О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

primavera

Ребенок упорно не хочет соблюдать правила

 primavera: Ребенок упорно не хочет соблюдать правила   2015-03-18 17:51:20

Уважаемый Лев Олегович!

Моему сыну Георгию в апреле будет 9 лет. К настоящему моменту у меня с ним очень напряженные отношения. Такие, какими мне видятся отношения с подростком. И я со страхом думаю – а что же будет в подростковом возрасте?

Я много ходила по психологам, все пыталась понять, что я делаю не так. Но сейчас случайно прочитала статью про оппозиционно-вызывающее поведение и была поражена – там все про нас.

У меня не очень много сохранилось медицинских документов от его 1-го года жизни, но основные моменты следующие:

- у меня первая беременность, роды естественные, но очень болезненные, 13 часов, 10 баллов по Апгар.

- грудное вскармливание до 10 месяцев.

- в принципе невролог ставил повышенный тонус, кроме того, межполушарная щель была чуть шире, чем положено.

- вроде бы говорить начал позже, чем положено, но зато потом года в два, наоборот, все отмечали, что он говорит лучше многих сверстников.

- основная конституциональная характеристика – мышечная дистония и слабость связок (как у меня).

- были проблемы с мелкой моторикой, до 4 лет почти не рисовал (просто не интересовался рисованием, поскольку, ему, видимо, неудобно было держать карандаш), не вырезал ножницами, ходили на специальные курсы, которые дали настоящий толчок его моторике. (сейчас он вполне прилично играет на кларнете).

У Георгия есть еще младшая сестра Полина, ей 4,5. Собственно, проблемы, о которых я хочу сказать, начали обозначаться после ее рождения.

И поначалу (примерно с его 5 лет) я ходила к психологам с одной проблемой, которая меня изматывала: ОН ВСЕ ДЕЛАЛ С 10-го РАЗА. Я имею в виду – утром чистил зубы, умывался, одевался, приходил к столу с 10-го раза. К концу дня я чувствовала себя выжатой, как лимон.

Уставая твердить ему одно и то же, я спрашивала психологов, как научить его делать утренние и вечерние рутинные процедуры без моего напоминания. Мне говорили: надо перевести внешний контроль в самоконтроль. Облегчайте ребенку процесс запоминания. Рисуйте ему картинки, что за чем делать. Я рисовала – первые пару дней это работало, поскольку ему было любопытно. Потом он просто переставал подходить к этим картинкам, и сопротивление продолжалось.

Это касалось также раздевания после прогулки, переодевания в домашнюю одежду, усаживания за стол.

Потом, я начала ему писать эту последовательность (читает он с 5 лет). Эффект – тот же.

Если ему не напоминать – он не сделает ничего, просто будет валяться и играть.

Со временем я поняла, что дело не в том, что он не запоминает. Это внутренняя установка – не буду делать то, что вы мне говорите. Т.е. в состоянии стресса, например, когда он видит, что я очень расстроена или рассержена – он прекрасно со всем справляется. А в состоянии мира и покоя – опять демонстративно ничего не делает.

И ЭТО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО СИХ ПОР! Может, конечно, что-то чуть-чуть и изменилось – ну, например, он приходит с улицы и моет руки – но без напоминания утром он не умоется, не почистит зубы и будет два часа снимать пижаму. До сих пор одевает колготки «пятками» вверх (ему 9 лет), при этом он не ощущает никакого неудобства. За столом я ему объясняю, что не надо ложиться на стол, надо прижимать локти к себе и проч. Он удерживает это в голове ровно на один раз. Потом ему родственники в гостях за это же делают замечание и спрашивают – а тебя разве мама не учила? А У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НАУЧИТЬ.

С ним невозможно выйти вовремя. Он будет валяться в трусах до тех пор, пока мы не станем одевать пальто, потом он будет бежать и кричать: «Не уходите без меня!». Всегда доводит ситуацию до точки кипения.

Подъем по утрам в школу – настоящее мучение.

При этом он в общем-то неплохо успевает в школе. С интересом читает. НО не садится сам за уроки. И основное его рассуждение – Я НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НАДО, НЕ ХОЧУ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ.

Ему трудно без внешнего контроля сесть и выполнить уроки от начала до конца, если сделает перерыв – он может затянуться на два часа.

Не может ни в чем соблюдать порядок – ни в одежде, ни в школьных вещах, ни в игрушках.

Хронически не соблюдает договор. Например, невозможно договориться что-то быстро сделать, чтобы потом успеть, например, почитать. Он обязательно будет медлить.

Очень боязливый. В школе не может себя защитить. Панически боится сдавать кровь. Легко устает.

А сейчас пошел совершенный саботаж с едой: не ест ничего практически, кроме мучных изделий. В довершение всего у него обнаружилась аллергия на глютен – и теперь именно мучное ему нельзя. А все остальное он критически осматривает – то консистенция, то запах, то цвет его не устраивает. Пыталась дать ему почувствовать физиологический голод – мол, пусть не позавтракает, к обеду проголодается – прекрасно терпит голод. Я не буду есть то, что не хочу. На тарелке всегда оставляет недоеденный кусок.

При любом его появлении за общим столом – мы живем с моими родителями – возникает напряжение, он все негативное внимание оттягивает на себя, понимая, что его поведение вызывает раздражение (сидит боком или полулежа, пытается играть с сестрой, читать).

Я понимаю, что здесь, по-видимому, есть воспитательный дефект. Хотя, говоря откровенно, я уже себя наизнанку вывернула. И ведь есть же мамы, которые об этом и не думают – у них просто нет таких проблем.

Я бы отметила как очень характерную его особенность – НЕСПОСОБНОСТЬ СДЕЛАТЬ НАД СОБОЙ УСИЛИЕ – МОРАЛЬНОЕ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ. Он не может себя заставить делать то, что надо, не имея личной заинтересованности. Но есть же в жизни дела, которые просто надо делать и все – без всякой особой заинтересованности.

С его стороны - бесконечные провокации. Я понимаю, что не надо провоцироваться. Но я же тоже живой человек. В последнее время я часто на него срываюсь, контакт между нами все больше нарушается. Я не понимаю, как влиять на него. Мне кажется, что в норме родительство не должно быть таким трудным. У меня ощущение, что я с утра до вечера стою в какой-то очень неудобной позе, и очень устала.

 drLev:    2015-03-20 21:51:17

Картина, прошу прощения, не эксклюзивная...

Приводите юношу, будем разбираться. Если очень умный, значит пойдет на трансовых техниках, если развитие по возрасту, возможно, позову вас в группу ДРО на осень.

Почитайте здесь - http://www.drlev.ru/blog.php?a=1&p=10 про группу ДРО базовая статья. С тех пор многое изменилось, но все-таки, это основа.

Почитайте все три опуса здесь - http://www.drlev.ru/blog.php?a=5&p=144 вам многое из написанного уже поздно применять, но логика событий остается прежней.

Почитайте здесь - особенно, обращайте внимание на алгоритмы - http://www.drlev.ru/tr/mn4.pdf это констатация печальных итогов брошенного без терапии ОВР

Удачи! Доктор.