О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Агрессия у детей: интервью Московкскому Комсомольцу

Интервью Московскому Комсомольцу: Вырастет из сына псих...

Назвал статью редактор, конечно, грубо... видно, что никогда не учился медицине, а придумывать заголовки на злобу дня, дело, увы, нехитрое... Я за это и люблю, и терпеть не могу МК: Заголовки должны кричать! Правда - это другая газета (Цитирую по памяти Кроша из Смешариков). Журналистке Ирине, между тем, низкий поклон: все поняла и описала правильно, грамотно, по сути.

Детский психотерапевт Лев Пережогин: «Сегодня непопулярны самоубийства из-за несчастной любви». Это врезка.

Это я не писал и не говорил. «Хелп!! Моего малыша постоянно кусает до отметин другой ребенок в детском саду! Что делать???»; «Девчонки избили мою дочь за то, что она задела локтем одну из них…»; «Подросток раздолбил палкой лобовое стекло моей машины…» Подобными сообщениями сегодня как никогда пестрит интернет-пространство. И становится жутко — похоже, мир сошел с ума и тотально охвачен эпидемией детской агрессии. Пугает череда самоубийств подростков — а это тоже агрессия, которую дети направляют на самих себя. Разобраться в причинах детской агрессии, а также найти способы избежать плачевных последствий ее проявления «МК» помог детский психотерапевт, старший научный сотрудник ФБГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского» доктор медицинских наук Лев ПЕРЕЖОГИН.

Давайте сразу определимся, что включает в себя понятие «агрессия», — предвосхищает мои вопросы Лев Олегович. — Агрессия — это действие или бездействие. Самое главное — у агрессии обязательно должен быть объект, и этот объект не хочет, чтобы с ним так поступали. Есть три типа агрессии. Первая — физическая (присуща животным и детям, которые в силу возраста не обременены социальными условностями). Второй тип — вербальная, когда мы выражаем агрессию словами. И третий — косвенная, перенос агрессии на сторонние предметы или на третьих лиц. Еще один вариант развития событий — аутоагрессия. Это агрессия, направленная на самого себя, — суициды, членовредительство, саморазрушающее поведение (алкоголь, наркотики).

Давайте остановимся на особенностях детской агрессии. Вроде бы детям проще, чем взрослым. Их, как правило, не касаются все жизненные тяжбы, которые лежат на плечах родителей. Откуда же тогда агрессия?

В первобытные времена статус ребенка был ничтожным. Когда племя переходило с места на место, люди детей бросали. Опирались наши предки на логику, что новых детей можно родить и на новом месте. И ребенок был вынужден конкурировать за свою жизнь со сверстниками и добиваться любой ценой от взрослых, чтобы: а) на него обратили внимание, б) чтобы его покормили, в) чтобы его снабдили родительской любовью, поиграли с ним, научили, г) чтобы ему дали возможность взаимодействовать с себе подобными, то есть с другими детьми. Последние два пункта — важнейшие! Без них ребенку грозило и грозит аномальное развитие.

Но ведь отношение к детям кардинально поменялось, они теперь что-то вроде «пупа земли» для родителей. Смысл им конкурировать и проявлять агрессию?

И все же современные дети тоже растут в условиях конкуренции. Ведь по-прежнему пользуются спросом у младшего поколения такие блага, как внимание и любовь родителей, идет непримиримая борьба за игрушки и внимание других детей. Кстати, в детском мире такой же расклад, как и у взрослых: 10% начинают первыми проявлять агрессию, 70% будут отвечать, 20% — уходить от агрессии любой ценой. Самое оптимальное русло, куда родители могут направить своих детей, — это попасть вот в эти 70%. «Тебя обидели — ответь, но сам первым никогда не обижай другого». Это нормальная с биологической точки зрения агрессия.

Значит, существует ненормальная?

Да, есть патологическая агрессия, основанием для которой являются психические расстройства разного уровня. Те же укусы сверстников или себя могут свидетельствовать о довольно серьезных психических расстройствах. Кстати, на всю Россию врачей, занимающихся прицельно проблемами детской психики, от силы 150–200. И часты случаи, когда очевиднейшую, грубейшую патологию, на уровне шизофрении и аутизма, доктора-педиатры и неврологи просто не замечают...

А между тем проблема укусов в детских садах сейчас актуальна как никогда…

Во-первых, сейчас катастрофически растет число детей, больных расстройствами аутистического спектра, ранней шизофренией. Такие дети агрессивны не потому, что им нужно что-то, а потому, что им нужно, чтобы их оставили в покое. Любую попытку другого ребенка подружиться, вступить в контакт они воспринимают как агрессию. И отвечают на нее, как правило, неадекватно, нелепо, жестоко.

— Родители активных агрессоров в состоянии исправить поведение своих детей?

— Только до определенного возраста, пока не сформировался патологический стереотип. Возьмем ребенка-хулигана: сверстники его боятся и уважают. Учителя, конечно, не в восторге от такого поведения, да и от родителей «прилетает», но для ребенка плюсы перевешивают минусы, и его все устраивает. Так вот такой стереотип у ребенка взрослые в состоянии поменять до пубертата (полового созревания. — Авт.), потом будет поздно. Детская агрессия исправляется при помощи лекарств и психотерапевтической работы. Проблемы — специалистов у нас катастрофически не хватает, и лечение объективно очень дорогое.

Хотелось бы поговорить о причинах аутоагрессии у детей, а особенно у подростков. Ведь в последнее время частота самоубийств среди 13–16-летней молодежи стала пугать.

Обратите внимание: сегодня налицо тенденция к обесцениванию человеческой жизни у подростков. Жизнь уже не уникальная ценность, а банальный ресурс, типа вещей и еды. Сегодня непопулярны самоубийства из-за несчастной любви. Потому как любовь не в моде, в моде секс. И если объект интереса отказывает в физическом контакте, проблем и особых эмоций у подростка это не вызывает — найти замену очень легко. Происходит подмена понятий. Общество потребления распространяется не только на вещи, сегодняшние люди научились потреблять друг друга. И особую «благодарность» за такую деградацию общество должно выразить так любимым детьми гаджетам — планшетам, смартфонам, игровым приставкам. Но это другая тема.

Могут ли родители вычислить суицидального, склонного к аутоагрессии ребенка?

Недавно была адаптирована на русском языке Калифорнийская шкала суицидального риска. Очень грамотно составленный опросник. Но чтобы ее применить, надо, чтобы родителям было известно о ребенке всё, а это очень сложно, особенно при нынешних взаимоотношениях детей и родителей. Вот один из вопросов теста: «Высказывал ли ребенок идею, что не хочет больше жить?» А если вы с ребенком «не знакомы», то откуда вам знать? Это же настоящий бич современного общества — родители с детьми не разговаривают, многим совершенно все равно, что на душе у собственного ребенка. Откупаются от детей вещами — джинсами, планшетами… Ребенок вроде и счастлив — он занят планшетом, а дистанция с родителями между тем возрастает. Я выше говорил, что ребенку обязательно приходится конкурировать за внимание взрослых, это необходимо для его развития. А в случаях, когда родители «откупаются» от ребенка, они заранее отгораживаются от межличностного контакта — самого главного ресурса ребенок лишен. Отсюда и аномальное развитие, и аномальное поведение ребенка.

Чем еще родители несознательно вредят детям, способствуя развитию в них агрессии?

Есть категория родителей, которые одобрительно относятся к проявлению агрессии. Это не только одобрение факта, когда ребенок проявляет агрессию, это и провокация. Вот мама говорит сыну: «Пойдешь в школу, и если Вася начнет отнимать у тебя учебник, ты должен постоять за себя!» А с чего это мама решила, что Вася решит отобрать учебник? Это только ей одной известно. А ребенок, «накрученный» родительницей, теперь только и смотрит, как бы Вася или кто еще не потянулся за его вещью. «Маша ручку решила взять? На, Маша, получай! Это я защищаюсь!» Это агрессия, которую под маской защиты ребенка спровоцировала мать.

Как родители могут научить своего ребенка справляться с приступами агрессии, чтобы она не нанесла урона ни ему самому, ни окружающим?

Когда родитель вклинивается в конфликт между детьми посредством агрессии, направленной на обидчика своего ребенка, ничего хорошего из этой ситуации не выйдет. Мне иногда кажется, что взрослый оправдывает свою жестокость тем, что защищает своего ребенка, а на деле это всего лишь повод.

Ребенок жалуется родителям на то, что его обижают в школе или во дворе другие дети? Два важнейших аспекта правильного поведения родителей: во-первых, оказать ребенку моральную поддержку, проанализировать вместе с ним ситуацию и помочь ему найти пути решения конфликта.

Когда приступ уже возник, агрессия уже состоялась — никак. Но можно взрослым предотвращать такие приступы и учить самого ребенка этому. Например, нельзя захваливать ребенка, да еще и без особых к этому предпосылок. Во-первых, у него должен быть стимул к развитию. Лучше не источать восторги при виде кособокого цветка — творения ребенка, а сказать: «Красивый цветок. Но если бы ты нарисовал прямой стебель, это было бы еще лучше...» В излишней похвале ведь еще один минус: захваленный отпрыск вырастет и очень быстро поймет, что он не самый лучший на самом деле. И это открытие может нанести ему сильнейший удар. «Мама с папой говорили, что я читаю лучше всех, а учитель ругает за то, что я читаю до сих пор по слогам. Учительница плохая! Не пойду в школу, меня там не ценят». Агрессия и аутоагрессия у ребенка — это тоже последствия отсутствия объективности родителей к способностям собственного чада. Еще ребенку можно помочь сформировать собственную систему ценностей. К примеру, объяснить, какая вещь ему нужна и за нее стоит побороться; какая не очень, тут по обстоятельствам; какая вообще не нужна и проще махнуть на нее рукой. Чем сложнее вся система человеческих реакций, тем лучше, и этим реакциям ребенка тоже надо учить. Эту систему разнообразного поведения нельзя создать на бумаге, она отрабатывается только в практических жизненных ситуациях. К слову, обычно дети получают эти навыки в процессе взаимодействия с ровесниками и взрослыми. А родители должны одобрять адекватную агрессию и не приветствовать неадекватную, вот и все. Но без взаимодействия родителей с ребенком в любом случае ничего не получится.

материал: Ирина Блинник

2014-04-05