О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Псковские подростки

Доброе утро!

Всю неделю у меня разрывался телефон от звонков журналистов, требующих комментариев жуткой истории, случившейся на днях в Псковской области. Приезжали съемочные группы, корреспонденты с радио и из газет (в основном - электронных) просили комментарии по телефону. Если честно, я комментировать что-либо по телефону не люблю, потому что часто бывает, скажешь одно, а на странице сетевого издания напишут совсем другое. Но для знакомых мне корреспондентов, которым я доверяю, я делаю исключение. Так случилось и в этот раз.

На фото: мой текст на портале Православие и мир

Полностью сказанное мной звучало так:

Первое, что бросается в глаза в этой ситуации – стойкая установка этих ребят на суицид. К тому моменту, когда они снимали свое видео, вероятнее всего, решение о суициде было ими уже принято.

Для чего вообще им самим нужна была онлайн-трансляция, общение в интернете? Возможно, это становящийся сейчас все более болезненным вопрос получения лайков. Они грамотные, умные дети. Они упоминали Бонни и Клайда – а ведь далеко не все дети их поколения знают этих культовых героев минувших лет... В общем, они уходили из жизни, громко хлопнув дверью.

Вопрос, кстати, кто с ними и о чем общался по интернету. Как окружающие реагировали на их поведение, и что предпринимали, чтобы удержать детей от провоцирующего поведения? От смерти? Кажется, никто не сделал ничего... Они прощаются с друзьями. Но почему не было банальной реакции: ребята, не дурите, давайте мы вас помирим с родителями, скинемся на ремонт прострелянной полицейской машины, словом, как-то решим ситуацию. Почему не вышел с ними на связь уполномоченный по правам ребенка или просто школьный психолог?

Кроме того, здесь прослеживается и мысль о расширенном суициде. Откуда он взялся, зачем они решили кого-то прихватить с собой в вечность? По идее, должны были бы прихватывать родителей, раз поссорились с ними, - но попались под руку полицейские. Так они придали романтический ореол всей ситуации. Возможно.

Вообще в этой истории с самого начала звучит тема детско-родительских отношений. Подростки рассказывают, что поссорились с родителями. Они Ромео и Джульетта, судя по их поведению и словам, - они сами рассказывают о своих отношениях. Получается, что сначала возник конфликт, а уж потом все закрутилось. Но я не думаю, что любовь детей должна провоцировать родителей на странные поступки, на агрессию по отношению к своим детям. Вообще, в адекватной семье родители и ребенок всегда знают друг о друге много. Идет общение на уровне «я-ты», есть душевные и духовные взаимоотношения. Если их нет, то нет реальной семьи. А тогда логика подростка проста: зачем я этой тетке или дядьке буду что-то рассказывать? Понятия «мама» и «папа» автоматические исчезают. Родители, учитель, полицейский, все выстраивается в один ряд – это враждебные социальные фигуры для ребенка, ощущающего себя одиноким.

Этот случай нестандартный только потому, что он вышел наружу. Но очень много фактов отторжения подростками общества и окружающих. Разрыв между поколениями колоссальный. Взрослые не понимают детей. Мне журналисты звонят, хотят комментариев, почему девочки начинают издеваться над котятами, в мальчики - отрубать головы собакам? Они не видят для себя будущего. Нет социальных лифтов. Школа с золотой медалью? – Чепуха! Институт с красным дипломом? – Увы, тоже. В лучшем случае будешь работать за копейки учительницей, в худшем - уборщицей. А «золотая молодежь» купается в деньгах, «отрывается». Пока мы этот порочный круг не разорвем, такое будет происходить. Подростку вообще свойственно бунтовать, это особенность возраста. Но у нас сложились подходящие обстоятельства для этого: социальное и культурное неравенство в масштабах страны.

На портале текст размещен с минимальной редакторской правкой.

Можете сравнить

2016-11-20