О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии

Добрый день!

В минувший четверг в НЦПЗ (Каширское ш., 34) прошла Всероссийская научная конференция, посвященная психическому здоровью детей и подростков. Мне посчастливилось принять в ней участие и выступить с докладом. По материалам конференции вышла книжка.

Скачать книгу можно тут

ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ

И КОМОРБИДНЫЕ ЕЙ СОСТОЯНИЯ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Феномен зависимости от интернета и сетевых технологий известен с середины 1990-x годов (Young K. S., 1996). В развитых странах проникновение интернет в домохозяйства приближается к 90% (в Нидерландах – 94%, в Скандинавских государствах – 90-91%, в Великобритании – 85%, в России в 2013 году – 40-41%, однако в Москве, Петербурге, Новосибирске и др. крупных городах – 60-62% - данные РИА Новости). Интернет становится все более доступным по мере проникновения в население технологий беспроводного доступа, осуществляемого через мобильные устройства (смартфоны, планшетные ПК). По оценкам зарубежных исследователей (Rosenberg O. et all., 2013) риск формирования нехимических зависимостей имеет около 10% популяции. Наиболее уязвимой категорией пользовате-лей в плане формирования зависимости является молодежь и подростки. Имеются данные за утяжеление клинических проявлений зависимости - описаны клинические случаи формирования абстинентного синдрома при интернет-зависимости (Пережогин Л. О., 2014), сходного по своим прояв-лениям с абстиненцией у наркозависимых.

В современном представлении зависимость от интернета и мобиль-ных средств доступа к нему занимает промежуточное положение между зависимостями и расстройствами влечений. Однако, выраженность влия-ния социальной среды на формирование этого патологического состояния заставляет все в большей степени склоняться к тому, что мы имеем дело преимущественно с аддиктивным типом патогенеза интернет-зависимости. Как минимум, четыре фактора лежат в основе формирования зависимого поведения: информационный (иллюзия контакта с информированным источником), коммуникационный (анонимность, реальное время, множе-ственность образов, мультипользовательская среда), идентификационный (утрата связи образа с личностью – по аналогии с аддиктивной личностью Ю. В. Валентика – растянутость образа во времени, самостоятельно фор-мируемые характеристики образа, включая возраст и пол), сетевая социализация (сетевая субкультура, сообщества маргинальных групп, криминальная киберсреда и т.д.). Все эти факторы носят выраженный социальный характер. В тоже время нетрудно заметить, что по отношению к действию данных факторов особую уязвимость обнаруживают дети и подростки с определенной преморбидной патологической почвой, с личностной деформацией, с нарушениями способности к взаимодействию со сверстниками, парциальной когнитивной дефицитарностью.

Цель исследования: выявить преморбидные психические расстройства и нарушения психического развития у детей и подростков, обнаруживающих зависимость от интернета и мобильных средств доступа к нему.

Материалы и методы: исследование проведено на клинической базе ФМИЦПН им. В. П. Сербского МЗ РФ – в неврологическом отделении КДЦ Морозовской ДГКБ ДЗМ. Основным методом являлся клинико-психопатологический, использовались данные экспериментально-психологического, электрофизиологического методов. В данной работе использованы данные пациентов, обратившихся за психотерапевтической помощью в связи с зависимостью от интернета в 2013-2014 гг. Для констатации интернет-зависимости использовались критерии К. Янг (Young K. S., 1996) и Л. О. Пережогина (Пережогин Л. О., 2001, 2007).

Результаты: обследованы 110 детей (54 девочки, 56 мальчиков) в возрасте 7-16 лет. Все дети были предварительно осмотрены неврологом, у всех были выявлены минимальные неврологические признаки дисфункции ЦНС, не оказывавшие существенного влияния на поведение и повседневное самочувствие. Психически здоровы были 32 девочки (59,3%) и 21 мальчик (37,9%)* (* - различия статистически достоверны), 6 девочек (11,1%) и 8 мальчиков (14,3%) обнаруживали расстройства шизофренического спектра (в большинстве случаев диагностированное за 1-2 года до настоящего обращения за помощью), расстройства поведения и формирующиеся расстройства личности были выявлены у 5 девочек (9,3%) и 11 мальчиков (19,6%)*, невротические расстройства – у 10 девочек (18,5%) и 16 мальчиков (28,6%)*. У 1 девочки выявлена умственная отсталость (F 70.0).

Обсуждение и выводы: наличие преморбидной патологии позволяет дифференцированно оценить характер формирующейся интернет-зависимости у детей и подростков. У детей с расстройствами шизофренического спектра и отчасти – с личностной патологией интернет выполняет преимущественно компенсирующую роль, обеспечивая общение, не доступное со сверстниками, позволяя проявлять творческую (в том числе, патологическую) активность, презентовать свою интеллектуальную продукцию, делиться интимными переживаниями. Для остальных детей сеть обладает преимущественно деструктивным потенциалом: ведет к утрате социальных контактов, резко негативно сказывается на учебе, приводит к углублению личностной деформации. Для данной категории детей особенно актуально преодоление интернет-зависимости, которое лежит преимущественно в плоскости психотерапевтического лечения.

2015-10-25