Здравствуйте, уважаемый доктор.
- Беспокоит поведение сына в школе и дома. Мальчик, 10 лет 4 месяца.
- Ребёнок импульсивен, не сдержан, капризен. Дома и в школе активно двигается, может налететь на детей, мебель, удариться, при этом кричит и визжит так, что слышно во всем корпусе школы. Когда учительница повышает на него голос, делая замечание, может заплакать, закричать, залезть под парту, швырнуть учебники-тетради, в порыве злости ударить одноклассника, замахнуться стулом, в том числе на учителя, угрожать убить, испугавшись своего приступа ярости, убежать в раздевалку (примыкает к классной комнате), там забиться в угол, трястись. Меня неоднократно вызывали в школу, чтобы я забрала сына. Последний раз он хотел поиграть на перемене с мальчиком, к нему навязчиво приставал, а тот не хотел. Дима на него разозлился, порывался ударить, говорил, что убьет. Когда я пришла в школу, рвался, как одержимый, в класс, чтобы ударить этого мальчика. Учитель и дети в классе пугаются такого выплеска эмоций, не известно, что он может в очередной раз устроить. Дима и сам себя пугается, потом сокрушается и восклицает: «Зачем я это сделал?», «Меня никто не любит!», «Я плохой! Убейте меня!».
Дома делает только то, что хочет. На элементарные просьбы выполнения дел по дому или по подготовке уроков, кричит, визжит, прячется. Вечером при отходе ко сну та же история – вопли: «Как уже спать???? Я только встал!!!» Мне кажется, что он течение времени совсем не чувствует. Проходит час-полтора, а сыну кажется, что 5-10 минут прошло. Если играет, рисует, а нужно сесть за уроки, то невозможно оторвать от его занятия, ему нужно всё непременно завершить, а это может тянуться долго. Последнее время редко всё происходит достаточно мирно, а подавляющее время – «война». Уже все устали от этой ситуации.
- В семье сын – единственный ребёнок. Родила его в 36 лет. Наследственных патологий по моей линии нет. Со стороны матери мужа – нет, со стороны отца – неизвестно (муж воспитывался без отца).
- Беременность первая. В первом триместре токсикоз. На сроке 20/21 неделя врач по УЗИ констатировала краевое прикрепление плаценты (до области внутреннего зева). На сроке 29 недель в заключении написано – тенденция к росту излишне крупного плода. На сроке 33/34 недели - все в норме, головное предлежание. На сроке 36/37 недель была угроза преждевременных родов, лежала в стационаре. В эпикризе записано: гестоз легкой степени, НИД по кардиологическому типу.
- Роды срочные. В двенадцать отошли воды, в 6 утра уже родила. 8-9 баллов по шкале Апгар, вес 2,550 кг, рост 49 см. Д/з: ЗВУР по гипотрофическому типу II ст., вальгусная стопа cлева, морфофункциональная незрелость, кефалогематома теменной области.
- Рос на естественном вскармливании. На осмотрах педиатра отмечался гипертонус. Первые полгода прибавлял хорошо. Пополз в 5 месяцев. В 6 – стал переворачиваться на живот. В 6,5 мес. стал вставать. В 7 мес. стал сидеть. В 10 мес. самостоятельно пошел. К году произносил около 8 слов. В год весил 8,5 кг.
- В период с года до трех речь осваивал хорошо, говорил грамотно. Словарный запас был достаточно большой. Проявлял в игре изобретательность. Любил в темноте играть с фонариком – театр теней, приделывал фонарь к машине и катал. Был очень подвижным, но мог сосредоточенно собирать пазлы, конструктор. В первый год пребывания детском саду (пошел в год и восемь месяцев) часто болел. Проходив немногим больше месяца в сад, попал с острым циститом в больницу (была острая задержка мочи).
- К пяти годам правильно говорил все звуки, умел читать. В 6 лет уже мог досчитать до 100. Любимая игра – конструктор ЛЕГО. Чаще строил всё по схемам, реже без них. В саду адаптировался сложно. Очень нетерпим к другим детям. Если ломали его постройки, злился, мог ударить. В саду в тихий час очень плохо засыпал. Дома с 4 лет уже не спал днём – невозможно было уложить. Воспитатели постоянно жаловались, что он «себе на уме», делает, что хочет, что ему интересно, иногда не хотел участвовать в занятиях. Примерно в 6 лет стал бояться настроечной телевизионной таблицы, телевизионных помех и, как следствие, переключения каналов. И ещё панический страх вызывает мультфильм «Паровозики из Чаггингтона». Сначала с упоением смотрел этот мульт, потом в какой-то момент стал бояться. Из-за этого боится заходить в магазины игрушек, канцелярских принадлежностей (там продают рюкзаки, пеналы с героями мультика) - заходит за руку с закрытыми глазами. Пыталась говорить с ним об этом страхе – объяснить не может. При всем этом любит железную дорогу и метро. Раньше хотел стать машинистом поезда. Знает хорошо Московское метро – все линии, большинство станций, часто рисует схемы.
- Всегда плохо ел. В 6 лет рост составлял 105 см, вес 15,5 кг. Обратились к эндокринологу. Поставили диагноз: задержка физического развития. Обследовали ребёнка – сдавали анализы крови на гормоны, делали снимки кистей рук, черепа. Все показатели были в норме. На сегодняшний день (10 лет 4 мес.) рост 122 см, вес 23 кг. Месяц назад сдали кровь на гормоны, сделали УЗИ щитовидки – всё в норме. Врач уточнил диагноз: дефицит массы тела.
Заключение ЭЭГ в 6 лет:
ЭЭГ по частотно-амплитудным характеристикам в границах возрастной нормы. Отмечены ЭЭГ-кореляты дисциркуляторных нарушений в виде появления медленных волн в теменно-затылочных отведениях на ГВ-пробы. Эпи-активности не зарегистрировано.
Заключение ЭЭГ в 8,5 лет:
1. На фоне возрастных особенностей корковой ритмики выявляются нерезкие изменения биоэлектрической активности мозга в виде легкой ирритации альфа ритма, дисфункции диэнцефально-стволовых структур мозга.
2. При гипервентиляции отмечается незначительная пароксизмальная активность виде билатерально-синхронных разрядов альфа и тета волн. Очаговые нарушения и эпиактивность не выявлены.
- В школу пошел в 7 лет и 8 мес. Хорошо успевал по всем предметам, но сильно уставал. На уроках иногда был расторможен. Если что-то не получалось, мог заплакать, начеркать в тетради. Уроки делал медленно. Плохо засыпал - долго не мог вечером уснуть, а утром – проснуться. Во втором классе поведение стало ухудшаться. Проявилось это активно в конце января. Появились истерики (описаны в начале). Направили на ПМПК, комиссия направила к психиатру. Районный психиатр дала заключение для ПМПК – расстройство эмоций и поведения. Лечение: сонапакс 10мг 1/3 т. 3 раза, пантокальцин 0,25 - 3 раза, нейромультивит 1/2т. утром 3 нед. Состояние ребенка улучшилось. Весной стало в плане поведения стало полегче. Параллельно с лечением, посещали с ребёнком научно-исследовательский центр детской нейропсихологии, прошли курс занятий с нейропсихологом, там же посещали психотерапевта. Проблему эти посещения не решили.
- В 3 классе опять в январе ситуация 2 класса повторилась – истерики в школе и дома, демонстративное поведение. Психиатр назначила: сонапакс 10мг 1/2 т. 3р, тенотен детский 1т .3р. 1 мес., кортексин №10. Уколы сделали, препараты принимаем. Сильных изменений не замечаем.
Цитата из характеристики классного руководителя: «Ребёнок двигательно расторможен, эмоциональные реакции часто неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, отказ от выполнения задания. Особенности поведения: частые нарушения дисциплины, конфликты с учителями – на любое замечание реагирует плачем, криком… Получив плохую оценку, начинает вести себя истерически: кричит, топает ногами, разбрасывает предметы, тем самым мешает дальнейшей работе всего класса… В процессе игр с детьми на переменах проявляет недовольство и раздражение при отказе дать ему игрушку. Он может ударить ребёнка, ущипнуть, спровоцировать драку. Таким образом, старается привлечь себе внимание.»
- Уроки делает медленно, отвлекается, нервничает. Мы с мужем тоже не в лучшем состоянии – постоянно переживаем. В школу провожаю со страхом, стараюсь успокоить себя, что все будет хорошо, но тщетно. Сама была у невролога - назначили тенотен – не особо помогает. Во время истерик сына – сама в панике, с трудом привожу сына в адекватное состояние – сам не справляется. В последнее время стал отказываться от некоторых блюд, мотивируя это плохим запахом и тем, что его якобы тошнит. Ограничили компьютер, так рвётся к нему, настойчиво требует дать посидеть за ним. Телевизор смотрит много. Профессионально может «довести» меня и мужа до «белого каления» (ситуации – не хочет укладываться спать, не хочет делать уроки, дела по дому, мотивируя усталостью – порой это так и есть). Мы часто срываемся, хватаемся за ремень. Режима строгого нет. Часто дома находится один, в более-менее спокойные периоды делает уроки сам и вполне успешно.
Последнюю неделю сына по утрам мучают боли в животе. Перед школой сидит в туалете, не всегда результативно. В выходные – такого нет.
Последние 2 месяца сын принимает настои трав, рекомендованные целительницей. Засыпает лучше, чем прежде.
Ответьте, пожалуйста, какие шаги нам предпренимать?
Можно ли к Вам записаться на консультацию? |
Доброе утро, начну отвечать на письмо с конца.
1. Запись ко мне на первичный прием осуществляет регистратура. Сам я записываю только тех ребят, которые приходят на психотерапевтическую работу - и записываю на часы после окончания моего рабочего дня. Каждый месяц здесь, на сайте, я вывешиваю свое расписание приема (такое же есть в регистратуре) - пример такого расписания вы найдете здесь Прочтите, пожалуйста! К концу месяца я снова вывешу новое расписание, а регистратура начнет запись на май. 30 марта, когда шла запись на апрель, у меня был рабочий день, я сам наблюдал, как шла запись. Все места были заняты за час. К сожалению, многие из записавшихся потом забывают об этом, но неявка пациента обнаруживается, увы, по факту, поэтому пригласить кого-либо на освободившееся место уже поздно...
2. Боли в животе перед школой - это похоже, по моей части.
3. По поводу ремня, режима и «профессионального доведения до белого каления» прочтите, пожалуйста, здесь и далее по ссылкам. Увы, для вашего возраста предложенная там программа коррекции уже не будет эффективной, но выводы для себя вы сделаете. Там даже схемка есть маховика аномального поведения, который раскручивается совместными усилиями взрослых и детей.
4. Анализируя ваше описание, обнаружил одну единственную зацепку - диагноз психиатра, к которому направили вас с ПМПК. Конечно, расстройства эмоций и поведения - большая рубрика в классификации, это диагноз, приблизительно соответствующий кардиологическому «плохо с сердцем», но это лучше, чем ничего, поскольку отметает ряд тяжелых состояний, включая шизофрению и бредовые расстройства, наркомании и токсикомании... Как правило, расстройства эмоций и поведения, кроме выраженного и всем очевидного психопатоподобного компонента содержат и аффективный, чаще - депрессивный компонент, который носит маскированный характер, в том числе - соматизированный (вот они, боли в животе перед школой). Но депрессии у этих детей надо искать!!! Еще сложнее искать невротическую и неврозоподобную симптоматику (у вас есть страхи). Лечение этих состояний длительное медикаментозное (антидепрессанты - амитриптилин или сертралин, феварин + транквилизаторы + корректоры поведения - тиоридазин, он же сонапакс, здесь очень хорош + что-то из ноотропов, чаще - фенибут - ПОЙМИТЕ ПРАВИЛЬНО: ЭТО НЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ!) и психотерапевтическое (нейропсихолог, тут, увы, не помощник). Очень важно грамотно сочетать лечение с педагогическим воздействием.
Удачи! Доктор. |