Здравствуйте, уважаемый Лев Олегович. Спасибо Вам за ответ. Мы записались к Вам на прием 24 октября, берем все медицинские документы. Попробую дать предварительное подробное описание нашей ситуации и охарактеризовать юношу.
Итак. Ребенок единственный в семье, желанный и достаточно поздний (мне и мужу на момент зачатия было 33 года). Беременность протекала очень хорошо, мне удивлялись, что я «скакала как коза». :); Токсикоз незначительный первые 3 месяца, небольшая тошнота, рвало 2 раза (как потом выяснилось, на американские витамины, которые я тут же перестала принимать). На 5 месяце был гайморит, лечилась гомеопатией (пульсатила, гидрастис, меркур солюб); на 7 месяце – ОРВИ – по настоянию врача 2 дня брызгала в горло биопароксом. Но работала довольно много до 8,5 месяцев; работа «сидячая» и домой преимущественно за рулем: ребенку это не нравилось и он довольно активно колотил меня ножками по ребрам. И еще один неприятный момент: московская летняя гарь 2010 года последние 1,5 месяца беременности.
Роды протекали нормально. В 8 утра лопнул околоплодный пузырь, в 10 была в стационаре, УЗИ показало, что отошла половина околоплодных вод (прозрачных). Не очень хорошо раскрывалась шейка матки, что-то кололи в вену, подозреваю, окситоцин. В 18.00 родила. 7-8 по шкале Апгар. На 1 час после родов ребенок под кислородной маской. Выписали в срок.
Находились на грудном вскармливании до1,2 г. До 4 месяцев мучались коликами. Физическое развитие соответствовало нормам (в 4,5 повернулся, в 6 пополз на животе, в 8 сел, тогда же пополз на коленях, ходить начал в 1 год); психомоторное – также (в 9 месяцев совком орудовал в песочнице лучше сверстников). Но: пирамидку научились собирать почти в 3 года, зато пазл из 12 частей (новый, не по памяти) – в 2 года. Активно реагировал на окружающих. Речевое развитие явно отставало: агукал, но как-то невыразительно, больше мычал; звуков крайне мало, «ма», «ба», «па», «на» - к году.
До 1,5 относительно много капризничал – плакал, кричал, но не задыхался, не синел. Был возбудим. Спал хорошо, но заснуть была проблема. На разовый дневной сон перешел уже в 10 месяцев.
До 3 лет кроме перенесенной в 11 месяцев и легко прошедшей у нас энтеровирусной инфекции ( в форме т.н. «ложной краснухи») и ОРВИ – ничем не болели. Аденоиды 1-2- степени с 2 лет.
Результаты НСГ в 2,5 мес: межполушарная щель= 3,0 – 3,2 (N=2); все остальное – в норме и без патологий.
Обследование местного невролога в 3 месяца: сниженный мышечный тонус в плечевом поясе. Гипоксия. Направление на массаж (делали 4 раза до года). Невролог в КДБ им Сеченова, 5,5 мес. Ds: Последствия ПБ ЦНС гипоксически-ишемического генеза, СМД, сл БНРВ, синдром ликворной дистензии. НСГ – структурных изменений не выявлено. Небольшие постгипоксичекие изменения: МПЩ – 4,2 ,попер. р-р передних рогов=32, D – 3,1, S – 3,7 (N=3); небольшие расширения субарахноидального пространства по конвенсу до 2,8 мм. Лечение: пантогам – 1 мл 2рд 7 дней, 2 мл 2 рд 1 мес; циннаризин 0,025 14 т – на ночь 20 дней; глицин – 1 мес.
К сожалению, карта в Сеченовке, результатов последнего НСГ (приблизительно в 8 мес, т.к. родничок уже почти закрылся)на руках нет, мы пришли к норме.
Что касается развития ребенка от 1-4.
Интеллектуальное развитие: на мой взгляд, шло в норме. Звезд с неба никогда не хватал, но и какого-то патологического отставания я не наблюдала. Мне кажется, что есть проблемы скорее с памятью, чем с логикой. С этим, как мне кажется, связана проблема с запоминанием цветов (мы долго их учили) и быстро забывали, последовательности слов в стихотворении и т.д. Хорошо собирает пазлы, конструктор, города из кубиков. Считает с ошибками до 10, умеет прибавлять до 3-4 (суммировать). Но пока только начинает осознавать соответствие символа его обозначению (а – звуку «а» и т.д.). Знает времена года, овощи, фрукты, одежду, мебель, насекомых и т.д.
Моторное развитие: карандаш, вилку, ложку и даже отвертку держит с 2 лет и умеет (при желании) их применять по назначению. С 3 лет – вилка с ножом, ножницы. Но по контуру вырезает плохо, рисует иногда формы, иногда – просто «вихревые потоки».
Несмотря на навыки самостоятельно одеваться и есть начал только к 4 годам. Думаю, это недоработка родителей. Попав в хороший детский сад одеваться и есть самостоятельно научился за 2 дня. Почему начали докармливать: ест плохо и сейчас; принцип «голод - не тетка» не очень помогает и сводит все к 2-разовому питанию.
Были проблемы с горшком: несмотря на то, что пыталась по минимуму использовать памперсы, с 2-до 2,8 через раз – в штаны или на горшок. В 2,8 стал бегать сам, не просясь. С туалетом «по большому» сложнее: редкие периодические огрехи до 3 - 3,3лет. В 3,7-3,10 – «психологические запоры», возможно, последствия приема большого количества антибиотиков. Недосмотрели и пара запоров вызвали страх ребенка.
С 1,8 г. начало рвать в машине, но сейчас редко.
Речевое развитие: до 3 лет оставалось фактически на уровне 1 года и даже некоторые звуки исчезли. В 3 года – мама, папа, баба, деда, на, да, нет, дай, ой, кап-кап – слов 20-25. Но не мочал, пытался активно вступить в диалог – с малышами, сверстниками, ребятами постарше, взрослыми. Активно жестикулировал, подражал звукам (нр, машины) и мычал предложениями, с интонацией. Мы много читаем и музыкальным мычанием он мне рассказывал содержание прочитанного. Иногда я его понимала (нр: на улице дождь. Лужи. Машина едет по лужам и разбрызгивает воду во все стороны.). К 3,5 «с кашей во рту» стал говорить простейшие фразы типа «пап, где ты?», «мама, Андрей хо(чет) пи(ть)». В 3,10 после поездки на море, немного разговорился, появился диалог. Говорит фразами, реже предложениями, иногда сложноподчиненными; часто характеризует вещи, делает выводы (мама пол идет мыть? Мыть пол тяжело). Естественно, согласование, падежи, построение фраз коверкается. Поскольку мы его не всегда понимаем, пытается отговориться односложно. Когда просишь: «Андрей, я тебя не понимаю. Попробуй сказать иначе» - с удовольствием включается: «Мама, ну светло же! Там – темно, а здесь – светло!». Говорит о себе в 3-м лице, но сейчас начинает исправляться. Впрочем, в этом я себя виню, т.к. часто произносятся фразы типа «что Андрей хочет?» вместо «Что ты хочешь?».
Наблюдались у невролога в КДБ им Сеченова, т.к. после 1 года для местного невролога мы неизменно здоровы, либо повторяется диагноз невролога из Сеченовки. Обратились в 2,6г. из-за проблем с речью. Справку не нашла, пили месяц кавинтон, фенибут, глицин. Направление на ЭЭГ, УЗДГ, Эхо ЭГ.
Результаты 2,10 г: ЭЭГ: ЭЭГ активного бодрствования представляет вариант возрастной нормы. Эпилептиформной и др. форм патологической активности не зарегистрировано. УЗДГ: обследование проведено в состоянии покоя, на фоне вазоактивного лечения в теч 2,5 нед. ЛСК в обеих ПА – в пределах нормальной величины (при повороте вправо-влево – в ПА справа появляется снижение ЛСК до 50%). Увеличение ЛСК в обеих СМА обусловлено гипотонусом магистр.сегм, снижение ЛСК в ЗМА слева обусловлено гипертонусом магистр.сегм, в ЗМА справа, ОА и обеих ПМА – ЛСК нестабильна, но в пределах нормальной величины. Признаки гипотонуса артер-капилл.русла в ЗМА слева, в других артериях – доминирует выраженный гипертонус. Недостаточность регуляторной функции ВНС смешанного типа с признаками напряжения (и функц.недостаточности) процессов адаптации, первоначально обусловленных пре(пери)натальной гипоксией. Выраженные признаки вч венозной дисфункции во всех отделах головы, обусл.выраженными ликвородинамическими нарушениями, возм., вертебрального генеза. ЭХО-ЭГ: дополнительные эхо-сигналы с обеих сторон. Эхо-пульсация снижена до 5-10%. Смещение срединных структур головного мозга не выявлено. 111 желудочек расширен, индексы боковых желудочков увеличены.
Невролог в 2, 10 г.:DS: задержка темпов речевого развития в следствии ликворососудистой дистензии на фоне церебральной недостаточности. ТЗРР по типу моторной алалии. ПМР – по возрасту. Лечение: диакарб – 1.4т 3 дн1день 1 мес, аспаркам – 1.4 т. 2рд 1 мес; церебролизин 2 мл х10, фенибут – 1.4 2рд 1 мес. Через месяц, т.е. в 3г. – кавинтон 0,005 1.4 т 2р.д, энцефабол 7,5 мл – 1 месяц.
Эхо ЭГ, 3,5 г.: Смещение срединных структур не выявлено. Ширина 111 желудочка соответствует возрастной норме =4,33 (норма до5,0). Индексы боковых желудочков не расширены= 2,25 и 2,26 (норма 1-8-2,28). Дополнительных эхо-синалов нет. Эхо-пульсация слегка усилена до 35-40% (при норме до 17-13%).
Консультация невролога в 3,5 г: DS: задержка темпов формирования экспрессивной речи на фоне резидуальной церебральной недостаточности в следствии ликворососудистой дистензии. ПМР по возрасту. По словам врача усиленная эхопульсация – это следствие пережитых вирусов. Лечение: на первые 3 месяца: когитум 5 мл 10 через 10- 4 курса; кавинтон 0,005 12 т 2р.д и фенибут 0,25 12 т 2р.д - 20 через -20 - 3 курса; на 4 месяц – семакс 2 кап 2 рд 10 через 10 - 3 курса.
Понимаю, что для России это нетрадиционная медицина, но, думаю, стоит упомянуть, что мы были у остеопата в 4 г. (он же детский невролог). Все в полной норме, абсолютно здоровая голова. ПМР по возрасту.
Для поступления в логопедический сад прошли 2 ПМПК. На первом получили рекомендацию. На втором «злые тетки» напугали ребенка, который залез под стол и разговаривать согласился только с логопедом, и на полу. В связи с этим, и не смотря на справки из ПНД и невролога о том, что у нас ПМР в норме, поставили ОНР 1 степени, ЗПР. (как выяснилось, комиссия ставит ЗПР, чтобы не брать, к сожалению, в «блатной» логопедический сад). Посоветовали занятия с дефектологом. (Дефектолог сказала, что ЗПР у нас нет. Занимались 2 месяца.) Нас направили в сад для детей с ЗПР. После размышлений и разговора с заведующей, мы туда отказались идти, по 2 причинам: последствия (многие дети из этого сада попадают автоматически в школу 8 вида) и понимания того, что ребенок должен находиться в речевой среде. Счастливым образом в итоге попали все же в желаемый сад.
Изначально в детский сад пошли в 3 года и без проблем, несмотря на то, что в группе официально числилось 54 человека , а фактически ходили до 35. Сейчас, когда пошли в хороший логопедический садик, идет туда даже с удовольствием.
Что касается поведенческих аспектов, есть вопросы. Ребенок не сильно динамичен, и не сильно пассивен – золотая серединка. С игрушкой может не сидеть вообще (машинки не интересны), может, особенно если это новое «лего» и есть настроение, сидеть до 1 часа. Если нужно «нейтрализовать» на время – до 3,6 лет мультики. Старались не злоупотреблять, да и телевизор дома не держим. Сейчас к ним интереса значительно меньше. Новое воспринимаем с интересом, пристрастий к какой-то одной вещи нет. Есть любимый образ – динозавр, но он не материализован в конкретной игрушке: это может быть книга, сказка на ночь, сон, мультик, тот, кто в лесу хрустит ветками и т.д. Вот что беспокоит. Во-первых, с 1,5 лет начались частые истерики: что-то «не по-моему» – падаем на пол и бьемся в истерике, стучим ногами и руками о пол, все отталкиваем, на уговоры не поддаемся. В промежутке 2,6 – 3,6 г при этом засовывал в рот пальцы, будто пытался их проглотить. В истерике захлебывался, мог истерить до 1 часа, но ни дрожи, ни синевы не было. Вены набухали. Была истерика неделю назад в детском саду на час. Однако, за этим исключением, последние пол года истерик нет, но остался капризен. С чем это связано: с какими-то неврологическими проблемами или с характером, с обидой на то, что его не понимают, не совсем ясно. Во-вторых, в принципе, ребенок неагрессивен. Ударить может в ответ или если дразнят. Но обидчив и изредка может ударить, на мой взгляд, безосновательно. В-третьих, где-то с 1,5-2 лет началось игнорирование обращений к нему, если ему это не надо. Слух проверяли, вроде все было хорошо. Также непонятно, характер или отклонение. Садишься перед ним, смотришь в глаза, повторяешь просьбу, а он демонстративно глаза отводит. В-четвертых, и, пожалуй, это главное. Беспокоит его неумение сосредоточится на групповых занятиях: живет на них своей жизнью: изредка включается (хотя все чаще за последние пол года), но по большей части или сидит и ничего не слышит и не делает, или вообще позволяет себе уйти с места, чтобы заняться чем-то своим. На индивидуальных занятиях вполне адекватен, но если не одергивать, готов улететь к воронам в облаках. Сосредоточиться может, если интересно, может не отрываясь до 30 минут сидеть, но чаще – не хочет (или не умеет?) Кто-то говорит – недорос, кто-то, – отклонение, сходите к психиатру и пусть он вам пропишет таблеток, что научат вас учиться и говорить, и пугают школой 8 вида. Простите за сарказм. :); К последним относятся те, кто связан с местной общеобразовательной системой.
Спасибо за уделенное время. |