О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Десятки детей погибли, выпав из открытых окон. Как остановить череду смертей?

ДЕТКИ МИМО СЕТКИ.

Фрагмент статьи в МК от 29 июня 2015 №26845

Большинство родителей озабочены иным вопросом: а возможно ли донести до ребенка опасность открытых окон и каким образом это сделать? С этим вопросом я обратилась к детскому психотерапевту.

— Сразу надо определиться, какого возраста ребенок, — говорит доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФМИЦПН МЗ РФ Лев ПЕРЕЖОГИН. — С детьми младшего возраста — одного-двух лет от роду — ничего иного предпринять не получится, кроме как поставить какой-либо механический барьер на окна. Объяснить опасность открытого окна такому малышу практически невозможно в силу совсем юного возраста. Обращаясь к своему опыту, могу сказать: когда мои дети были в таком возрасте, а к окнам уже проявляли активный интерес, я закрепил между двумя оконными ручками тросик, который зафиксировал свинцовой печатью. В этом случае окна открывались на 5–6 сантиметров максимум. И ребенок никаким образом в эту щель не протиснется. Прочность тросиков, которые можно купить на любом строительном рынке, около 200 килограммов, и дети не в состоянии его порвать. Конечно, такая схема несколько дискомфортна взрослым — окно уже не распахнешь во всю ширь. Но тут уже надо выбирать: либо безопасность детей, либо собственное удобство. Воспитательная информация доходит до детей к 3–4 годам, когда у них уже сформировано представление о своем «я». В этом возрасте ребенок узнает о своей смертности.

— А каким образом подросшим деткам объяснять опасность открытых окон? Какими способами можно до них это донести?

— Повторюсь, в этом возрасте ребенок в состоянии понять, что такое смерть. Покажите им лужу крови на асфальте. Покажите им птицу, которую переехала машина. Рыбку, выпрыгнувшую из пруда и погибшую. Объяснить это словами «вот что стало с тем, кто...». И объяснить, что то же самое происходит с человеком, который умирает. Что он перестает существовать и заканчивает свое бытие. Это глубокое переживание детства — осознание своей бренности, конечности, смертности. Оно сопряжено со многими внутренними конфликтами юной души, но это неизбежный шаг во взрослую жизнь. Без этого шага не состоится личность. И бояться, что это как-то негативно повлияет на ребенка, — нелепо. В истории уже были такие попытки, вспомните Будду.

— Такие ситуации в жизни можно не так часто встретить. Может, такие же ситуации оформить в виде картинок?

— Понимаете, не бывает воспитания в виде рекламной кампании. Нельзя руководствоваться своеобразным лозунгом «вот сегодня я повоспитываю ребенка: смотри, вот это опасно, а вот это можно!». Это надо делать постоянно, каждый день. Вот мы в два года сказали ребенку, что к окну подходить нельзя, упадешь, разобьешься. Он ничего не понял. Через два дня надо повторить, еще через два дня надо повторить, и так шаг за шагом непрерывно идет этот процесс. Рано или поздно ребенок все осознает. И пускай вам пришлось сказать это двести раз, все равно эти слова рано или поздно достигнут своей цели. И неважно, живет ли ребенок на двенадцатом или первом этаже. Сейчас он живет на первом, а завтра может так случиться, что переедет на десятый. Жизнь непредсказуема, и поэтому такие элементарные вещи ему надо объяснять вне зависимости от обстоятельств.

— А если ребенок не проявляет интереса к окну, все равно надо заострять внимание?

— Да, но только осторожно. Не надо говорить: не лезь в окно — упадешь! Зачем его провоцировать на такие действия? Надо говорить «окно опасно!», «будь осторожен!», «остановись, подумай, как избежать опасности!», «спроси старших!». Это прописные истины.

— Наверное, помогут какие-нибудь придуманные персонажи, которые пострадали при выпадении из окон?

— Увы, не помогут. Такие сказки будет выглядеть очень искусственно. Детей это никоим образом не впечатлит. Не случайно народные сказки, которые передаются из поколения в поколение, тем и хороши, что век за веком аккумулируют народную мудрость. Детьми наспех придуманные сказки и примеры из жизни воспринимаются как «это все не про меня», «то, что случилось не со мной, это со мною не случится», «ну и что, что кто-то разбился, выпав из окна, а я не разобьюсь» — вот такая парадоксальная детская логика. Можно пойти по другому пути и отрепетировать с ребенком. Поясню как: разрешить ему спрыгнуть со стола, он 100% прыгнет, такой высоты дети не боятся. А потом спросить: «Больно ножкам? Больно. Вот что бывает, если...» Потом можно и на шкаф посадить, страховать, конечно. Но ребенок оттуда не спрыгнет. Тем более что он памятует о своей попытке спрыгнуть со стола: было больно, а здесь еще выше, следовательно, будет еще больнее. А следующим этапом будет вот что: надо с улицы показать, на какой высоте находится ваше окно, и спросить «Страшно? Представляешь, как больно будет? Поэтому окно очень опасно! Если что-то нужно, позови маму».

Полный текст тут http://www.mk.ru/social/2015/06/28/desyatki-detey-pogibli-vypav-iz-otkrytykh-okon-kak-ostanovit-cheredu-smertey.html

2015-06-30