Признаки дисфункции, раздражения срединных (диэнцефальных) структур и дисфункции подкорковых структур. Типичной эпилептической активности нет. О снижении порога судорожной готовности судить в контексте клинических данных.
1,5 года
Жалобы: истерики, нытье, беспокойный сон, ночной сон 9 часов, подергивания во сне после истерик., быстро теряет интерес
Ходит с 1,1 года, говорит несколько слов.
Заключение невролога: левосторонний гемисиндром (остаточные явления), ПЭП (резидуально-органические изменения).
вальгусная установка стоп, тонус левой ноги выше, объем движений полный.
Назначение: для стимуляции речи кортексин., массаж
1,9 лет.
Увеличен запас слов до около 15, показывает животных, подражает звукам, лепет. Моторная неловкость. Общемозговой симптоматики нет
Заключение невролога: задержка психоречевого развития, синдромальное состояние под ?
Лечение нервохель, пантогам, нейромультивит, мексидол.
В 2 года произошел переломный момент в нашей истории.
Мы легли на операцию по гипоспадии. Был общий наркоз, период нахождения несколько дней в лежачем привязанном состоянии для исключения вырывания катетера. Ребенок перенес это плохо, были истерики, буйство, давали реланиум.
Через неделю после выписки снова попали в больницу с ротавирусом, 2 степень обезвоживания.
Ребенка забрали у мамы для установки венозного катетера. Минут 20 он кричал и звал маму, я ходила под дверью. Потом мне его отдали. После чего психическое состояние ребенка резко ухудшилось. Он не давал с собой ничего делать, бил меня головой в лицо, был привязан, чтобы сделать какие-то манипуляции гигиенические, после чего был обнаружен укус самого себя в руку.
Невролог дистанционно назначила атаракс. Состояние стало лучше. После возвращения домой в течение пары месяцев мы отходили от стресса и пили атаракс.
В это время у нас появляется увлечение кондиционерами (вентиляторами), которые ребенок просто заметил на улице и стал постоянно на них смотреть и показывать.
Дальше больше: стал крутить крышки, колеса, выстраивать коробочки в ряд, не давая их убирать.
Консультация невролога в 2 г. 4 мес.:
Задержка психоречевого развития, нарушение поведения, синдромальное состояние.
Назначение: фенибут, нейромультивит, кортексин, массаж
ЭЭГ с видеомониторингом: диффузно умеренно дезорганизованный паттерн ЭЭГ сна. Межзональная дифференцировка ослаблена. «сонные веретена» нерегулярные, иногда генерализованные. В средневисочном отделе слева непостоянное усиление медленноволновой активности. Регистрируются редкие генерализованные вспышки неспецифической активности, d=s., и однократно короткий пароксизм полиморфной острой активности генерализованный по правому полушарию. Признаки дисфункции срединных и подкорковых структур. Признаки дисфункции (незрелости) корково-подкорковых взаимодействий. Типичной эпилептической активности нет. Изменений недостаточно, чтобы по ЭЭГ судить о снижении порога судорожной готовности.
В 2 г. 10 мес. Пошли в сад. Привыкание было сложным, со слезами, но после сада ребенок выходил веселым. Ходили пол-дня, на сон не оставались. Часто болели ОРВИ.
В 3 года от невролога впервые прозвучало подозрение на атипичный аутизм и было назначено лечение финлепсином и сонапаксом, а также рекомендация пройти консультацию у психиатра.
С этого момента мы начали наблюдаться у психиатра.
Жалобы: повышенная возбудимость, истерики при неполучении желаемого, прогрессирующая любовь к вентиляторам, расторможенность, дефицит внимания, персеверации, эхолалии.
В течение 4 лет (с 3,5 лет) мы получали следующее лечение:
Финлепсин, сонапакс (на сонапаксе – отрицательный эффект, слетел с тормозов, ел шкурки от семечек с земли, убегал)
Фенибут, пантогам (возбудимость повысилась, после отмены – плач и горевание от незначительных вещей)
Триампур, стугерон (для коррекции повышенного ВЧД, которое показало ЭхоЭГ)
Тералиджен (нет эффекта)
Рисполепт (стал чуть спокойнее, появились периоды притормаживания, плач без причины остался). Добавили золофт. Эффекта нет, плохо засыпает, возбудимый, бегающий, появился сильный дерматит, который связали с рисполептом.
Отмена препаратов.
4 года. Решили получить консультацию у другого психиатра.
Диагноз: хроническое гипоманиакальное состояние у ребенка с остаточными явлениями раннего резидуально-органического поражения ЦНС.
Назначение – сероквель.
Нет эффекта (скандальность, вентиляторы, возбудимость)
Вернулись к первому психиатру, продолжаем перебирать препараты.
Хлопротиксен, феварин – стал более спокойным и вменяемым. На феварине появилась заторможенность, сонливость. Снизили дозу феварина до 1/8 табл., хлопротиксен 0,5 т. 2 раза.
Через месяц стало хуже – бесцеремонность, наглость с незнакомыми людьми.
Увеличили хлопротиксен до 1 т. 2 раза – усилилась сонливость.
Добавили атаракс и отменили хлорпротиксен. Появились усиленные психования, скандальность, плохой сон.
Отмена всех препаратов.
5 лет.
Галоперидол, акинетон, финлепсин. Стал чуть спокойнее, более вменяемый ребенок, вентиляторы без изменений.
Игры с вентиляторами пошли в развитие – знает все марки, ходит изучает их по городу, строит дома из коробочек.
Галоперидол подняли до 5 капель 2 раза. Изменений в лучшую сторону нет.
На зимних каникулах при родителях не слушается, скандалит, часто плачет без повода, особенно вечером.
Замена галоперидола на рисполепт, плюс золофт.
Это был относительно спокойный год. Все симптомы сохранялись, но были более сглажены. С ребенком можно было договариваться, он был более послушным. Вентиляторы-кондиционеры оставались, но оставляли место другим развлечениям и играм.
Весной 2014 г. Обострение, повысилась возбудимость, плаксивость, вредность, вентиляторы стали активнее.
Замена рисполепта на неулептил эффекта не принесла.
Вернулись к рисполепту и пропили его еще год. Ситуация была снова более спокойная до очередного обострения.
Из сада ребенка забрали в этом году, т.к. ходить стал совсем плохо, постоянно плакал, болел, стал выдавать температуру перед походом в сад, которая проходила через час дома.
Ходил на кружки и на подготовку в школу.
Читает, пишет печатными буквами, считает хорошо, даже умножение и деление простые примеры. Тяготеет к цифрам, номерам телефонов. Прекрасная память на цифры, адреса.
Общительный, может общаться даже с незнакомыми. Часто назойлив и бесцеремонен. Не понимает границ дозволенного. Друзей постоянных нет, хотя дружить и играть хочет. Это и наша вина тоже, т.к. мало общаемся сами. А из сада его забрали, но там друзей все равно не было.
С детьми не агрессивен.
А дома, особенно с отцом – агрессивен. Ко мне сильная привязанность. Нежелание ничего делать самостоятельно, только с моей помощью. Все время держит за руку на улице, когда идет рядом.
Боится громких звуков (дрель, газонокосилка, мясорубка), к некоторым относится спокойнее, другие до паники и плача, избегает шумных мест типа уличных концертов.
Сам при этом шумный, громко и много говорящий.
Часто задает вопросы, даже если ответы на них уже получал полчаса назад.
Имелись навязчивые движения: дергание кофты, дергание плечом от лямки штанов, дергание и шмыгание носом, снимание штанов когда садится (мешают). Не все сразу, а периодами то одно, то два.
Март 2015 г. Стало хуже. Снова вентиляторы занимают все свободное время. Разговоры только о них. Играет в нарисованные дома (таблица с этажами и подъездами), куда вешает кондиционеры. Знает все марки (более 20), требует их показывать на компьютере и распечатывать в мелком размере. Любовь ко всему маленькому присутствует (лилипутичные, как он говорит).
Появились выдуманные друзья (девочка Я и Профессор).
Девочка Я – это колибри, как он потом сказал. Слепил из пластилина козявку размером 5 мм – это девочка Я. Она хорошая, живет себе, покупает кондиционеры, гуляет. Он про нее часто сочиняет простые, но длинные истории про то, как она зашла в подъезд, нажала кнопку лифта, поднялась на 7 этаж и т.п.
Что касается Профессора, то это отрицательный персонаж, который ругается и говорит, что нужно делать плохого. Со слов ребенка – профессор это как бы его (Мишин) рот и язык. И что он существует.
Из чего психиатром был сделан вывод о возможных псевдогаллюцинациях (типа Миша слышал профессора). И было решение заменить рисполепт на трифтазин.
Замену мы пока не произвели, я опасаюсь преждевременности назначения, тем более, что мы уже много нейролептиков пропили без особого эффекта.
Профессор больше похож по моим наблюдениям на ролевую игру, когда Миша говорит за двух лиц – себя и профессора. Может шептаться с ним на пару.
Стал часто ругаться в ситуациях, когда что-то не по его (пошла вон, зарежу, убью). А потом иногда говорит, что это не он, а профессор ругается. Но сообщает об этом хитро, как в игре.
Рассказывает, что профессора зовут Евгенька, живет он в красной квартире и ездит на красном мотоцикле. Тему может развивать дальше. Теперь уже говорит, что профессор не существует, а он его придумал
Были ситуации, когда едет на самокате и говорит, что профессор ему велит «дави маму, дави» или «езжай через дорогу». Но Миша его типа не слушается.
Вопрос что это – галлюцинации или фантазии для меня остается открытым.
Повышенная агрессия на отца. Проявляется дома, когда мы втроем все (на прогулках не проявляется). Дерется чуть что не по его, может просто вбежать в комнату с кулаками на отца.
Если что не по нему, то ругается, визжит, психует. Стало невозможным договариваться, вводить запреты. Любое неполучение желаемого – скандал. Периодами ребенок как ребенок, потом как что-то найдет – агрессия, бегает, зубы сжаты, кричит «я буду убивающим, уничтожающим» делает назло то, что запрещают.
Месяц назад появились тики? в виде дергания рукой, переминается с ноги на ногу, дергает плечами, стучит запястьями с силой друг о друга. Особенно выражены движения рукой (вперед-вверх), но может лежать долго без дерганий (на приеме у остеопата лежал час).
Кстати тики появились после 1-го сеанса остеопатии. Совпало? Второй сеанс не дал изменений ни в улучшение ни в ухудшение.
Сделали МРТ головного мозга.
Заключение, если кратко: в целом по данным МРТ без клинически значимых нарушений церебральной структуры. Косвенные проявления интракраниальной гипертензии, заключающиеся в сужении наружных и внутренних ликовронных пространств больших полушарий.
Свежее ЭЭГ (сна не получилось): Основная ритмическая активность замедлена в сравнении с возрастной нормой. За время длительного наблюдения эпилептиформной активности, эпилептических приступов, их ЭЭГ-паттернов зарегистрировано не было.
Консультации у двух врачей показали разное мнение и разные назначения лечения.
Школа на носу, а мы по-прежнему не знаем что с нами и как лечиться. А ситуация пока совсем не хорошая как с тиками, так и с проблемами поведения.
Боюсь шизофрении.
Это я звонила вам по телефону и писала на почту в течение последних 2 недель.
Записалась к вам на консультацию на будущую среду.
Пока вот рассказала как можно подробнее про нас. |