О себе | Моя работа | Лечение | Библиотека | Дневник | Контакты | |||||||||
Литературный клубДобрый вечер! Сегодня прошло четвертое заседание литературного клуба. Темой была объявлена лабораторная работа. Я впервые не читал вслух текст, дети его читали дома. Надо отдать должное: многие усвоили текст хорошо. Сначала разобрали (впервые на заседании клуба) новый жанр - это было школьное сочинение. Многие думают, что жанр детский - как бы ни так! Жанр очень трудный и с четкими законами. Вот они:
Литературный жанр: исторически сложившаяся форма литературного произведения, характеризующаяся особыми композиционными, сюжетными и стилистическими признаками. ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ – литературный жанр. Законы жанра: 1) пишется на заданную тему (по произведениям, изучаемым в рамках школьной программы) или на свободную тему (с обязательным использованием произведений, изучаемых в рамках школьной программы) 2) должно содержать прямые ссылки не менее, чем на три литературных произведения 3) объем не менее 4 страниц и не более 6 страниц ученической тетради 4) пишется от руки, на родном языке 5) имеет строгую структуру, включающую эпиграф, введение, основную часть и заключение ЭПИГРАФ - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора. Законы эпиграфа: 1) эпиграф – короткая цитата, она занимает не более 2-3 строк 2) источник эпиграфа (произведение, автор) хорошо известен большинству читателей, он немедленно вызывает в памяти соответствующее произведение или ряд смысловых ассоциаций 3) эпиграф задает тон сочинению, он не должен резко контрастировать с содержанием сочинения; если автор хочет подчеркнуть контрастность сочинения, допускается использование двух эпиграфов 4) допускается эпиграф на иностранном языке, в частности, на латинском или греческом, особенно, если цитируется крылатое выражение, пословица; использование языка оригинала должно нести смысловую нагрузку, иначе следует использовать перевод ВВЕДЕНИЕ – первая часть сочинения, в которой формулируется проблема, обосновывается выбор темы, очерчиваются условия, необходимые для раскрытия темы в основной части. Может содержать краткий исторический очерк или биографические сведения об авторе, важные для раскрытия темы. Законы введения: 1) введение не должно занимать более одной страницы рукописного текста 2) во введении должен быть обоснован выбор темы: она является главной в анализируемом произведении, она проходит через ряд произведений автора анализируемого произведения, она проходит через ряд произведений нескольких авторов-современников, авторов-единомышленников; она исторически или социально очень важна, она помогает понять исторический, культурный пласт соответствующего времени, места 3) во введении может быть дан фрагмент биографии автора анализируемого произведения, если это важно для понимания его смысла 4) во введении может быть изложен исторический контекст событий, описываемых в анализируемом произведении, если это важно для понимания его смысла 5) во введении может быть указан главный тезис (поставлен главный вопрос) сочинения, который будет раскрыт в основной части ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – вторая часть сочинения, в которой приводятся рассуждения, логически приводящие читателя к ответу на главный вопрос сочинения (если он ставился), сообщающие позицию автора сочинения относительно его темы. Законы основной части: 1) основная часть занимает по объему не менее половины сочинения, т.е. от 2 до 4 страниц ученической тетради 2) основная часть раскрывает тему сочинения – в ней приводятся суждения автора сочинения по теме сочинения 3) каждое суждение подкрепляется цитатами из произведения, по которому пишется сочинение 4) даже если сочинение пишется на заданную тему, в нем должны цитироваться как минимум три произведения; допускается цитирование как других произведений автора, по чьему произведению пишется сочинение, так и работ других авторов, главное, чтобы они были известны предполагаемому читателю сочинения (учителю) 5) автор сочинения высказывает по теме как минимум три очевидных суждения, и как минимум 3-4 суждения, содержащих выводы, которые можно сделать лишь после анализа текста 6) при анализе текста произведения автором сочинения используется знание литературных ключей и создается свой литературный образ героя, ситуации, проблемы; активно используются параллели с другими произведениями литературы и поэтическими образами ЗАКЛЮЧЕНИЕ – третья, последняя часть сочинения, подводящая итог всей работе. В заключении делаются основные выводы, подытоживаются мысли, высказанные в основной части. Итог может быть подведен и на рациональном, и на эмоциональном уровне. Допускается перенесение главного итога – этического решения проблемы – в будущее. Законы заключения: 1) заключение не должно занимать более 1 страницы рукописного текста 2) заключение подводит итог всей работе, оно должно содержать ответ на главный вопрос сочинения, поставленный во введении и раскрытый в основной части 3) заключение может нести мысль, соотносимую с эпиграфом 4) заключение может содержать эмоциональную оценку анализируемому произведению или автору, как правило – позитивную 5) заключение может перенаправлять читателя в будущее, подчеркивая незыблемость или изменчивость восприятия произведения в новом контексте времени, меняющихся вкусов публики, новых феноменов культуры и т.д.
На фото: заседание 10 декабря Поскольку за полтора часа дети выдохлись (да и давление 732 мм рт. столба не прибавляло работоспособности) образ солдата из сказки "Огниво" мы разобрали, но дальше писать не стали. Это задание на дом. Заседание пришлось делить на три части - дети были уставшие и хотели есть, писать, бегать (верный признак утомления, как это парадоксально не звучит), пришлось делать перерывы. А в целом работа прошла успешно. Послушать содержание нашей встречи часть 1 Послушать содержание нашей встречи часть 2 Послушать содержание нашей встречи часть 3 Доктор Лев 2016-12-10 |