О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

5 Международный конгресс "Молодое поколение XXI века"

В период с 24 по 27 сентября 2013 в Москве прошел 5 конгресс "Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья". У меня на конгрессе было 3 сообщения и большая лекция. Здесь вы можете скачать презентации сообщений.

Психотерапевтическая помощь несовершеннолетним с девиантным поведением

Пережогин Л. О., Девятова О.Е., Щедеркина И. О.

1 ФГБУ "ГНЦ ССП им. В. П. Сербского" МЗРФ, Москва, Россия
2 ЦППРиК "Крестьянская застава" УОЮВАО г. Москвы, Москва, Россия
3 Неврологическое отделение КДЦ ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ"
drlev.ru@yandex.ru

Большинство несовершеннолетних, обнаруживающих психические расстройства и девиантное поведение, не нуждаются в стационарной психиатри-ческой помощи. В то же время показания к психотерапевтическому вмешательству имеются у 70% из них. Особенно эффективна психотерапевтическая работа с подростками, сохранившими семью, отношения с социально-благополучными сверстниками, посещающими школу (Пережогин Л. О., Вострокнутов Н. В., 2013). Эти адаптирующие паттерны могут быть использованы в качестве сильного личностного ресурса в процессе психотерапевтической помощи.

Главной целью настоящей работы является разработка модели интегративного взаимодействия учреждений системы здравоохранения и системы образования в процессе оказания несовершеннолетним психотерапевтической помощи и их социальной реабилитации. Базовыми площадками исследования выступали - ФГБУ "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского" МЗ РФ, ГБОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Крестьянаская застава" УОЮВАО г. Москвы и ГБУЗ "Морозовская детская городская клиническая больница" ДЗМ.

Обследовано (2012-2013) 169 несовершеннолетних от 7 до 15 лет, обнаруживавших девиантное поведение. В психотерапевтическую работу включены 58 (34%) (35 - в группы, 23 - индивидуально). Причины исключения - эндогенные психические расстройства (16%), острые периоды иных психических расстройств, требующие терапии в условиях стационара (11%), умственная отсталость - 9 (5%), грубые нарушения коммуникативных функций - 10 (6%). Треть подростков - 47 (28%) исключены в связи с категориче-ским отказом законных представителей от психотерапевтической помощи.

Из 58 человек, получавших психотерапевтическую помощь, 31% обна-уживали органическую церебральную патологию, 28% - гиперкинетические расстройства, 16% - различные расстройства поведения, 12% - расстройства адаптации, 9% - аффективные расстройства, 5% - формально здоровы (обна-руживали зависимость от ПК и интернет). Практически все подростки обна-руживали присутствие в анамнезе аномальных психосоциальных ситуаций, чаще всего - стресса по месту учебы (Z 55.4 - 70%).

Психокоррекционная работа (осуществлялась психологом на базе ЦППРиК) была направлена на процессы внимания, самоконтроль, когнитив-ные процессы, пространственно-временной синтез. Работа проводилась в группе и индивидуально, 1-2 раза в неделю по 2 часа, в среднем на участни-ка программы приходилось 12-16 занятий. Занятия проводились бесплатно.

В рамках полимодальной психотерапии (осуществлялась врачом-психотерапевтом на базе Морозовской ДГКБ) использовались техники визуализации, релаксации с элементами дыхательных гимнастик, аутогенной тренировки, психосемантические техники, суггестия, трансформационные техники с использованием терапевтических трансов.

Работа проводилась в группе и индивидуально, для детей младшего возраста (7-8 лет) использовалась детско-родительская группа. Групповые встречи проходили 1 раз в неделю по 2 часа, индивидуальные - по свободному графику, в среднем на участника программы приходилось 6-8 групповых и 6-7 индивидуальных терапевтических сессий. Психотерапевтическая помощь оказывалась в рамках ОМС, бесплатно.

Для определения эффективности терапии использовалась Шкала оценки психосоциальной продуктивности (разработана ВОЗ, 1996). Из 58 человек, получавших психотерапевтическую помощь, в начале программы 0-1 баллов (норма) имели 11 (19%), 2-3 балла (умеренные нарушения) 17 (29%), 4-5 баллов (значительные нарушения) - 21 (36%), 6-7 баллов (выраженные нарушения) - 9 (16%). Через 6 месяцев нормативные показатели отмечались у 18 (31%), умеренные нарушения у 22 (38%), значительные у 14 (24%), вы-раженные у 4 (7%) человек. Работа с подростками продолжается, планируется оценка состояния по итогам года работы и отсрочено - через год после завершения программы.

Скачать презентацию...

 

Зависимость от Интернет и ПК у детей и подростков.
Предпосылки. Формы. Критерии диагностики. Подходы к терапии.

Пережогин Л. О., Вострокнутов Н. В.

ФГБУ "ГНЦ ССП им. В. П. Сербского" МЗРФ, Москва, Россия
drlev.ru@yandex.ru

Давно известно, что в детском и подростковом возрасте крайне высок риск формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Однако в последнее время все чаще встречаются аддикции, не связанные с употреблением ПАВ, более того, лишенные самого химического субстрата зависимости. К таковым относятся и ПК-зависимость и Интернет-аддикция, причем фактором, позволяющем говорить именно о зависимости, является то, что у пользователей ПК и Интернета были выявлены признаки зависимости, соответствующие критериям DSM-IV и МКБ-10 - бесконтрольность использования, значительное стрессовое воздействие, сопряженность с финансовыми проблемами, социальные и учебные трудности, провокация симптомов, характеризующих гипоманию. Определение аддиктивной зависимости от ПК, компьютерных игр и Интернета требует четкого различения ее непатологических и патологических форм. Зависимость определяется как систематическое повторение действий, сосредоточенных на узконаправленной сфере дея-тельности при игнорировании ведущих социальных потребностей, с уходом от реальности и формированием личности зависимого типа.

По нашим данным (Пережогин Л. О., Вострокнутов Н. В., 2002-2010), геймерство - самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми раз-личными героями. Между компьютерной игрой и ПК-зависимостью, Интернет-аддикцией с одной стороны и личностью подростка мы наблюдаем устойчивые параллели: сенсорности ПК соответствует образность восприятия, свойственная личности несовершеннолетнего группы риска, действенности игры - незрелость эмоциональных реакций, коммуникативность становится особенно привлекательной на фоне импульсивности и слабости "Я", сверхценность ПК-игр и Интернета становится следствием общей личностной незрелости, инфантилизма исследуемой группы подростков.

К базовым клинико-психопатологическим признакам, характеризующим формирование игровой ПК-зависимости, мы отнесли следующие ос-бенности психического состояния подростков: (1) доминантное или сверх-ценное отношение к ПК-играм и поглощенность общением on-line с друзьями по сети; (2) избирательные изменения эмоциональности в форме восторга / восхищения / радости или недовольства / раздражения / досады / беспокойства в игровом пространстве и утрата чувств удовольствия / радости / любо-знательности вне игровой ситуации; (3) избирательные изменения когнитивности в виде выраженного беспокойства / волнения / интереса, связанного с работой на компьютере в процессе игры и общения, при общем снижении когнитивной мотивации в ситуациях, не связанных с игрой; признаки фо-мирующейся алекситимии как нарушения саморефлексии с бедностью эмоционально-когнитивной оценки и описания своего состояния, связанного с охваченностью игрой; (4) избирательные расстройства научения (проблемы дизлексии, пространственной ориентировки, в том числе проблемы, связанные с леворукостью); (5) инфантилизм как личностная незрелость при наличии сомато-эндокринных дисфункций, включая диспластичность кризового периода; (6) признаки нейроциркуляторной дистонии и астеновегетативных нарушений, включая такие соматические осложнения, как миалгии в отдельных мышцах, расстройства ритма "сон-бодрствование".

В дополнение к вышеперечисленному можно указать и основные при-знаки интернет-зависимости: (1) чрезмерное, немотивированное злоупотреб-ление временем работы в сети, не обусловленное профессиональной, научной или иной созидательной деятельностью, (2) использование средств Интернета как преобладающего средства коммуникации, (3) создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных характеристик, (4) вле-чение к интернет-играм и созданию вредоносных программ (без какой-либо цели), (5) субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без рабо-ты в сети.

Перечисленные клинико-психопатологические признаки, характеризующие ПК-зависимость, сочетались со следующими стабильными патологическими расстройствами, как правило, определяющими устойчивость аддикции: (1) аномальными аффективно-личностными реакциями; (2) формирующимися и стойкими аномальными расстройствами личности (наиболее часто наблюдались радикалы эмоциональной неустойчивости, шизоидности и нарцистичности); (3) униполярным, биполярным аффективным расстрой-ством; (4) шизотипическим расстройством; (5) органическим расстройством личности.

Разработанная в ходе лечения 72 подростков в возрасте от 11,5 до 15 лет, родители которых совместно с детьми обращались за консультативной и коррекционной помощью в ГНЦ ССП им. В. П. Сербского программа коррекционной работы включала в себя три основных этапа. Первый этап - консультативно-диагностический (2-4 встречи). Он включал индивидуальное консультирование ребенка и семейное консультирование, заключение т.н. "семейного договора. Второй этап - коррекционно-терапевтический (5-7 занятий). Осваивался комплекс навыков релаксации. Формировалась диссоциация в структуре аддиктивной личности двух "Я": одно "Я" слабое, зависимое от игры, не знающее альтернативных форм работы с компьютером; другое "Я" сильное, знающее цену своему слову, принявшее на себя ответственность. Третий этап - коррекционно-поддерживающий (5-7 занятий). Он включал выработку навыка ведения дневника примирения и содружества "Я сильного" и "Я зависимого" с выработкой и закреплением альтернативных форм работы с персональным компьютером. Длительность курсового лечения с включением первого и второго этапов составляла 2-2,5 месяца.

Скачать презентацию...

 

Систематика и коррекция психических расстройств
у несовершеннолетних с безнадзорностью и криминальной активностью.

Пережогин Л. О.

ФГБУ "ГНЦ ССП им. В. П. Сербского" МЗРФ, Москва, Россия
drlev.ru@yandex.ru

Социально-психиатрическое исследование репрезентативных групп (более 300 наблюдений) несовершеннолетних правонарушителей (НП), беспризорных и безнадзорных (ББ) подростков показало, что для этих категорий несовершеннолетних характерны особые групповые характеристики: специфические условия социальной ситуации развития (неполная семья в 41,3% случаев у правонарушителей и в 75,7% случаев у беспризорных, семья с низким доходом - в 47,3% и 88,7%, воспитание вне семьи - у 12,7% и у 79,1% соответственно, различия статистически достоверны); специфический набор аномальных психосоциальных ситуаций, в том числе: аномальные отношения в семье в 49,3% случаев у несовершеннолетних правонарушителей и в 74,8% у беспризорных и безнадзорных, психические расстройства у родственников (не учитывался F10.x) в 20,7% и в 36,5%, аномальные формы и стили воспитания в 76,0% и в 93,1%, хронический стресс по месту учебы в 74,7% и в 80,9% соответственно (t ≥ 2, p ≤ 0,05); специфический характер психических расстройств и расстройств поведения, типов психической дезадаптации и форм аномального реагирования.

У подавляющего большинства НП, беспризорных и безнадзорных диагностированы психические расстройства непсихотического регистра. Использование критериев многоосевой классификации, основанной на МКБ-10, позволило диагностировать: (1) умственную отсталость (ось 3) у 10,7%, в группе несовершеннолетних правонарушителей и у 20,0% беспризорных и безнадзорных (t ≥ 2, p ≤ 0,05); (2) специфические расстройства психического развития (ось 2) у 10,7% и у 15,7%, (3) другие психо-патологические синдромы (ось 1) - у 54,0% и у 56,5% соответственно. Психически здоровы были 24,7% правонарушителей и только 7,8% беспризорных и безнадзорных (t ≥ 2, p ≤ 0,05). Среди психических расстройств, кодирующихся по оси 1, преобладали расстройства поведения (F91), включая несоциализированное, оппозиционно-вызывающее поведение (39,5% в группе НП и 27,7% в группе ББ), расстройства личности и поведения органической природы (F07.x) (29,6% и 33,8% соответственно), невротические расстройства, включая расстройства адаптации (F43.x) (11,1% и 15,4% соответственно) (t ≥ 2, p ≤ 0,05). Психическим расстройствам, наблюдавшимся у подростков, были свойственны полиморфизм клинических признаков, высокий уровень коморбидности с социально-обусловленными расстройствами, сочетание с ретардацией и дисгармоничностью личностного развития.

Наличие психических расстройств, специфических условий развития, патогенное влияние условий окружающей среды обусловили формирование у несовершеннолетних правонарушителей психической дезадаптации. Социально-психиатрический анализ позволил выделить 5 форм дезадаптации (органически-обусловленная у 20,7% НП и 25,2% ББ, когнитивно-обусловленная - у 10,7% и 20,0% (t ≥ 2, p ≤ 0,05), личностно-обусловленная у 24,0 и 20,0%, реактивно-обусловленная у 9,3% и 11,3% и социально-обусловленная у 24,7% и 7,8% соответственно (t ≥ 2, p ≤ 0,05)). Каждый тип психической дезадаптации характеризуется уникальным набором факторов риска формирования, собственным клиническим составом синдромов, особым характером и формой социальных последствий и факторов, провоцирующих криминальное поведение. Для каждого типа психической дезадаптации были выделены признаки - мишени для профилактической и реабилитационной работы.

Среди совершенных подростками правонарушений доминировали кражи - их совершили 92,0%, грабежи -62,7%, причинение вреда здоровью -62,0%. Более половины - 54,0% - совершали групповые деликты, почти половина - 49,3% - однородные деликты, более трети - 38,7% - не менее трех правонарушений, что свидетельствует о глубокой интеграции в криминальную среду.

Основными предикторами криминального поведения у НП по данным корреляционного анализа, являются: физическое насилие в семье (γ = 0,78), наличие лиц с криминальным прошлым в ближайшем окружении (γ = 0,76), раннее включение в подростковую асоциальную группу (γ = 0,75), особенно - с участием взрослых преступников (γ = 0,72), наличие стереотипного реагирования на фрустрацию по типу короткофазовых аффективных вспышек (γ = 0,68), сохранность интеллекта (γ = 0,67).

Основными факторами, обеспечивающими реабилитационный потенциал у несовершеннолетних, по данным корреляционного анализа, являются: (1) в контексте психического состояния: сохранный интеллект (γ = 0,74), сохранный аффективный статус (γ = 0,72), отсутствие зависимости от алкоголя и других ПАВ (γ = 0,67); (2) в контексте микросоциального взаимодействия: сохранность семейных отношений (γ = 0,81), вовлеченность в образовательную среду (γ = 0,77), отсутствие в микроокружении лиц с асоциальными установками или дистанцирование от них (γ = 0,73); (3) в личностном контексте: навыки межличностного взаимодействия (γ = 0,68), высокий личностный и творческий потенциал (γ = 0,62). Наличие 3-4 защитных факторов давало возможность успешной реабилитационной работы с подростком.

Использование реабилитационных психотерапевтических и коррекционных программ в течение года повлекло за собой качественное улучшение показателей психосоциального функционирования (ось 6) подростков НП и ББ. В начале года хорошее психосоциальное функционирование демонстрировали 10,4% подростков, низкое - 68,8%, плохое - 20,8% правонарушителей, в конце года - . 23,4%,68,8% и 7,8% соответственно (t ≥ 2, p ≤ 0,05). В группе ББ исходно хорошее функционирование не обнаруживалось ни у кого, низкое - у 67,3%, плохое - у 32,7% подростков. После года работы показатели выросли до 48,9%, 28,6% и 22,4% соответственно (все показатели достоверно различаются, t ≥ 2, p ≤ 0,05).

Скачать презентацию...

 

2013-09-29