О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Студенты-психологи и психиатрия

Немало времени я посвящаю работе со студентами. Разумеется, пересказывать им учебники по психиатрии было бы нелепым и скучным занятием. Поэтому одна моя группа почти всегда не похожа на другую. Что и как я расскажу на следующей лекции, очень сильно зависит от уровня подготовки группы, интересов моих студентов, моего настроения и событий текущего момента. Иногда один единственный вопрос с места вынуждает вести рассказ совсем не по тому плану, который сложился в голове за пять минут до того, как я перешагнул порог аудитории.

Есть у процесса обучения и оборотная сторона – когда учишь другого, учишься сам. Самым ценным подспорьем в этом процессе является обратная связь со студентами – их мнение, их чувство удовлетворенности или неудовлетворенности курсом, достижение ими рубежа понимания, осознания сути преподаваемого им предмета. Поэтому я прошу студентов написать по окончании курса эссе, в котором они должны (по возможности – эссе все-таки продукт творчества, а не ответ на экзаменационный билет, где требуется продемонстрировать знание предмета) постараться ответить на вопрос - как поможет им психиатрия в их будущей жизни психолога.

Основные идеи, выделенные из эссе последней группы, занятия с которой завершились в Высшей школе психологии в конце ноября, я и попытаюсь передать (и немного проанализировать) ниже. Цитаты из эссе студентов приводятся мной в авторской редакции, включая стиль и орфографию. Я думал, не сопроводить ли цитаты именами авторов (некоторые студенты подписывают свои работы, хотя я на этом не настаиваю), но решил оставить их анонимными. Если же кто-то из авторов будет упорствовать в том, чтобы его имя прозвучало, я немедленно подчинюсь его требованию.

Я условно разделил свои находки на две категории. Одна из них – скорее свидетельство моих достижений, вторая – скорее свидетельство моих недоработок. Следует также особенно указать, что я не анализировал идеи, свидетельствующие о банальном незнании их авторами преподанного материала, усвоенного подавляющим большинством слушателей. Поэтому и свидетельства, расцененные мной позитивно, и свидетельства, которые я воспринял как свои недоработки, одинаково ценны в плане корректировки материала и способа его преподнесения. Поэтому я не устаю благодарить своих студентов за их труд.

Идеи, в большей степени свидетельствующие о достижениях.

Идея первая. Психологу очень трудно отличить здорового человека от человека, страдающего психическим расстройством. «Очень важно понимать: твой ли клиент сидит перед тобой, и, соответственно, можешь ли ты ему помочь. Иначе, можно бред … принять за правду и долго и упорно с этим работать». «Проблема, с которой пришел клиент, … является лишь верхушкой айсберга… работая с кризисом, который тяжело переживается клиентом, может оказаться, что мы имеем дело с состоянием депрессии»

Идея вторая. Психологи делают открытия. Чаще всего они убеждаются в том, что уже сталкивались с проявлениями психопатологии, но не знали, с чем имели дело. «Когда речь зашла о малом эпилептическом припадке, я поняла, что наблюдала его у собственного ребенка». «Прослушав лекции по психиатрии, я поняла, как эта наука необходима для полного восприятия психологии … я усвоила, что … при наблюдении за пациентом обнаруживается своеобразие или неправильность, неадекватность его поступков»

Идея третья. Психологи начинают понимать, что для каждого специалиста существует предел компетенции. «Прежде, чем браться за тот или иной случай, необходимо взвесить свои возможности. Важно понять для себя, позволяет ли опыт и знания добиться положительного эффекта в работе с данной проблемой (все-таки, обратите внимание, с проблемой, а не с человеком, комментарий мой), или лучше порекомендовать другого специалиста». «При необходимости встречая таких пациентов рекомендовать им обратиться к психиатру, психотерапевту для дальнейшего лечения». «Человеку со своими проблемами по моральным соображениям проще обратиться к психологу, чем к психиатру. Владея знаниями по психиатрии, психолог может обнаружить патологические симптомы и направить к психиатру, что позволит своевременно начать лечение».

Идея четвертая. Профессия психолога, как и профессия психиатра, сопряжена с жертвенностью. Помогать нужно пытаться даже тогда, когда шансы на успех довольно малы. «Мы будем сопровождать пациента, понимая, что излечение … зависит не только от нас, и при этом все равно верим в него, в себя, в жизнь … слушая лекции, я спрашивала себя, как я отношусь к особенным ребятам (в Центре социально-бытовой адаптации) … это оказался мой путь, обусловленный моим восприятием жизни, что было абсолютно неожиданным для меня результатом изучения психиатрии».

Идея пятая. Психологи начинают преодолевать страх перед патологией, с которой им неизбежно придется столкнуться в работе. «Мои собственные представления о психической ненорме были крайне скудны … и окрашены очень сильным эмоционально негативным отношением, связанным с каким-то иррациональным страхом перед этим явлением … благодаря курсу у меня ушла … боязнь соприкоснуться в практике с этими явлениями». «Страх перед проявлениями психических заболеваний – одна из проблем, встающих перед началом работы … я склоняюсь к тому, что хотел бы работать в пределах условной нормы. Знание основ психиатрии – это инструмент для очерчивания этих пределов».

Идеи, в большей степени свидетельствующие о недоработках.

Идея первая. Психологам очень трудно понять, чем отличаются друг от друга различные врачебные специальности. Они путают невролога и психиатра, психиатра и психотерапевта. «Мне было интересно послушать два альтернативных подхода к зависимостям – психиатрический и психотерапевтический (поскольку психотерапевт – одна из субспециальностей в психиатрии, также, как и нарколог, который по преимуществу и занимается зависимостями, то подходы к диагностике зависимостей у них едины (да и МКБ с ее критериями одна на всех), а лечебные тактики не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, комментарий мой)». «Я знаю, что многие психиатры довольно снисходительно относятся к психотерапевтам. Интересно, почему (наверно потому, что именно к себе-то и хочется относиться снисходительно, прощать себе свои слабости и ошибки, за которые готов строго взыскивать с других, вспомните евангельскую притчу про сучок в чужом глазу… психотерапевт и психиатр – как две руки одного тела, они по природе своей не противодействуют, а сотрудничают, комментарий мой).

Идея вторая. Психологи хотят изучать психиатрию изолированно, вне контекста, задаваемого природой человека, как биологического объекта. Они не могут понять, что базой и психологии, и медицины являются естественные науки, а не гуманитарные дисциплины, что основа психологического знания – научный эксперимент. Студенты противопоставляют психологию и медицину. «Учебники для медиков … в основной своей части непонятны … термины … способны повергнуть в ужас читателя». «Меня после первого занятия даже посетила мысль, а не пойти ли учиться в медицинский. Привлекает все: безграничность и непознанность человеческого мозга, желание помочь и таинство прикосновения к сакральному (боюсь, это следствие беды нашего психологического образования, делающегося, по сути, все более схоластическим, комментарий мой)».

Главные итоги (впечатления).

Внушают оптимизм следующие наблюдения (субъективные) Сокращается число студентов, которые пришли изучать психологию, чтобы «разобраться в себе, решить свои проблемы». Эта логическая и философская ошибка встречается все реже. Сокращается число студентов, надеющихся на баснословные заработки в психологии. Низкий профессионализм самых отъявленных стяжателей сделал свое дело, снизив доверие населения к профессии психолога, а высокая конкуренция среди грамотных специалистов позволяет надеяться только на свой труд. Сокращается число студентов, увлеченных модными и коммерчески ориентированными направлениями, приходит понимание необходимости в системных и фундаментальных знаниях. Снижается число душевнобольных (что греха таить?), пришедших учиться на психолога.

Проверю текущие догадки при анализе эссе группы студентов РАГС, которая завершит обучение в январе.

2013-12-11