О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

ПСИХОТЕРАПИЯ В РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЕ КОРРЕКЦИИ ...Часть 3.

Это продолжение. Предыдущая часть - здесь.

Занятие 6 ступени. Тайм-аут – расширенное применение.

Следующая ступень полностью отдана освоению «тайм-аута». Традиционно проверяем у родителей домашнее задание, обсуждаем события минувшей недели. Разбираем случаи применения «тайм-аутов», отраженные в дневниках родителей. Обязательно напоминаем родителям, что все занятия с ребенком не отменяются и не подменяются ни «тайм-аутами», ни штрафами! На 6 встрече желательно снова оценить поведение детей по шкалам. Как правило, прослеживается отчетливая положительная динамика. С родителями следует обсудить, за какие еще проступки следует наказывать «тайм-аутом». Если у семьи возникают какие-то проблемы, их следует пригласить на консультацию в клинику с ребенком! Домашнее задание – прежнее. Родители ежедневно работают с ребенком, гарантируя ему «личное время». Можно попытаться его разнообразить – побыть неотлучно вместе на прогулке, поиграть вдвоем на детской площадке (родитель находится в это время в распоряжении ребенка, комментирует его поступки, хвалит за хорошее поведение, поощряет за совершенные очень правильные поступки дополнительными баллами, а не сидит на скамеечке). Родители проводят «тренинги послушания». Вероятно, в это время дети уже накопят баллы (жетоны) на какую-то очень серьезную привилегию – ее реализацию следует отразить в дневнике. Периоды самостоятельной игры к этому времени должны стать не менее 15 минут. В качестве самостоятельной игры следует понемногу ненавязчиво интегрировать детей в творческий процесс – рисование, игру в конструкторы и т.д. Особенно удачные рисунки и поделки следует премировать дополнительными баллами, которые можно потом конвертировать в предметы для творчества – краски, клей, цветную бумагу. Родители продолжают вести «домашнюю экономику», понемногу с участием детей дополняя списки желательных и нежелательных поступков. В то же время у детей должны появиться 1-2 любимых дела, которые они будут выполнять бескорыстно, как домашнюю обязанность. Они не должны быть сложными, нельзя забывать хвалить детей за их надлежащее исполнение. Список проступков, за которые назначается «тайм-аут» расширяется на этом этапе до 4-5 позиций, причем за 1-2 проступка «тайм-аут» теперь назначается без предупреждений.

Занятие 7 ступени. Коррекция поведения в общественных местах.

Как и на предыдущих занятиях у родителей надо проверить выполнение домашнего задания. Обсуждаются события прошедшей недели. Необходимо напомнить родителям о необходимости продолжать весь объем начатой работы с детьми. С родителями следует обсудить их опыт посещения с детьми общественных мест. Из опыта родители знают, какие проблемы возникают у них с поведением ребенка при посещении общественных мест. А что можно этому противопоставить? Родителей надо обучить заранее составлять план контроля за поведением. Ребенку надо заранее подготовить отвлекающие задания. Прежде, чем войти в магазин или в учреждение, надо остановиться. Вместе с ребенком вслух повторить те правила, которых он должен придерживаться: стоять рядом, ничего не трогать, не просить купить игрушки и т.д. Правил должно быть от 3 до 5 (для каждого общественного места они свои). Ребенку надо сообщить, какое вознаграждение его ждет за правильное поведение (награждать покупками нельзя!) и какое наказание последует в случае нарушения правил. В общественном месте тоже можно применять «тайм-аут», оставив ребенка в каком-нибудь скучном углу. Ребенку надо дать заранее спланированное задание, например, ставить галочки в списке покупок по мере того, как нужные товары попадают в тележку. По дороге в общественное место ребенок не должен устать, он не должен скучать и бездельничать. Нет ничего зазорного в том, что родители проговаривают с детьми правила или применяют «тайм-аут», родители не должны чувствовать себя неловко. Главное – сохранять контроль за ситуацией и уделять должное внимание ребенку. Войдя в общественное место, начинаем выполнять план посещения. По мере того, как ребенок соблюдает правила, хвалим его, награждаем баллами. Если ребенок ведет себя неправильно, следует решительно применить «тайм-аут», можно просто вывести ребенка наружу и поставить лицом к стене. Через 2-3 посещения общественного места дети усваивают правила и осознают преимущества правильного поведения. В качестве домашнего задания родители продолжают ежедневно проводить с ребенком время, проводят «тренинги послушания» и самостоятельной игры. В семье продолжает применяться система баллов (очков, жетонов), дети уже имеют свои домашние обязанности, которые выполняют бескорыстно. В качестве наказания применяются штрафы и «тайм-аут». На данном этапе программы нужно совершить несколько тренировочных выездов в общественные места. Как прошли поездки, необходимо отразить в дневнике. Следует завести ребенку «дневник» поведения, в котором будет отражаться его поведение в детском саду (школе).

Занятие 8 ступени. Коррекция поведения в детском саду (школе).

В начале занятия следует проверить у родителей выполнение домашнего задания и обсудить события прошедшей недели. Снова следует напомнить родителям, что они продолжают ежедневно работать с ребенком! Родители должны установить рабочий контакт с воспитателем в детском саду или со школьным учителем. Это бывает непросто сделать – учителя и воспитатели стараются избегать своих прямых обязанностей по контролю за поведением ребенка, пока тот находится в детском саду (в школе). В идеале следует попросить педагога заполнить диагностические шкалы на ребенка. Лучше всего договориться с педагогом (воспитателем), чтобы он на каждом уроке оценивал поведение ребенка и делал об этом отметку в специально приготовленном для этой цели дневнике. Можно использовать и обычный школьный дневник. Можно просто ежедневно связываться с воспитателем (педагогом) и психологом. Каждый вечер родители выясняют у ребенка, как он себя вел вне дома, хвалят за хорошее поведение и послушание, награждают баллами, выясняют, что явилось причиной плохих оценок, если уж такие поставлены. Если ребенок не принес домой дневник, его на целый день лишают всех привилегий.

В качестве домашнего задания ко всему, что проводилось ежедневно и прежде (время с ребенком, «тренинги послушания», самостоятельная игра, домашняя экономика, «тайм-ауты», контролируемые и планируемые поездки в общественные места), добавляется ведение «дневников поведения» в школе.

Занятие 9 ступени. Дорога в будущее.

В начале занятия следует проверить у родителей домашнее задание. Обсуждаются события, имевшие место за неделю. Родителям следует напомнить, что хотя их обучение по программе подходит к завершению, их работа с детьми не кончается: она будет продолжаться и после завершения родительского тренинга. Необходимо рассказать родителям, что успех продолжения терапии зависит от их способности планировать будущее, в особенности – предсказывать и предотвращать негативное поведение детей в известных ситуациях. Аналогичным образом они уже поступали – когда планировали поездки в общественные места. В конце занятия родители снова заполняют шкалы, оценивающие поведение детей. Домашнее задание – прежнее. Последняя, десятая встреча назначается через месяц. В течение месяца ребенок должен побывать на итоговой консультации в клинике.

Занятие 10 ступени. Подведение итогов.

У родителей проверяют домашнее задание. Обсуждают события за последний месяц. Используют ли родители весь комплекс методов контроля за поведением ребенка? Стоит ли отменить ежедневные отчеты о поведении в детском саду (школе)? Не пора ли отменять «домашнюю экономику» или ее необходимо оставить в семье надолго? Нужна ли ребенку лекарственная терапия? Родители заполняют итоговые анкеты тренинга. Семьям, завершившим тренинг, вручаются сертификаты.

Заключение.

Предложенная программа поведенческой психотерапии для детей с нарушениями поведения в семье и детских дошкольных учреждениях и младшей школе рассчитана на 4 месяца интенсивной внутрисемейной работы. Особенностью предложенной терапевтической модели является работа с родителями – через обучение их правильному взаимодействию со своим ребенком – к гармонии в детско-родительских отношениях, к созданию крепкой и функционально полноценной семьи. Важной особенностью предложенной терапевтической модели является небольшая хронологическая загруженность участников, и как следствие – невысокая стоимость для потребителей. Программа терапии мобильна и предполагает различные варианты проведения – от централизованного (например, на базе детского дошкольного учреждения) до индивидуального (на дому). В роли терапевта могут выступать как врачи-психотерапевты, так и их ассистенты – клинические психологи (при условии соответствующей подготовки). Программа основывается на работах американских специалистов (в первую очередь - Barkley R. A., 2009) и соответствует мировым стандартам бихевиоральной (поведенческой) терапии.

Использованная литература.

1. Баранов А. А., Белоусов Ю. Б., Бочков Н. П. и др. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи. Экспертный доклад. М.: CAF-Россия, 2007. – 64 с.

2. Баркли Р. А. Дети с вызывающим поведением. Клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей. Под ред. Н. Н. Заваденко. – М.: 2011. – 272 с.

3. Боденхаммер Б. Г., Холл Л. М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 272 с.

4. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Программа психокоррекции гиперактивного поведения у младших школьников с нарушениями развития и расстройствами формирования школьных навыков: Психокоррекционная программа. М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2009.- 28 с.

5. Пережогин Л. О. Систематика и коррекция психических расстройств у несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных: монография. М.: ФГНУ «ЦПВ и СППДМ», 2010. – 260 с.

6. Barkley R. A. Attention-deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatment. NY, The Guilford press, 1990. – 220 p.

7. Barkley R. A. Defiant children. A clinician’s Manuel for assessment and Parent training. NY, The Guilford press, 2009. – 270 p.

8. Christophersen E. R., Barnard S. R. et all. The family training program manual. The home chip system // Barkley R. A. Attention-deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatment. NY, The Guilford press, 1981. – pp 437-448.

9. Dumas J. E., Wahler R. G. Predictors of treatment outcome in parent training: Mother insularity and socioeconomic disadvantage // Behavior Assessment, № 5 pp. 301-313

10. Forehand R. L., McMahon R. G. Helping the noncompliant child. NY, The Guilford press, 1981. – 442 p.

11. Holden G. W., Lavigne V. V. et all. Probing the continuum of effectiveness in parent training // Journal of Clinical Child Psychology, 1990, vol. 19. pp 2-8

12. Patterson G. R. Coercive family process. London: Eugene, 1982. – 274 p.

13. Pisterman S., McGrath P. et all. Outcome of parent-medicated treatment of preschoolers with attention-deficit disorder with hyperactivity // Journal of Consulting and Clinical psychology, 1989, vol. 57 – pp. 628-635

14. Sanders M. R., Christensen A. P. A comparison of the effects of child management and planned activities training in five parenting environments // Journal of abnormal Child Psychology, 1984, vol. 13 – pp. 101-117.

15. Schaefer C. E., Briesmeister J. M. Handbook of parent training. NY: Wiiey. – 1989. 454 p.

16. Strain P. S., Young C. C. et all. Generalized behavior change during oppositional child training // Behavior modification, 1981, vol. 5 – pp. 15-26

17. Webster-Stratton C. et all. Self-administered videotape therapy for families with conduct-problem children // Journal of Consulting and Clinical psychology, 1995, vol. 57 – pp. 558-566

18. Webster-Stratton C., Hammond M. Predictors of treatment outcome in parent training for families with conduct problem children // Behavior Therapy, 1990. – vol. 56, pp. 319-337

19. Worland J. and all. Does in-home training add to the effectiveness of operant group parent training? // Child Behavior Therapy, 1980. – vol. 2, pp. 11-24

На иллюстрации: маховик аномального поведения

2015-01-01