О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

ones

Помогите разобраться в ситуации

 ones: Помогите разобраться в ситуации   2014-11-06 23:43:49

Добрый день, Лев Олегович. Очень нуждаемся в Вашей консультации.

Моему сыну 6 с половиной лет, у нас сильные генерализованные тики с 4 лет и навязчивости. Сейчас он прищуривает глаза, дергает плечами (как-бы выдергивая ключицы до щелчка), щелкает иногда пальцами, периодически сжимает пальцы ног, шмыгает носом, ковыряет уши и говорит, что все это ему очень надоело, но не делать так он не может. Также лазает в попку и проверяет, есть ли там «слизь», после того как помоем и вытрем успокаивается. Так же около года назад начался бзик с трусами. Хочет чтобы они были в обтяжку, и если они не обтягивают ляжки, требует поменять их, говоря что они «неприличные» (и никакие доводы и уговоры не помогают). Что касается дерганий (тиков), с утра их нет, а к вечеру очень усиливаются. Что касается трусов, то тут если он устал и возбужден, будет менять их каждый час, а если отдохнувший и спокойный даже не спросит. Все эти движения и навязчивости то практически уходят, то сменяют друг друга. Так же есть какие то речевые навязчивости или что-то вроде этого. В 5 лет он постоянно спрашивал, будто от нечего делать «а это плохое слово?», хотя прекрасно понимал значение слова. Также около года назад говорил «плохое, тупое» просто так, например, играя, даже будто выкрикивал «фу» несколько раз, говорил хочется (хотя в саду он этого не делал, дома, когда обещала что-то дать, за то что он не будет так говорить или кричать, тоже не делал, говорил, что говорил тихо, чтобы я не слышала, тоесть контролю поддается, как я поняла). Между тем, жаловался, что ему совсем не хочется так говорить, но он не может. Лечились фенибутом и пантогамом, пропивали кавинтон, нервохель, тенотен, глицин (особого улучшения не заметили). Попробовали гомеопатию, но после нее все усугубилось м появились как раз это «плохое и тупое», а так же несколько раз были вырывания: засовывал руки в рот и его рвало, говорил, что не хочет совать пальцы в рот , но очень хочется, потом, после другого препарата это прошло. Гомеопатию больше не практиковали. Сейчас, на фоне повышенной нагрузки (подготовка к школе, логопедический сад, частные занятия с логопедом), усилились и тики и навязчивости (вышеперечисленные). Также говорит, что он решил, что в нем живет некий «балбес», которого он представляет как маленького человечка, из-за которого ему периодически хочется говорить про себя «плохое и тупое», что оно привязалось к нему, а также говорить (когда играет), самому с собой и это его тоже раздражает. Мы с мужем объяснили ему, что это нормальный процесс, когда он играет один и разговаривает или размышляет сам с собой, но он сказал, что в любом случае, его это раздражает. Еще говорит, что хотел бы родиться девочкой, так как они гораздо красивее и голос у них приятнее. Дружит, кстати, тоже в основном с девчонками. Хотя, если детей много, больше 2, тяжело с ними играет. Тоесть он подходит, знакомится, но играть предпочитает по своим правилам, поэтому игра заканчивается, не начавшись. На все своя точка зрения, не стадный, если все полезут на дерево, он не полезет. У детей не авторитет, скорее ведомый, но опять таки, если ему предложенная идея нравится. Ходит в сад, но друзей там особо не имеет, в основном, выступает как наблюдатель и критически всех оценивает (рассказывает мне кто что и не так сделал). Может с кем-то поиграть, но не долго, пока его устраивают правила. В раннем возрасте вообще очень плохо ладил с детьми, видимо тоже хотел все по своему, поэтому легче было либо со старшими либо вообще со взрослыми, они легче идут на компромиссы. Сейчас в общении с детьми я вижу приличную положительную динамику. С детьми, в общем, не агрессивен, но любит как-бы доставать, донимать, типа назойливой мухи (например, что то спрашивать по 10 раз или говорить еще какие-нибудь глупости, вызывая раздражение у другого ребенка, в конечном счете его за это бьют, но сдачи он не дает, понимая что сам виноват, может обидеться, если сильно получил). В то же время, коммуникабелен, общителен, веселый, но и хулиганистый. Если его попросить что-то помочь, где он может проявить свою важность и умения, то с удовольствием, выполняет порученное, то есть его надо занимать какими-то делами.

В сентябре начали пить когитум и через две недели, по нарастающей, начались все эти навязчивости, а также проблемы со сном. Спит до сих пор со мной((. Одному говорит страшно. Если перекладываю, все равно прибегает, когда просыпается. В 4 года мы его отселили, но начал сильно болеть в саду: бронхиты, ротовирус, и я опять сдалась и перешла к нему, и до сих пор вопрос открытый. Засыпает также со мной или с мужем, очень любит, чтобы с ним поговорили перед сном обо всем, прогладили, помассировали, мы не против, так как его это очень хорошо расслабляет, а также снимает тики и навязчивости. Но проблема заключается еще и вот в чем: после когитума начал просыпаться посреди ночи, плакать и жаловаться, что ему приснился кошмар, и так по несколько раз в неделю (будто на ухо кто-то кричит, баба-яга как-то снилась, руки из Василисы прекрасной). На данный момент, на фоне приема фенибута, пантогама и магния Б6, кошмары пошли на убыль. Был момент, боялся оставаться один в комнате, боялся приведения. Я с ним поиграла от лица этого приведения, он с ним «подружился» и ситуация улучшилась. Но одному все равно не очень комфортно, темноты тоже побаивается. Хотя очень любит строить дома, чтобы все было полностью закрыто, либо занавешивать шторы и сидеть с фонариками либо еще каким-то освещением, но не одному, а просит кого-то. Такое ощущение, что он сначало выдумывает себе какой-то стереотип или правило и действует (например, я боюсь темноты, я не сплю в саду или я не завтракаю в саду, но стоит пару раз его здвинуть с этого «стереотипа», то он все свои привычки забывает). Сильный фантазер, постоянно строит, в игрушки по назначению практически не играет, а строит из них что-то большое, грандиозное, называя это агрегатами (услышал видно это название от мужа или еще кого-то), очень гордится своими изобретениями, но и очень расстраивается (кричит, говорит, что он самый глупый мастер и может разломать, раскидать всю свою конструкцию), если что-то не стыкуется или отваливается и донимает всех пока не получится, то есть зацикливается (года в 3-4 вообще переключить было очень сложно: орал, кидал, ломал и рыдал, если что-то не выходило, сейчас в общем все намного лучше). Любит смотреть мультфильмы: смешарики, лунтик, барбоскины, ну погоди, во время просмотра может кого-то из персонажей как-то обозвать, если он что-то плохо сделал или еще как-то прокомментировать. В компьютерные игры практически не играет, в основном только в машине в дороге. А дома практически не просит. А если и играет, то совсем не долго, быстро надоедает и начинает опять что-то мастерить. Очень любит воду и все, что с ней связанно, плавать. Может построить какую-то штуку из машины, шлангов, и всего, что попадется под руку и засунуть это под струю воды, добавить шампунь, причем все это с определенной идеей. Сходит к стоматологу –дома стоматологическое кресло изобретается. С человечками, например из лего, или солдатиками играть не любит, но если кто-то из взрослых играет за одного из них- ему очень нравится, так же любит чтобы с ним играли и в мягкие игрушки. К животным довольно равнодушен, к собакам и кошкам испытывает трепет, гладит, пытается поиграть, а зоопарки не любит. С удовольствием ходит в театры и цирки, на елки новогодние, но участия в хороводах и играх особо не принимает. На утренниках в саду тоже, кстати, начал выступать только с этого года, раньше даже выражение лица было совершенно не заинтересованным. Думаю, это связано, в том числе и стем, что мы поменяли в том году сад на логопедический, ему там проще адаптироваться, так как в группе всего 10-12 человек и более индивидуальный подход, в предыдущем было 30. В сад пошел с 3,5 лет. Адаптировался не очень: не ел там вообще, не делал никаких поделок и ни в чем не принимал участия, сидел и ждал меня. Постепенно попривык: стал кушать, что-то делать, учавствовать в занятиях. Психолог в предыдущем саду отмечала его как умненького, сообразительного и мальчика с особенным мышлением. Но в новом саду прогресс адаптации пошел быстрее (сам всегда говорит, что ему нужно время привыкнуть делать то, что он в связи со своими стереотипами, решил, что он не делает). В саду не спит, если и лежит -не засыпает, хотя воспитатели говорят, что спать хочет. Говорит, что там ему не комфортно спать. Также начал в саду мастурбировать, говорит скучно. Дома сейчас тоже периодически бывает, особенно если один лежит. Прихожу -весь потный и очумевшие глаза. Видно -стыдно. В саду и дома припугнули его: сказали будешь трогать опухнет и писать не сможешь. Было после этого еще пару раз, говорил, что хочется. Потом вроде забыл. Режим у нас, в основном, четкий: в 7-30- подъем, в 9-30- отбой.

Мечтает быть пожарным, так как хочет профессию «поопаснее», а так же «там крутые агрегаты, шланги и вода», еще строителем-инженером, чтобы изобрести «машину желаний», которая исполняла бы все наши желания и чтобы нам не надо было трудиться. Так как учиться он не очень любит (только то, что ему нравится -английский, физкультура, лепка, в общем где особо не напрягают). На занятиях в саду занимается по-разному, иногда нормально, а иногда, отвлекается, раскачивается на стуле, мешает другим, может не отвечать или отвернуться. Домашнее задание делаем практически каждый раз со скандалом, ругается, что не хочет заниматься, а во время занятий начинает хулиганить, баловаться, смеяться, и делать совсем другое, говорит устал, надоело и что мы его мучаем. Не усидчив, тяжело сосредоточиться, постоянно надо чем то мотивировать (игрушки, сладости), чтобы хоть что-то сделал. С частным логопедом занимаемся тоже «со скрипом», то устал, то надоело, то балуется, то голова болит. Читает медленно, додумывает слова, чтобы не напрягаться, буквы знает с 2 лет, фигуры, в том числе пространственные тоже, но со счетом хуже. Долго перепрыгивал цифру 7, сейчас нормально, но после 10, может тоже запутаться. Память неплохая, стихи запоминает, а то что «не надо» еще быстрее. Дефектолог отмечает особенности эмоционально-волевой сферы, снижение познавательной активности, выглядит младше паспортного возраста, контакт устанавливает быстро, тревожен, отмечаются невротические реакции, темп речи быстрый, понимание обращенной речи по возрасту. Логопед ставит дизартрию. Онр 3 уровня, но также отмечает положительную динамику в речевом развитии, по сравнению с осмотром в 5 лет. В то же время, констатирует снижение словарного запаса, ошибки в согласовании предлогов, фраза простая, аграмматичная, односложно отвечает на вопросы по содержанию картинки, рассказ по картинке бедный по содержанию, скрытого смысла не понял и не раскрыл (хотя в саду постоянно занимаются этим и в общем справляется, есть ощущение, что у логопеда просто не хотел ничего делать, а она не имела желания и возможности его мотивировать и в результате, он ничего особо делать не стал), мелкая моторика нуждается в развитии, неустойчивое внимание.

Ненавидит правила и слово «надо» и опять таки апеллирует к «машине желаний». В саду отмечают его «взрослость», то есть он выражается довольно взрослыми фразами и бывает нуден как старичок. Часто жалуется на то, что ему скучно. Типа почему все так скучно и надо постоянно трудиться и зачем эти «дурацкие правила, они мне не нужны. Любит внимание, когда им восхищаются и признают его гениальность и особенность. Считает себя особенным, но в чем объяснить не может (но это видно моя «заслуга», так как затаскала его по врачам, остеопатам, психологам, неврологам и всевозможным специалистам, а он очень, как оказалось, во все вникает, даже вроде бы играя, очень его интересуют все взрослые разговоры).

Были у психиатра: тикозное расстройство (неврозоподобный синдром на фоне резидуально-органического поражения ЦНС). Черты характера обессивного круга под ?. Рекомендовано наблюдение невролога. Также были в Морозовской у психиатра этим летом: F06.828:Др. непсихотическое состояние в связи со смешанным заболеванием. Неврозопродобный синдром (рекомендовала как раз обратиться к Вам, Лев Олегович, для коррекции родительско-семейных отношений). Также вызывали психиатра в 5.3 мес, ей не очень понравился некоторый негативизм, вычурность, предроложила шизотепический диатез. Рисовал, кстати, на тот момент, одни сетки либо просто раскрашивал в разные цвета страницу. Но сейчас я это еще связываю и с плохой его моторикой на тот момент. Когда он учился рисовать что-то новое, он как-бы западал на это и при просьбе что-то нарисовать рисовал именно это. На сегодня, репертуар прилично расширился и рисует уже все разное. Заключение она, к сожалению, не дала, а мы не настояли((. Предложила попить нейролептиков, но мы не очень были к этому готовы и пошли к другому специалисту, для подтверждения диагноза. Заключение которого приведено выше. Кроме того, стоим на учете в Морозовской больнице по поводу аномалии Арнольда Киари 1 степени (пролабирование миндалин в большое затылочное отверстие до уровня с2-С3 позвонков), выявленной 9 месяцев назад в связи с периодическими жалобами ребенка на головную боль. Невролог нас наблюдает с рождения в НИИ Педиатрии, констатирует положительную динамику, по сравнению с каждым разом, заключение от 5 сентября 2014 года: Жалобы. Навязчивости, запинки в речи, гиперактивен, возбудим, периодические головные боли, чаще по утрам, зацикиевается, с детьми играет в основном со старшими,в игрушки не играет, не спит днем. Краткий анамнез: ребенок от 1 беременности, желанный, маме 25, папе 37, на момент рождения. 1 триместр беременности протекал с токсикозом, в виде сильной головной боли с аурой и иногда рвотой, второй спокойно, а 3 с многоводием сильным, роды срочные, воды с меконием, во время родов у ребенка сильно замедлился пульс, но с 3 потуги он родился. Вес 3 760, рост 52 см, Апгар7/8 баллов. Перелом ключицы. С рождения беспокойный сон (спал только на улице до 7-8 мес, ночью практически не спал и до 3-4 мес часто кричал с надрывом, даже на руках). Срыгивания фонтаном (пока не встал вертикально очень сильно и часто срыгивал, грудное вскармливание до 7 мес, грудь брал, но сразу выплевывал и начинал кричать, хотя анализы молока были в норме и усилий прилагать не надо было, в результате приходилось сцеживаться и кормить из бутылки, также докармливать смесью, вес набирал очень плохо и рос тоже не быстро. Раннее развитие моторное без задержки, речевое с темповой задержкой, судорог ЧМТ не было. Данные осмотра: окр.головы 49,5, перкуторный звук не изменен, глотание и фонация не нарушены. Дизартрия. Мышечный тонус физиологический, сухожильные рефлексы оживлены, патолог.знаков нет. Координаторные пробы выполняет четко. Гипергидроз шеи при засыпании. Раздражителен при утомляемости, манерен, фантазер, впечатлителен, рассеянный, моторно неловкий. Сон, аппетит не нарушены. Тревожен, фантазер, любит мастерить и играть неигровыми предметами, избирательный контакт с детьми. Навязчивости. УЗДГ сосудов головы и шеи от 03.2014г. без патологии. Видео-ЭЭГ мониторинг от 21.01.2014. Заключение: Умеренно дезорганизованный тип ЭЭГ с нерегулярным по частоте и амплитуде основным ритмом. Ослабление межзональной дифференцировки. Регистрируются вспышки тета-активности в лобно-центральных отделах, d=s и вспышки полифазных заостренных альфа-тета-потенциалов и полиморфной активности в теменных отделах, s больше d. Избыточная реакция срединных структур при проведении HV-пробыв виде проявления генерализованной высокоамплитудной дельта-активности с акцентом в каудальных отделах, d=s, восстановление быстрое. Признаки дисфункции срединно-стволовых и подкорковых структур. Типичной эпилептической активности, грубых очаговых изменений нет.

В 3 месяца сделали узи мозга: ликворная система не расширена. Субэпэбдимальная киста слева в стадии лизиса. Тонус мозговых структур не изменен. В 5 мес: уз картина расширения САП и МПЩ. Следил за предметом начал с 2 недель.

Невролог 5 мес: Жалобы: возбудим, беспокойный сон, вздрагивание, стучит ножками, стучит по животу ( барабанит), напрягает ножки. Моторное и психо-речевое развитие по возрасту. Судорожный синдром. Месяцев в 9 , как помню, сидел на кровати, и мог монотонно стучать пультом себе по ноге, при чем, довольно ощутимо. Потом прошло. В три месяца сам находил бутылку с кефиром в кроватке. Взгляд всегда был очень взрослый, до года нам всегда давали больше. Диагноз: ПЭП, синдром мышечного гипертонуса.

В 1 год мы вздохнули – сон наладился, стал спокойнее, начал ходить, срыгивания прошли. Заключение невролога -здоров. Развивался по возрасту, даже немного с опережением. До 2 лет было все довольно хорошо. Единственное, мог по-долгу кружиться на месте, при этом глаза не закатывал, был в сознании, реагировал. Но даже под музыку лет до 4,5 любил кружиться, сейчас любит кататься на каруселях. Но потом мы уехали к бабушке на море, прожили у нее месяц и потом, по семейным обстоятельствам, мне пришлось оставить его с бабушкой и дедушкой на две недели. Ежедневно звонила им, они говорили, что у них все хорошо. Потом прилетели за ним и забрали. Одновременно с моим отъездом, они отучили его от бутылки (всю ночь подсасывал кефир и спал с ним и во время дневного сна тоже). Когда привезли ребенка домой, поняли, что все не хорошо. У него нарушился сон, мог проснуться посреди ночи и беспричинно орать как от жуткого испуга. Днем практически нереально было уложить, орал, убегал, падал на пол и истерил. В общем был очень неспокойный, нервный и неадекватный, психовал если что-то не получалось, также кричал, швырял, ломал и так длилось примерно лет до 4,5, потом пошло на убыль. Где-то лет до трех, когда истерил, выгибался, особенно, когда был совсем маленький. Заключение невролога в 2,1 мес: очаговой симптоматики нет, психо-речевое развитие по возрасту, дисплазия (сильно переизгибаются руки и ноги), возбудим, расторможен, гиперактивен, длительные засыпания. Невропатия. Невротические реакции, пропивали магний Б 6, глицин, нервохель. Кроме того, с 2 до 4,5-5 лет как-то по дурацки играл с нами, как-то гиперактивно что-ли, то долбит по нам, то тряс, еще любил нащупывать «жилки» на руках и как-бы перекатывать их, и также с коленными чашечками, очень его это веселило. В основном, так мучил он бабушку. Иногда это сопровождалось какими-то дурацкими выпячиваниями челюсти. Когда его одергивали, говорил, что ему скучно. Ругался с нами, при чем как-то по-взрослому, типа вы мне не нужны и всех вас на помойку и вы все тупые. Как-то в саду в 4,2 где-то, обижал мальчика, толи щипал толи еще что, когда воспитатели спросили зачем, он сказал, что он смешно верещал. Так же мог распсиховаться и на приеме у врача, если не хотел делать узи или сдавать кровь, мог начать метать урны, ломать аппаратуру, но если удавалось с ним заранее договориться, все проходило хорошо. Сейчас тоже может быть не совсем адекватным, если совсем боится (прививка, укол), может начать вырываться, ругаться и орать на всю поликлинику, что вы все тупые и вы на до мной издеваетесь. Хотя зубы последнее время лечит без проблем и на мрт тоже проблем не бывает. С нами тоже может поскандалить, особенно с бабушкой. Она его цепляет и провоцирует, а он с ней дерется и ругается также. В два-три года вообще не могла его ни с кем оставить, особенно с бабушкой (как-то даже вцепился ей в лицо и орал пока я не пришла), плакал, орал «где моя мама». До сих пор очень привязан ко мне. Каждый раз когда отвожу в сад, спрашивает скоро лия приду и точно ли это не долго. В саду до сих пор жалуются, что делает все без особого энтузиазма и ждет меня, хотя когда перестала оставлять на сон(из-за школьной подготовки в 14-00, стало лучше, идет в сад гораздо спокойнее). На море, по моим наблюдениям, становится более неспокойным и возбужденным и после моря около месяца. Думаю, связано с солнечной активностью.

Года в 3,5 пытались жестко его наказывать, ставили в угол, даже ремня как-то давали, но он еще больше обозлялся. В 4 года он мне сказал: «не надо было меня рожать, если вы знали, что я рожусь у вас такой плохой и хулиганистый», и тогда мы поняли, что окончательно зашли в тупик, а также, что с ним лучше пытаться договориться, в общем много что перепробовали. Потом начались хождения по психологам, которые особо ни к чему не привели((. Сейчас стараемся меньше кричать, но это не всегда получается. Я сама очень эмоцианальная, на момент беременности были панические атаки и невроз в стадии ремиссии, очень впечатлительная и мнительная, сильно тревожусь за него, муж довольно спокойный и уравновешанный.

Также к двум годам начались сильные проблемы со стулом, перетерпливал, запоры были до 4 дней, причем какал только в штаны, и то где-нибудь спрятавшись. В связи с этим начались проблемы с гастроэнтерологией: боли в животе, запах изо рта и те же запоры, только уже физиологические. На фоне этого много ругалась и кричала на него, когда не какал и терпел, так как понимала, что это очень опасно. Нашли хорошего врача и долго восстанавливали стул и желудок, каканье в штаны продолжалось. И только к 4 годам, придумав для него очередную сказку про зверька, который живет в туалете, мне удалось приучить его какать в туалет. Но лет до 5,5 какал только со мной (под моим руководством) и после того как возьму его за руку и отведу в туалет. Сейчас какает, в основном сам, но иногда тоже (когда не получается) просит побыть с ним. Бывает тоже терпит, говорит лень идти какать, так как играет. Тоесть все равно, в основном, надо напоминать.

В основном, всем недоволен, то из-за того, что зима и холодно, то солнце и нет снега, то воскресение, и завтра в сад, ну в общем, во всякой прелести может найти гадость (пытаюсь переключать его на позитив, но как я понимаю, проблема изначально была во мне, я вела себя также, а он просто уже зеркалит). Его крики и истерики видно тоже от меня, так как я очень (повторюсь) эмоциональная и шумная, раздражительная. А он получается хроническим раздражителем, соответственно сам ребенок тоже слишком чувствителен и раздражается очень быстро и легко. Выходит из себя, кричит, пообзывается, пошвыряет что-то, а потом сам жалеет и говорит, что не хотел, просто не сдержался, что был очень обижен и расстроен. Довольно рассудительный, любит поговорить, пофилософствовать, будто жизнь прожил. Еще из навязчивостей: иногда кривит сильно челюсть, говорит, что ему больно, но не может так не делать., иногда постукивает себе по голове, как-бы между делом. Года в 4,5 давил ногтем на десну и также комментировал, втягивал живот. В три месяца сам находил бутылку с кефиром в кроватке. Взгляд всегда был очень взрослый, до года нам всегда давали больше. Диагноз: ПЭП, синдром мышечного гипертонуса.

В общем, к 6 годам, стал более спокойным и терпеливым. Но с этими навязчивостями не полегчало((. Простите за сумбур, Лев Олегович. Безумно переживаем и с тревогой ждем Вашей очной консультации. Спасибо.

 drLev:    2014-11-09 13:01:55

Прочел. Не нравится мне юноша, ох не нравится... Будем разбираться во вторник. До встречи!