О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Литературный клуб - заседание 11, закрытие сезона 2016-2017

Добрый день!

Вчера мы провели заключительное в этом сезоне заседание литературного клуба.

Заседание было посвящено легендам, а воплощалась тема в сюжете ЛЕГЕНДЫ ОТРАДНОГО. Ниже изложу весь сюжет квеста, вдруг захотите повторить со своими детьми?

Эпизод 1. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в. (для рода Пожарских были характерны прозвища, добавляемые к родовому имени.). Он умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику, князю Феодору Ивановичу Немому Пожарскому, деду князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве. В августе 1612 г. отряды Дмитрия Пожарского встали лагерем у села Медведково (по преданию, именно там, где находится сейчас храм), а спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования иконы Казанской Божией Матери (4 ноября по н.ст.) был взят Китай-город, и через несколько дней сдался польский гарнизон в Кремле. После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского, который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.). В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.

Державин Г. Р. Князь Пожарский.

Пою усердных войск российских воеводу,

Который, усмирив крамолы непогоду,

От внешних супостат Москву освободил,

Наследный Россов скиптр наследнику вручил,

А сам, — отрекшись быть державным властелином, —

Подпорою царю, отечеству был сыном.

О ты, которая средь людств, наедине,

Во всех его делах, в советах, на войне

Была его душа, наставник и свидетель,

Приди, внуши меня, святая Добродетель!

Скажи мне подвиги и все его дела,

И все пути его, и как его вела

Любовь к отечеству, а ты сопровождала,

Когда его рука Россию избавляла.

Одни лишь вы могли его вождями быть:

Героев истинных удобны вы творить.

Печальная Москва, Поляками плененна,

Казалась узницей, в оковы заключенна;

Чертог царей ея и трон ея был сир;

Ни в мыслях, ни в сердцах не водворялся мир;

По стогнам кровь текла, в домах лилися слезы,

Звучали на граждан возложенны железы. …

Задание: после запрета на строительство одношатровых храмов по всей России начался их снос. По легенде, Медведковский храм был спасен от разрушения благодаря личному распоряжению царя Алексея Михайловича Романова. Царская грамота была прикреплена к стене храма и оберегала его. До настоящего времени это место отмечено особым знаком. Найти этот знак. Это ключевое слово № 1.

Эпизод 2. Царевна Софья.

После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских. Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени. Когда Софья потеряла власть (ее регентство приходилось на 1682-1689), В.В. Голицын оказался в опале. Сначала он спрятался в своем селе Медведкове, но в тот же год (1689) лишился всех своих имений, боярского титула и был отправлен в ссылку в далекий Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Софья по требованию брата (Петра I) удалилась в Святодуховский монастырь в Путивле, но Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно, и перевёл в Новодевичий монастырь. Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла она 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. В старообрядческом скиту Шарпан (Нижний Новгород) находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.

Майков А. Н., 1867

СТРЕЛЕЦКОЕ СКАЗАНИЕ О ЦАРЕВНЕ СОФЬЕ АЛЕКСЕЕВНЕ

Как за чаркой, за блинами

Потешались молодцы,

Над потешными полками

Похвалялися стрельцы!

"Где уж вам, преображенцы

Да семеновцы, где вам,

Мелочь, божий младенцы,

Нам перечить, старикам!

"С слободой своей немецкой

Да с своим царем Петром

Мы, мол, весь приказ стрелецкий,

Всех в бараний рог согнем!

Всех - и самую царевну..."

Нет, уж тут, голубчик, врешь!

Нашу Софью Алексевну

Обойдешь, да не возьмешь!

Даром, что родилась девкой, -

Да иной раз так проймет

Молодецкою издевкой,

И как в духе, да взмахнет

Черной бровью соболиной -

Пропадай богатыри!

Умер, право б, заедино,

Если б молвила: "Умри!.."

Грех бывал я между нами,

Как о вере вышел спор,

И ходили с чернецами

В царский Кремль мы на собор, -

Бунтовское было дело!

Да ведь сладила! Как раз

Словом вышибить умела

Дурость всякую из вас!

Будем помнить мы дни оны!..

Вышли наши молодцы,

Впереди несут иконы

Со свечами чернецы...

Не сказали б, так узнала б

Вся Москва их! Старики!

Не наотмашь, низко на лоб

Надевали клобуки;

Не развалисты в походке,

А согбенные идут;

Не дерут, разиня глотки,

Тихим голосом поют;

Лица постные, худые,

Веры точно что столпы!..

Уж не толстые, хмельные

Никоньянские попы!..

Умилился люд московский.

Повалил за ними, прет,

И на площади Кремлевской,

Что волна, забил народ.

А уж там, во Грановитой,

Все нас ждут: царевны, двор,

Патриарх, митрополиты,

Освященный весь собор.

Старцы свечи возжигали,

И Евангелье с крестом

На амвоны полагали,

И царевне бьют челом;

"Благоверная царевна!

Солнце Русский земли!

Свет София Алексеева,

Государыня! Вели,

Чтоб у нас быть рассмотрению

С патриархом о делах

По церковному строенью

И о Никоновых лжах!

Процветала церковь наша,

Аки райский крин, полна

Благодати, яко чаша

Пресладчайшего вина!

Утверждалася на книгах,

Их же имем от мужей,

Проводивших жизнь в веригах

И в умертвии страстей;

Их же чтением спасались

Благоверные цари,

И цвели, и украшались

По Руси монастыри;

Но реченный Никон волком

Вторгся в оный вертоград

И своим безумным толком

Ниспроверг церковный лад!

Аки римская блудница

На драконе восседя,

Рек: "Несть бога! - кровопийца. -

Аз есмь бог, и вся моя!"

И святые книги рушил...

Ну, и начал всё мутить..."

Патриарх их слушал, слушал,

Подымался говорить,

Да куда!.. Из-за владыки

Ну выскакивать попы...

Брань пошла, мятеж и крики!

На дворе ревут толпы,

Вкруг царевен - натерпелись

Уж бедняжки! - мужики.

Чернецы орут, зарделись.

Поскидали клобуки,

Все-то с взбитыми власами,

Очи кровью налиты.

И мелькают над главами

Палки, книги и кресты!..

Ждет царевна не дождется.

Чтоб затихли; то вперед.

Словно лебедь, к ним рванется,

Образумливать учнет.

"Замутили царством бабы, -

Голосят кругом, - ахти!

Государыням пора бы

В монастырь давно идти!"

Слыша то, и глянув гневно,

И отдвинув трон златой,

Вся зардевшися, царевна

Удалилась в свой покой.

С барабанным вышли боем

Из Кремля мы - вдруг приказ:

Чтоб к царевниным покоям

Выслать выборных тотчас.

Ночью, с фонарями, ровно,

Тихо, вышла на крыльцо.

Так-то ласково-любовно

Обратила к нам лицо...

Видел тут ее я близко:

Белый с золотом покров,

А на лбу-то - низко-низко -

Вязь из крупных жемчугов...

"Если мы вам неугодны, -

Говорит" - весь царский дом,

Мы объявим всенародно,

Что из царства вон уйдем!

У волохов иль цесарцев -

Где-нибудь найдем приют...

Вы сменяли нас на старцев.

Давних сеятелей смут, -

Пусть на них падет и царство!

Но в вину не ставьте нам,

Коль соседи государство

Всё растащут по клочкам,

Коль поляки с ханом крымским

Русь поделят меж собой:

Поклоняйтесь папам римским,

Басурманьтесь с татарвой!

Мы в церквах положим вклады

И поклонимся мощам,

Да и с богом!.." Всей громадой

Пали мы к ее ногам:

"Что ты, матушка, какое

Слово молвишь, - говорим, -

Слово - самое пустое!

Нешто мы того хотим!

Знаем мы, без государей

Каковы дела пойдут!

Заедят народ бояре

Да в латинство поведут!..

Всё те старцы-лиходеи!

Чтобы пусто было им!

Нешто мы архиереи?

Что мы в книгах разглядим?

Ты уж смилуйся, пожалуй,

Хоть жалеючи земли!..

А за грубость - нас до малу

Жестоко казнить вели!"

Ждем: что скажет?.. И сказала:

"Встаньте! Верных россиян

Вижу в вас! Я так и знала!..

Бойся ж нас ты, крымский хан!..

Пир готовь, а в гости будем!.."

Мы - "ура!" на весь народ,

А она начальным людям

"Выйти, - крикнула, - вперед!"

И велит дьякам приказным

Награждать кого казной,

А кого именьем разным,

Соболями аль землей,

А кого боярским саном.

"А для прочих молодцов, -

Говорит, - три дня быть пьяным

С наших царских погребов!.."

И была ж гульба в столице!

Будет помнить царский град!..

Чернецы ж сидят в темнице

И сидят, стрельцов корят:

"Так-то веру отстояли

Вы, стрелецкие полки!

Прогуляли, променяли

На царевы кабаки!"

Ладно, братцы! Щи вам с кашей!

Что, брат, скажешь? Хороша?..

Лучше нет царевны нашей!

Вот, как есть, совсем душа!"

Задание: злые языки утверждали, что Софья Алексеевна и Василий Васильевич тайно венчались в храме Покрова (официальных подтверждений этому нет), поэтому царевной храму были сделаны богатые дары. По легенде в Медведковском храме хранилось Евангелие (дар 1687 года), миниатюры которого были написаны самой царевной Софьей (утрачено в 1919 году) и плащаница Успения Богородицы, вышитая царевной. Копия плащаницы, выполненная в 20 веке, сохранилась и находится в храме. Найти плащаницу. Кто, кроме Богородицы, изображен на плащанице? Это ключевое слово № 2.

Эпизод 3. Водяница

Спустя два года после отправки В.В. Голицына в ссылку, в 1691 г., село Медведково было передано во владение новому хозяину - родному дяде Петра I, Федору Кирилловичу Нарышкину, который был женат на правнучке Д.М. Пожарского. В 1698 г. Федор Кириллович умер, и имение перешло к его родному брату, знаменитому Льву Кирилловичу Нарышкину. После его смерти, в 1705 г., село перешло по наследству его детям, сыновьям Ивану и Александру и дочери Аграфене. В 1707 г. Аграфена получила село в качестве приданого, но в 1710 г. она скончалась, и село вернулось во владение братьев Нарышкиных. До 1721 г. Иван и Александр жили за границей, изучая по приказу Петра I морское дело. После раздела имущества в 1732 г. село перешло во владение старшего брата - Александра. После его смерти в 1746 г. селом владела его вдова, княгиня Елена Александровна, а в 1763 г. село перешло во владение к её сыну - Льву Александровичу Нарышкину (1733-1799). Сам Л. А. Нарышкин жил в Петербурге, однако в имении он построил новый дом (не сохранился) и мельницы на реке Яузе и на реке Чермянке, недалеко от ее устья (сохранился мельничный пруд). После смерти Л.А.Нарышкина 9 ноября 1799 г. село Медведково досталось его сыну, Александру Львовичу Нарышкину. Но недостаток средств заставил его в 1809 г. продать имение Карлу Якоби Шмидту. В тот же год село было перепродано надворному советнику А.Р. Сунгурову (предки его были крепостными семейства Голицыных) и Н.М. Гусятникову (купеческого происхождения). В 1812 г. оба владельца имения снарядили на свои средства 21 ополченца. Французы до Медведкова не дошли, и село не постигла страшная участь разоренной Москвы.

М. Ю. Лермонтов. Морская царевна.

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и дале плывет.

Слышит царевич: «Я царская дочь!

Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,

Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова,

В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! Постой!»

За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:

Плачет, и молит, и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет;

Выплыл; товарищей громко зовет:

«Эй вы! Сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущенной толпой?

Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:

Ахнул! Померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуёю змеиной покрыт,

Весь замирает, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела,

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек...

Ехал царевич задумчиво прочь...

Будет он помнить про царскую дочь!

Задание: от мельничного омута после спрямления русла Чермянки остался только неглубокий заиленный и замусоренный пруд… по легенде в мельничном омуте обитала русалка – водяница. Всякая водяница некогда была девушкой, но либо сама утонула, по нечаянности, либо была загублена чьей-то злой волею. Некоторые из них - те, что были крещены - могут через два или три года воротиться к людям, особенно если не утонули, а были прокляты родителями и унесены на речное дно нечистой силой. Эти называются «проклятые», или «шутовки». Они воротятся домой, если крещеный человек наденет им крест на шею. Шутовки также выходят замуж за полюбившихся им смертных, которые сумеют отчитать их от заклятия. Но большинству водяниц нет обратной дороги на землю. Только по ночам выходят они на берега, катаются на мельничном колесе (как и сам водяной, они страстно любят и эту забаву, и вообще мельницы и мельников), сидят на бережку, расчесывая свои прекрасные длинные волосы гребнем из щучьего хребта. Такой гребень обладает волшебной силой: причесываясь, водяница может напустить целую реку воды и даже затопить деревню, жители которой ее как-то прогневили. С виду водяницы все неземные красавицы, даже если не были таковыми при жизни. Только они необычайно бледны и кажутся прозрачными - нежить все-таки! Жилища водяных дев построены в омутах и глубоких котловинах, а также под речными порогами. Конечно, любимая забава водяниц - вредить людям. Некоторые вообще вызывают людей на разговор и топят их за насмешки над быстротой течения или шириной реки, в которой живут. Но чаще они просто путают сети рыбаков, цепляя за траву или коряги, помогают водяному ломать плотины и рушить мосты. А если сами нечаянно попадаются в сеть или на удочку – превращаются в рыб. Если рыбак узнает в рыбе водяницу и отпустит ее восвояси, проклятие с нее снимается и душа ее освобождается. Найдите мельничный пруд. Спросите у рыбака, какая рыба ему попалась. Уговорите его отпустить рыбу, освободите водяницу! Название рыбы – ключевое слово № 3.

Эпизод 4. Николай Федорович Рихтер.

Николай Федорович Рихтер родился в 1844 году в Москве, в семье архитектора немецкого происхождения Федора Федоровича фон Рихтера и Александры Николаевны, урождённой Гусятниковой. Его отец Федор Федорович Рихтер был переведен из С-Петербурга в Москву в 1841 для строительства Большого Кремлевского Дворца - Владимирского и Александровского залов, Оружейной палаты, а потом - храма Христа Спасителя (работал вместе с Константином Андреевичем Тоном). Николай получил прекрасное образование в 4-й московской гимназии, а затем закончил естественное отделение физико-математического факультета Московского Университета, со званием кандидата. В 1876-1877 Николай Рихтер женился на Марии Дмитриевне, урожденной Филимоновой. У них было три дочки и два сына. Рихтер избирался гласным Московской Государственной думы (1873—1876, 1881—1888, 1901—1911). Работал председателем Московской уездной земской управы в 1896. Большое внимание Рихтер уделял школам. Получив в наследство от своих предшественников в 1896 году всего 71 школу, Николай Федорович Рихтер к концу десятилетия удвоил их количество во губернии. Еще в 1876 году Рихтер участвовал в создании школы в своем родном Раеве (не сохранилась), которая стала второй по счёту бесплатной земской школой на всю волость. В земскую собственность школа перешла в 1879, а Николай Фёдорович стал её первым попечителем. Николай Федорович Рихтер скоропостижно скончался от удара 23 ноября 1911 года и был похоронен на Медведковском кладбище в Москве.

Николай Арнольд, 1930

Прощай, хранитель Русской славы,

Великолепный храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона

Ты был в величии простой,

Твоя гигантская корона

Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски

Великого Бородина,

Исчезли мраморные доски

И с ними храбрых имена.

Куту́зов и Баркла́й-де-То́лли,

Граф Витгенште́йн, Багратио́н —

Не мог сломить на бранном поле

Вас даже сам Наполеон!

Давы́дов, Фи́гнер и Сесла́вин,

Тучко́в, Рае́вский, Баггову́т —

Кто вам по храбрости был равен,

Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,

Большой сорокалетний труд;

И помириться мысль не хочет,

Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской

Трудилось много мастеров:

Нефф, Вереща́гин, Логано́вский,

Толсто́й, Бру́ни и Васнецо́в.

Клодт, Семира́дский, Ромоза́нов,

Мако́вский, Ма́рков — это те,

Кто разукрасил образа́ми

Храм в несказа́нной красоте.

Нет ничего для нас святого!

И разве это не позор,

Что «шапка золота литого»

Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы,

Великолепный храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал!

Задание: в 1961 году настоятелем Покровского храма стал отец Сергий (Василий Петрович Савельев, 1899-1977). Приводя в порядок заброшенное и разрушенное Медведковское кладбище, он нашел большой мраморный крест, служивший навершием памятника Рихтера. Теперь этот крест символизирует животворящий крест Христа. По легендам, возле него происходят исцеления. Отыщите крест. Прочтите надпись на нем. Второе слово – ключевое слово № 4.

Эпизод 5. Валерий Брюсов.

В 1842 г. Медведково с несколькими деревеньками досталось вдове А.П. Сунгурова. В 1851 г. оно перешло к ее внучке Н.В. Бланк. Оставшиеся в имении 475 десятин земли были проданы в 1881 г. московской мещанке Т.К. Капыриной. В 1886 г. владения Т.К. Капыриной унаследовал Н.М. Шурупенков, купец 1-й гильдии, разбогатевший на торговле лесом. Часть земли он продал К.В.Третьякову, а часть оставил себе. Вокруг деревни выросли дачи. В конце 19 века в одной из них жил поэт Валерий Брюсов. «В Медведкове было дачников очень немного, - вспоминает он в автобиографической повести «Моя жизнь», - особенно на селе, где жили мы - пять-шесть, не больше. У дач даже не было отг¬ороженных садиков. Единственным общественным местом были бревна, сложенные под старой елью, и вечером все мы шли посидеть «на бревнушках». Неудивительно поэтому, что все мы меж собой перезнакомились, а мы, дети, стали играть вместе». Позже Брюсов подчеркивал, что Мед¬ведково дало ему много в смысле воспитательном и познавательном: «Эта жизнь, среди полудиких лесов, и крытых соломою изб, в постоянном общении с мальчишками «с деревни» дала мне, конечно, больше, чем дали бы ребенку впечатления какого-нибудь Мариенбада или Спа». Свои детские впечатления от отдыха в Медведково мальчик описал в письме, адресованном в детский журнал «Задушевное слово» («Почтовый ящик», 1884, № 16): «Позвольте мне вам описать, как мы провели лето в селе Медведкове, в котором мы в 1883 г. жили на даче. Расположено оно на гористой местности, покрытой молодым лесом. Налево от нашей дачи был большой запущенный парк. Там у проселочной дороги стояло большое раздвоенное дерево, под которым, по преданию, был зарыт клад (В оригинале у Брюсова речь шла о толстой сосне, но ни одной сосны в окрестностях найти не удалось). Направо склон к речке Чермянке; на другой стороне этой реки густой лес. Прямо перед нами стояла церковь, позади ее склон к Яузе, в которую впадает Чермянка. На другой стороне Яузы лес. Время проводили мы очень весело: гуляли, купались, играли, учились только 1 час в день. Часто во время прогулки мы видели зайца или лисицу, но они убегали при нашем приближении. В Москву ездили мы редко, да мы не любили этого, в Москве нам было скучно». Медведкову В. Брюсов посвятил стихотворение «И снова давние картины...», написанное в 1910 г.

И снова давние картины

(Иль только смутные мечты):

За перелеском луговины,

За далью светлые кресты.

Тропинка сквозь орешник дикий

С крутого берега реки,

Откос, поросший повиликой,

И в черных шапках тростники.

В воде виляющие рыбы,

Над ней мелькание стрекоз;

Далеко видные изгибы

Реки, ее крутой откос.

А дальше снова косогоры,

Нив, закруживших кругозор,

Пустые, сжатые просторы

И хмурый, синеватый бор.

И первый плуг в далеком поле

В сопровожденьи бороны…

Виденья давней, детской воли, –

Иль только радостные сны.

Задание: следуя описанию Валерия Брюсова, отыщите клад! Скажите ключевые слова, полученные при выполнении предыдущих заданий, и замок на сундуке будет открыт!

Забегая вперед, скажу, что сундук открыли, русалку отпустили (правда она чуть было не утащила в омут мою жену), печать государеву нашли, ангелов на плащанице (вернее, херувимов) разглядели, чем и заслужили обещанную победу.

На фото: мой семейный автомобиль нравится детям

На фото: инструктаж перед квестом

Дело в том, что сколько бы у нас не кричали о православной Руси в современной России, многие дети в возрасте 10 лет ни разу не были в храме. Поэтому большая часть объяснений была посвящена правилам поведения. Взрослых, которые исполняли роли рассказчиков, инструктировал по части содержания их рассказов и ответов на вопросы.

На фото: дети слушают!!!

На фото: русалочка... ее потом отпустили

На фото: золотые монеты из клада

На фото: карта квеста

Скоро у меня отпуск, день рождения детей... Потом много-много работы, лето с грибами, ягодами, рыбалкой, возможно, интересные поездки, куча дел дома...

Но на квесте я отдохнул душой по полной программе!

Желаю всем того же!

2017-05-14