О себе | Моя работа | Лечение | Библиотека | Дневник | Контакты | |||||||||
Социально-клинические аспекты диссоциального расстройства личности несовершеннолетнихАналитический обзорАналитический обзор составлен сотрудниками Отдела социальной психиатрии детей и подростков Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского: доктором медицинских наук Н.В. Вострокнутовым (руководитель Отдела), кандидатом медицинских наук, научным сотрудником Отдела Л.О. Пережогиным. Издание рекомендовано Ученым советом ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского В аналитическом обзоре на основе анализа современных социально-психологических, криминологических и клинических исследований представлена современная концепция развития диссоциальных личностных расстройств у несовершеннолетних. Дана оценка современных тенденций развития детско-подростковой преступности, критический обзор ведущих классификационных критериев диссоциального расстройства личности и патологических форм асоциального поведения, а также рассмотрены основные подходы к лечебным и социотерапевтическим мерам воздействия при данном типе нарушений. Для детских и общих судебных психиатров, медицинских психологов и специалистов правоохранительных органов, специальных образовательных учреждений для детей с девиантным поведением, а также специалистов органов социальной защиты. © Н.В. Вострокнутов, Л.О.Пережогин © ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2002 г. 1. Ведение. Социально-клинические аспекты асоциальной активности несовершеннолетнихНастоящий, переживаемый Россией, период характеризуется ломкой устоявшихся ценностей и глобальным преобразованием общественных отношений. Реформирование российского общества сопровождается достаточно широкой криминализацией различных сфер общественной жизни. Вовлечение в противоправную деятельность больших социальных групп коснулось и несовершеннолетних, как наиболее чувствительной части населения по отношению к происходящим в обществе изменениям. При этом следует отметить своеобразное расслоение подростково-молодежной популяции и выделить:
Рассматривая детско-подростковую популяцию и среду через признак криминализации, мы должны отметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно в маргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с ней отклоняющиеся («девиантные») формы поведения несомненно являются «знаком» переживаемого обществом кризисного периода. Для этого социально-психологического явления характерно отсутствие или утрата устойчивых целей, разрушение эмоционально и личностно значимых общественных, в том числе семейно-родительских уз. Следовательно, криминализацию отношений и поведения несовершеннолетних необходимо рассматривать на более широком фоне социальных изменений, происходящих в обществе. При таком подходе маргинальную подростково-юношескую среду и характерные для нее ценности, установки, правила поведения, влияющие на них биологические и психосоциальные причины, можно анализировать как своеобразное «предполье» криминальных форм поведения. Необходимо выделить следующие особенности детско-подростковой преступности.
Таким образом, результаты анализа состояния и развития асоциальных форм поведения детей и преступности несовершеннолетних позволяют сделать следующие выводы. В детско-подростковой популяции формируется большая группа детей с социальным риском формирования антиобщественных и криминальных форм активности. Для этой группы необходима разработка новых медико-социальных критериев оценки отклоняющихся форм поведения, формирующихся личностных расстройств, нарушений возрастного развития и возможных психосоциально обусловленных психических расстройств, связанных с ранним вовлечением в криминальную среду. 2. Ведущие классификационные системы в оценке диссоциальных личностных расстройств и анализ их диагностических критериев.«Диссоциальное расстройство личности» — первое из личностных расстройств, появившееся в DSM. Отчасти это связано с позицией американской судебной психиатрии, строго придерживающейся «социопатического» подхода в квалификации психопатических форм. В качестве стержневого паттерна диссоциального расстройства личности DSM-IV определяет «неспособность следовать социальным нормам, проистекающую из аспектов развития больного в подростковом возрасте и зрелости, что обусловливает длительную историю антисоциальных и криминальных действий». Подчеркивается, что среди больных преобладают мужчины (70-80%), горожане из бедных районов. Формирование расстройства осуществляется в среднем к 15 годам, указываются данные о высокой частоте расстройства среди родственников (в 5-6 раз выше, чем в популяции в целом), подчеркивается, что большинство преступников (до трех четвертей) — носители данного расстройства. Начало диссоциального расстройства большинство исследователей связывают с детским или ранним подростковым возрастом. Указывается, что данное расстройство в определенной мере обусловлено действием биологических механизмов (в пользу чего говорят факты наследуемости и соотношения полов). Это подтверждается также рядом биохимических и нейропсихиатрических исследований (Schier E., 1981, Reinhard HG, Brinkmann-Gobel R., 1990, Sander T. et all., 1998, Stalenheim E. G. et all., 1998 и др.). С другой стороны — данное нарушение поддается фармакотерапии, психотерапии и социальной коррекции, что указывает на большую долю социального фактора в генезе, как, впрочем, и у всех других форм расстройств личности (Minsel W. R., 1973, SchulteD., 1973, HartmannK., 1973, Rauchfleisch U., 1980, 1981, 1995, Friemert K., 1983, Hirschberg W., Altherr P., 1991, Klicpera C., Klicpera B. G., 1996, Hopf H., Weiss R. H., 1996, Livesley W. J., 1998 и многие другие). Рассматривая диссоциальные расстройства личности, мы снова приходим к заключению, что расстройства личности представляют собой непрерывный континуум, включающий как пограничные с нормой формы, так и глубоко патологические варианты. К. Леонгард (1981) отмечал, что «не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека». С другой стороны находится та часть аномальных личностей, которые «страдают от своей аномальности или заставляют страдать от нее общество» (Шнайдер К., 1999). По мнению С. Я. Бронина (1998), «психопатические состояния» отличаются особенным богатством клиники, психопатология оказывает здесь постоянное и всестороннее воздействие на жизнь индивидуума, детерминирует его биографию, но затем «ткань психопатии» становится бледнее, призрачнее, она сужается, ограничиваясь в своих проявлениях критическими периодами жизни и стрессовыми обстоятельствами. В настоящее время критерии диссоциального расстройства личности в DSM-V (2001) проработаны детально, тщательно и, в сравнении в ICD-X (МКБ-10, русский перевод 1997), носят расширительную социально-криминологическую трактовку. Хотя есть данные, что диагностика расстройств личности по МКБ и DSM-IV не имеет различий (Brieger P. et all., 2000), остановимся на них и дадим комментарии выявляемым различиям. I критерий. Возраст к моменту диагностики не менее 18 лет. Выделение этого критерия связано с тем, что за рубежом, принята концепция, согласно которой расстройства личности представляют собой стойкие изменения зрелой личности, которая формируется к совершеннолетию. Однако, МКБ-10 позволяет диагностировать диссоциальное расстройство личности и у несовершеннолетних, указывая, что «в детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза диссоциального расстройства личности может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно». В главе МКБ-10, посвященной эмоциональным расстройствам и расстройствам поведения, начинающимся в детском и подростковом возрасте, выделены такие поведенческие нарушения (гиперкинетическое расстройство поведения, вызывающее оппозиционное расстройство, социализированное расстройство поведения, смешанные расстройства поведения и эмоций), которые при клинико-анамнестическом анализе обнаруживают устойчивую связь с расстройствами личности в зрелом возрасте. Таким образом, определенным алгоритмом диагностики становится следующая формула: «наличие указанных критериев в детстве позволяет предполагать развитие диссоциального расстройства личности в будущем» (P. B. Sutker, 1994). II критерий. Факты, свидетельствующие о расстройстве поведения, с началом в возрасте младше 15 лет, на что указывает наличие не менее трех критериев:
При анализе приведенных признаков, можно убедиться, что они не носят характера привычных медицинских критериев, а отличаются выраженной не специфичностью и отсутствием клинической определенности. Данные признаки поведения свойственны как группам подростков с формирующимися нарушениями личности или другими психическими расстройствами (гебоидная шизофрения), так и здоровым подросткам в силу присущей им конфликтности и оппозиционности, соответствующей возрасту. Через эти признаки представлен не клинический, а «психологический портрет» лживого, брутального, жестокого, не желающего учиться, ориентированного на криминальные формы поведения подростка, не обязательно имеющего нарушения развития и психические расстройства. Вероятно, это связано с тем, что DSM предполагает ретроспективную оценку жизни пациента в подростковом возрасте, так как некоторые авторы (Livesley W. J., et all., 1998, Hirschberg W., 1999, Parker G. et all., 2000) указывают, что выделенные признаки поведенческих отклонений или «критерии диагностики» возникли из результатов статистического анализа анамнестических данных пациентов. Дополнительно следует сделать вывод, что необходим критический анализ соотношения поведенческого критерия диссоциального расстройства личности с отдельными видами расстройств поведения, начинающихся в детском и подростковом возрасте, которые имеют более определенные клинико-психопатологические указания (гиперкинетические расстройства, смешанные расстройства поведения и эмоций, несоциализированное расстройство поведения). III. Безответственное и антисоциальное поведение в возрасте после 25 лет, причем определяется не менее 4 критериев из следующих:
Приведенные социально-психологические признаки вновь описывают такие полиморфные личностные особенности, в основе которых лежат разнообразные нарушения межличностных отношений, которые могут быть обусловлены как личностной, так и психической патологией. Например, подобное поведение характерно для больных алкоголизмом, однако в классификации отсутствует специальное указание на исключение данного вида патологии; напротив, подчеркивается, что алкоголизм и наркомания являются типичными проявлениями диссоциального расстройства. В связи с этим мы считаем, что предложенная классификация не решает ключевого вопроса: следует ли выделенные отклонения поведения рассматривать как самостоятельную патологию или включать их в состав диссоциального расстройства, либо считать коморбидными патологическими состояниями. IV. Проявление антисоциального поведения не связано с шизофренией либо маниакальными эпизодами. Это критерий исключения. Таким образом, ключевым недостатком анализируемого в DSM диссоциального расстройства личности является положение о том, что расстройство, представленное по сути как социально-психологический феномен, одновременно становится знаком психической патологии, которая может сопровождаться стойким асоциальным поведением. Другим недостатком анализируемого подхода является то, что с точки зрения DSM-IV диссоциальное расстройство личности априорно приобретает черты «судебно-психиатрического диагноза». В основе такого «социопатического» подхода к патологическим расстройствам личности (он доминирует сегодня в США) лежит «антисоциальная концепция психопатий». Согласно этой концепции, антисоциальное поведение — это «стержневой паттерн расстройств личности». Хотя отдельные авторы пытаются продемонстрировать клинический полиморфизм расстройств личности, ссылаясь на работы классиков психопатологии — К. Ясперса (1913), К. Шнайдера (1923), Э. Кречмера (1921), Р. Крафт-Эбинга (1880, 1909), иллюстрируя свои взгляды клиническими наблюдениями (Clarln J. F. et al., 1983, Blashfield R. et al., 1985, Livesley W. J., 1987, Виггинс О. с соавт., 1997 и др.), их голоса тонут в огромном числе публикаций, где расстройства личности прямо или косвенно отождествляются с антисоциальным и преступным поведением (Friedland M. L., 1991, Svrakis D. M., McCallum K, 1991, Simonian S. J. et al., 1991, Brooner R. et al., 1992, North C. S. et al., 1993, Swanson M. C. et al., 1994 и многие другие). Все чаще для диагностики оказывается достаточно данных анкетирования и информации, получаемой из психологических тестов, особенно MMPI и теста Роршаха, т.е. налицо стремление «механизировать» и даже (в прямом смысле слова) автоматизировать диагностику (McDonald D. A. et al., 1991, Wierzbicki M., 1992, Gacono C. B., Meloy G. R., 1992, Kalliopuska M., 1992, Reise S. P., Oliver C. J., 1994 и др.). Таким образом, в качестве критериев расстройств личности, которыми до сих пор руководствуются американские врачи, выступают «плохая школьная характеристика с прогулами уроков, плохая характеристика трудовой деятельности, неблагоприятная история семейной жизни, злоупотребление наркотиками, алкогольными напитками, неоднократные аресты, агрессивность или драчливость, половая распущенность или половые извращения, попытки к самоубийству, импульсивное поведение, жизнь за чужой счет, бродяжничество, патологическая лживость, отсутствие сознания вины при преступлениях, безрассудные поступки» (O'Neal P. et al., 1962). При этом сторонники «социопатического» анализа трактуют расстройства личности исключительно в качестве удачной формулировки диагноза для лиц, ведущих криминальный и асоциальный образ жизни, отвергающих моральные нормы, принятые в обществе, неуживчивых, тунеядцев, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. Некоторые авторы (Holmes C. A., 1991, Mackay I., 1991) прямо утверждают, что «расстройства личности представляют собой исключительно судебно-психиатрическую категорию». Однако практические врачи, как правило, не диагностируют указанных расстройств личности, потому что для них нет строгих диагностических критериев». Следовательно, не смотря на то, что в DSM — III — R и в DSM — IV включены рубрики «Расстройства личности», многие (в основном — американские) авторы склонны считать, что можно обойтись двумя единицами в классификации: диссоциальным расстройством личности (в судебно-психиатрической практике) и множественным (мозаичным) личностным расстройством в общей клинике (Bruce-Jones W., Coid J., 1992, Sutker P. B., 1994). В большинстве европейских психиатрических школ обосновалась умеренная позиция, сочетающая и клинические концепции и радикальные взгляды на расстройства личности как на «ярлык, свидетельствующий об агрессивности и асоциальности» (Harry B., 1992). Большая часть исследователей склоняется к мнению, что расстройства личности — удачное определение для группы риска по алкоголизму и наркомании, криминальному поведению, суициду, бродяжничеству и т.д. (Lamparski D. M. et al., 1991, McMillen D. L. et al., 1991, Palermo G. B. et al., 1991, Marttunen M. J. et al., 1994). Статистические исследования на протяжении многих лет показывают, что для всех форм расстройств личности достаточно типично криминальное поведение. В период с 1884 по 1904 г. среди пациентов Симферопольских богоугодных заведений, находившихся на лечении определением уголовного суда, «психопаты в различных формах» составили 3,3%, занимая 5 место после лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольных психозов, «хронически помешанных», эпилептиков и слабоумных (Грейденберг Б. С., 1915). В то же время в психиатрической клинике Московского университета, не принимавшей больных на принудительное лечение, в отчетах не предусматривалось графы для психопатий (Корсаков С. С., 1913). Та же статистика наблюдается и в настоящее время: по данным М. М. Мальцевой и В. П. Котова (1995), среди невменяемых лиц, совершивших правонарушения, диагностика психопатии составила 3,3%, уступая шизофрении и органическим поражениям ЦНС, в то время как под наблюдение врачей ПНД подобные лица практически не попадают. При популяционных исследованиях распространенность расстройств личности возрастает по разным данным от 0,3 до 9,0% (Петраков Б. Д., Цыганков Б. Д, 1996, Каплан Г., Сэдок Б., 1998). Для настоящего времени характерен рост заболеваемости расстройствами личности (Казаковцев Б. А., 1998). Аналогичным образом складывается ситуация и за рубежом (Hamilton J. R., 1981, Sass H. et al., 1994). При этом в отечественной психиатрии никогда не проводилось прямой параллели между расстройствами личности и криминальным поведением. Отечественными психиатрами, изучавшими расстройства личности, неоднократно подчеркивалась необходимость соблюдения клинического подхода в диагностике и судебно-психиатрической оценке психопатий, в частности, обращалось особое внимание на их клиническую динамику (Шостакович Б. В., 1963, Ревенко М. Г., 1967, Шостакович Б. В., 1971, Гусинская Л. В., 1979, Дмитриева Т. Б., 1990 и др.). Ю. В. Попов (1991), анализируя современные диагностические подходы к расстройствам личности, приходит к выводу, что диагностика расстройств личности по прежнему должна базироваться на классическом клиническом подходе, опирающемся в отечественной практике на критерии П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова. По его мнению, именно лонгитудинальное клиническое наблюдение позволяет избежать диагностических ошибок. По мнению В. В. Нечипоренко (1991) даже серия кратковременных наблюдений за пациентами, обнаруживающими признаки расстройств личности (при поступлении в клинику в связи с суицидальными попытками, правонарушениями, антисоциальным поведением) не позволяет устанавливать достоверный диагноз, если пациент не наблюдался компетентными специалистами в период между стационированиями, поскольку нередко психопатоподобное поведение является лишь ширмой, скрывающей глубокую патологию. Исследования, проведенные преимущественно судебными психиатрами показали, что срыв компенсаторных механизмов — декомпенсация расстройства личности — как правило, является следствием субъективно значимой для личности психотравмирующей ситуации. Вторично авторы указывали на связь декомпенсаций с криминальной активностью (Опря Н. А., 1966, Асинкритов В. Ф., 1971, Коротенко А. И., 1972, Лукомская М. И., 1980, Брюховецкий А. С., 1990 и др.). Это неоднократно подтверждалось и исследованиями подростков (Сухарева Г. Е., 1974, Личко А. Е., 1983, 1985, Ковалев В. В., 1995, Гурьева В. А. с соавт., 1998). В. Я. Гиндикин и В. А. Гурьева (1999), анализируя многообразие клинической динамики расстройств личности, приходят к выводу, что независимо от вида динамического сдвига — наличие психопатических реакций (особенно не свойственных данному типу расстройства личности), декомпенсации, развития, фазовых состояний, гиперкомпенсации — должно расцениваться клинически в качестве временного, но тяжелого состояния, которое часто провоцирует противоправные действия. Наше исследование, преследовавшее иную цель — формулирование критериев применения ст. 22 УК РФ в отношении подэкспертных с расстройствами личности (Пережогин Л. О., 2000, 2001), показало, что многие признаки диссоциального поведения свойственны всем психопатам. Нами в результате многофакторного исследования сформулированы в порядке убывания удельного веса значимые в диагностической и экспертной оценке критерии применения ст. 22 УК РФ в судебно-психиатрической практике. Это — клинически выраженный инфантилизм и личностная незрелость (γ = 0,826, К = 4,26), выявляемая при экспериментально-психологическом исследовании, которые сопровождаются снижением критических способностей (γ = 0,384), нарушением прогностических функций (γ = 0, 752, К = 3,71), трудностями в определении целей (γ = 0,300), в оценке приоритетов (γ = 0,919), в регулировании эмоциональных реакций (γ = 0,985). К этим признакам относятся также частые (более 3) обострения, декомпенсации расстройства личности в анамнезе (γ = 0,782, К = 2,54) и в период совершения инкриминируемого деяния (γ = 0,618, К = 2,11); мозаичность клинических проявлений в картине расстройства личности (γ = 0,581, К = 1,97), которая прослеживается с детского и подросткового возраста (γ = 0,549); аффективные расстройства (γ = 0,724, К = 1,52), заключающиеся в аффективной лабильности (γ = 0,840), склонности к кратковременным депрессивным реакциям (γ = 0,511), дисфорическим состояниям (γ = 0,476); выявляемая при экспериментально-психологическом исследовании высокая агрессивность (γ = 0,589, К = 1,46), сочетающаяся с правонарушениями против родных или близких знакомых (γ = 0,349), демонстративностью (γ = 0,371), завышенной самооценкой (γ = 0,393). К факультативным критериям отнесены следующие признаки: патология родов (γ = 0,340), сочетавшаяся с наличием у матери психических расстройств (γ = 0,377), алкоголизма (γ = 0,554); черепно-мозговые травмы в анамнезе (γ = 0,301); слабо и умеренно выраженные неспецифические изменения биоэлектрической активности головного мозга «органического характера», косвенно свидетельствующие о ранней органической патологии (γ = 0,427); низкий образовательный уровень, как правило — неполное среднее образование (γ = 0,363), воспитание в условиях гипоопеки, безнадзорности (γ = 0,334), насилие над испытуемым в семье и вне семьи (γ = 0,354); направленность криминальных действий против жизни и здоровья потерпевших (γ = 0,384), аффектогенные мотивы правонарушения (γ = 0,306) (Пережогин Л. О., 2001). Практически все признаки, полученные в ходе исследования, где пациенты с верифицированным диссоциальным расстройством личности составляли меньшинство, могут быть распространены и на психопатических личностей в целом, на группу, составляющую диссоциальное расстройство, что еще раз подчеркивает его неспецифичность. Одновременно следует вывод, что чем более глубоко расстройство личности (независимо от его типа), тем более выражен асоциальный, и в частности — криминальный, радикал в поведении больного. Таким образом, во взглядах на диссоциальное расстройство личности с позиций DSM не может быть достигнуто ближайшее время какого-либо единства. Положение диссоциального расстройства в рамках МКБ-10 также двойственно: МКБ-10 рассматривает его наряду со многими другими формами психопатий, в результате чего оно, как правило, не диагностируется клиницистами, поскольку данная категория больных не обращается самостоятельно за психиатрической помощью. Исключение составляют дети и подростки, однако в России все еще остается сильным влияние представлений о том, что только у совершеннолетних могут диагностироваться расстройства личности. Критерии МКБ-10 в целом имеют иные, чем в DSM-IV, формулировки , но сохраняют общий социально-психологический характер. I. Для диссоциального расстройства должны выполняться общие указания, распространяющиеся на расстройства личности в целом. То есть, это одна из форм расстройств личности. II. Обращает на себя внимание грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами, которое характеризуется следующим:
Следовательно, ведущими признаками диссоциальной личности являются: высокая агрессивность, обусловленная как внешними, так и внутренними предпосылками, индивидуальный порог которых очень низок, что прямо указывает на снижение адаптационных возможностей; склонность к брутальному поведению, бесчувственность к окружающим в сочетании с повышенной самооценкой, эгоистичностью; отсутствие чувства вины и трудности в осознании общественных требований (при формальной сохранности интеллекта, т.н. «парциальная интеллектуальная недостаточность психопатов», Шостакович Б. В., 1971), внешнеобвиняющая позиция. Вышеизложенные факты способствуют формированию двух позиций в аспекте диагностики диссоциального расстройства личности, каждая из которых, вероятно, не является оптимальной. С одной стороны, возможно расширительное толкование диагностических критериев, что неизбежно приведет к гипердиагностике за счет больных с алкоголизмом, истерическим и эмоционально-неустойчивым расстройствами личности, ряда здоровых подростков, лиц с органическим поражением головного мозга. С другой стороны, выявляется реальная возможность избегать диагностирования диссоциального расстройства личности, относя его проявления к другим диагностическим рубрикам. Таким образом, анализируемое диссоциальное расстройство личности должно иметь свою социально-психологическую, личностную составляющую и клинико-психопатологическую компоненту, обусловленную формированием различных, полиморфных психопатологических расстройств пограничного уровня. 3. Социально-психиатрическая диагностика нарушений поведения у несовершеннолетних.Проведенный выше анализ показал, что, во первых, в оценку диссоциального расстройства личности обязательно входит поведенческий признак в виде характеристики своеобразных, преимущественно асоциальных форм поведения; во вторых, диссоциальные расстройства личности оказываются коморбидными с поведенческими нарушениями, начинающимися в детском и подростковом возрасте, которые имеют определенные клинико-психопатологические указания (гиперкинетические расстройства, смешанные расстройства поведения и эмоций, несоциализированное расстройства поведения. Это определяет необходимость критического анализа социально-клинической оценки нарушений поведения у несовершеннолетних. Из литературных данных следует, что наиболее распространенным понятием, которое характеризует нарушения поведения, является понятие девиантного, т.е. отклоняющегося поведения. При этом общая точка зрения заключается в том, что, отклоняющееся (девиантное) поведение достаточно многозначно и не обязательно является синонимом антиобщественного, противоправного поведения. При кризисных ситуациях, сопровождающихся фрустрационной напряженностью, отклоняющееся поведение может быть даже определенным «социальным знаком», имеющим важное смысловое значение, и позволяет обозначить или преодолеть проблему нестандартным способом. Разделение отклоняющегося (девиантного) поведения на ценностное (конструктивное) и негативное (деструктивное) в настоящее время стали учитывать не только социальные, медицинские психологи, но и криминологи (Миньковский Г.Л., 1979; Миллер А.И., 1985). Деструктивные формы девиантного поведения проявляются более выраженной диссоциацией личностного реагирования, тотальностью средовой психической дезадаптации, высоким риском суицидоопасных действий, ранним началом сексуальной активности, употреблением наркотических веществ и высокой частотой сопутствующих психических расстройств (Bewley B., 1986; Fergusson D.M., Horwood L., Lynskey M., 1994). В основе широко используемой систематики деструктивных форм отклоняющегося поведения с выделением антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (преступного) и аутоагрессивного вариантов лежит социально-психологичекий подход (Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я., 1973). Эта и многие другие классификации в одном ряду используют понятия «девиантное», «делинквентное», «криминальное» поведение. Так, А.Е. Личко (1979) в разделе ситуативно обусловленных нарушений поведения рассматривает делинквентность наряду с побегами из дома, ранней алкоголизацией, сексуальными девиациями. В отличие, от него В.В. Ковалев в своих работах рассматривал девиантное поведение как самостоятельную форму поведенческих расстройств и отличал их от делинквентного поведения, которое считал синонимом совершения противоправных, преступных действий (Ковалев В.В., 1978). В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делинквентность» применяется, как правило, для обозначения поведенческих отклонений несовершеннолетних правонарушителей. Следовательно, по литературным данным, включающим социально-психологические и криминологические исследования, целесообразно с учетом социальных последствий совершаемых действий проводить разграничение девиантного (отклоняющегося), делинквентного (асоциального) и криминального поведения. К характерным проявлениям девиантного поведения относят ситуационные детские поведенческие реакции, связанные с семейной, школьной, средовой дезадаптацией, трудностями общения; реакции, обусловленные психологическим пубертатным кризом, при которых отсутствуют диссоциальные действия, нарушающие Закон и права других. Согласно систематике А.Г. Амбрумовой, Л.Я. Жезловой (1973), которая широко использовалась многими исследователями (Вандыш-Бубко В.В., 1995; Дмитриева Т.Н., 1996; Стаценко А.Н., 1988; 1989), к девиантному поведению целесообразно относить варианты «антидисциплинарного» и антиобщественного поведения. Однако следует указать на неудачное терминологическое обозначение анализируемых поведенческих отклонений как «антидисциплинарных», т.к. данный термин носит оценочный характер и связывает их только со школьной дезадаптацией, исключая сходные расстройства поведения в семейных, межличностных отношениях. В ряде исследований развивается точка зрения, согласно которой целесообразно у детей и подростков с девиантным поведением выделять такие формы нарушений, которые не являются антиобщественными действиями по своей направленности, но реально и существенно деформируют и нарушают психофизическое и социальное развитие. Это, например, систематическая ранняя алкоголизация и наркотизм (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991; Пятницкая И.Н., 1988; Cоловов А.В., 1996); ранняя половая жизнь и ненасильственное сексуально-девиантное поведение (Бебчук М.А., 1994, 1996; Юлдашев В.Л., 1989); аутоагрессивные действия (Жезлова Л.Я. и соавт., 1981; Иванов Е.С. и др., 1997; Исаев Д.Н., 1993). Таким образом, консультативно-диагностическая, экспертная, реабилитационная практика и, обобщающие их, научные исследования свидетельствуют, что различные варианты девиантного поведения и его разновидности (антидисциплинарное, аддиктивное, аутоагрессивное) не обязательно определяются нарастающей асоциальностью, могут оставаться социально-нейтральными, характеризоваться позитивной социальной динамикой (Попов Ю.В., 1985, 1986). В связи с этим для социально-профилактических, экспертных и коррекционно-реабилитационных задач целесообразно полно и качественно разграничивать понятия девиантного, делинквентного и криминального поведения. В настоящее время преимущественно в социально-психологических и криминологических исследованиях выделяется делинквентное, асоциальное по своей направленности, однако, не влекущее уголовной ответственности, противоправное поведение. Некоторые криминологи обозначают его как «фоновое явление» преступности несовершеннолетних (Миньковский Г.М., 1976). В социально-психиатрических работах делинквентное поведение в его непатологических и патологических формах, как объект научного исследования, анализировалось в виде склонности к правонарушения и рассматривалось в определенном отношении к социальной запущенности, диссоциальным личностным расстройствам и клинически выраженным нарушениям на личностном регистре — психопатические, психопатоподобные симптомокомплексы, зависимость от психоактивных веществ. В американской психиатрической и криминологической литературе все несовершеннолетние правонарушители обозначаются как «делинквенты». Они разделяются на «несоциализированных», индивидуальных делинквентов, в мотивации противоправных действий которых определяющее значение имеют искаженные интерперсональные отношения, чувство неполноценности, «слабое супер-эго» и «социализированных», хорошо адаптированных в неформальной группе делинквентов, имеющих собственную асоциальную мораль, антиобщественные личностные установки. Первая группа делинквентов нуждается в психиатрической и психокоррекционой помощи, асоциальное поведение у них сочетается с массивными психическими нарушениями (Levis S.S. et al., 1979, 1987, 1994; Shanok S.S. et al.,1983). При этом, как и для понятия «девиантное поведение» возникает ситуация многозначности термина «делинквентность» с необходимостью разделения непатологических и патологических форм делинквентного поведения. Некоторые авторы в связи с тем, что делинквентное поведение складывается в определенный стереотип действий и поступков выделяются его отдельные формы. Например, в качестве самостоятельной формы делинквентности анализируется агрессивно-насильственное поведение (Buss A.H., Perry M., 1992). С одной стороны, его развитие связывается с формированием асоциальных личностных установок; с другой — с конфликтными, кризисными ситуациями в микросоциальных отношениях подростка. Поэтому выделяют ситуационно обусловленные случаи агрессивной делинквентности, которые носят транзиторный, преходящий характер, и стойкие проявления агрессивного делинквентного поведения, связанные с личностной деформацией и микросоциальной, семейно-педагогической запущенностью (Василевский В.Г. и др., 1995, 1996; Горьковая И.А., 1996; Ениколопов С.Н., 1995). Границы общественно опасных действий (криминального поведения) в отличии от делинквентности четко регламентированы Законом. Они ограничены возрастом и психическим состоянием субъекта правового поведения, наличием у него объективной и субъективной возможности сознавать основные качества противоправных поступков (Гурьева В.А. и др., 1996; Ковалев М.И., 1977). Следовательно, первой осью систематики отклонений поведения является ось социально-психологических признаков. Она ранжирует отклоняющееся поведение по его направленности и степени тяжести социальных последствий на девиантное, делинквентное и криминальное поведение. С учетом изложенного, у большой группы социально дезадаптированных детей и подростков в аспекте задач ранней профилактики, комплексной оценки и социально-психологической, медицинской реабилитации этап развития делинквентного поведения является ключевым моментом для перехода отклоняющегося (девиантного) поведения в криминальные действия. Понимание закономерностей этого перехода, его движущих механизмов, сущности социо- и патогенеза не патологических и патологических форм делинквентного поведения, а также роли социальных, психологических и биологических факторов, оказывающих влияние на их динамику, определяет критерии диагностики, выбор оптимальных методов коррекционной и реабилитационной помощи детям с криминальной активностью и психическими расстройствами. Различие девиантного, делинквентного и криминального поведения по социально-психологическим и криминологическим признакам является важным, но недостаточным аспектом комплексного и дифференцированного подхода к оценке и объяснению причин, условий формирования расстройств поведения в детском и подростковом возрасте. Второй осью систематики является различие диссоциального (делинквентного и криминального) поведения на непатологические и патологические формы. Показано, что в формировании девиаций поведения существенную роль играют психические расстройства непсихотического характера. Данный подход достаточно широко использовался при изучении патологического девиантного поведения несовершеннолетних. При наличии клинических нарушений, сопутствующих девиациям поведения, большинство авторов анализирует такие отклонения поведения как «патологические формы девиантного поведения». К ним относили ситуационные аффективно-личностные реакции, имеющие возрастную предпочтительность, — реакции активного протеста или оппозиционно-вызывающего поведения, реакции пассивного протеста, включая селективный мутизм, реакции тревоги, реакции эмансипации при дисгармонично протекающем пубертатном кризе(Chess S., 1969; Chess S., Tomas A., Rutter M., 1963), а также более выраженные и синдромально сформированные нарушения, например, синдром дефицита внимания и связанные с ним расстройства поведения, патохарактерологические и психопатические реакции (Дмитриева Т.Н., 1996), мономорфные и полиморфные аффективные расстройства (Сосюкало О.Д., 1984). Из анализа исследований следует, что наиболее распространенными и значимыми среди расстройств, определяющих отклонения поведения, считаются аффективные и аномально-личностные нарушения, а в группе последних психогенные патохарактерологические и психопатоподобные, связанные с резидуальной церебрально-органической недостаточностью. На большом клинико-эпидемиологическом материале показано, что к подростковому периоду существенно возрастают полиморфные поведенческие отклонения, сопровождающиеся психическими нарушениями пограничного характера. При этом меняется соотношение невротических (неврозоподобных) и психопатических (психопатоподобных) расстройств. В частности, специфические поведенческие патохарактерологические подростковые реакции диагностируются у 7,2% обследованных лиц, а их доля в структуре выявленных нарушений составляет до 20-21%. Они представлены преимущественно реакциями эмансипации и группирования с признаками антиобщественного поведения и при клинической оценке квалифицируются как патохарактерологические или психопатические (психопатоподобные) расстройства с радикалами неустойчивости, эпилептоидности, возбудимости, истероидности. В.А.Гурьева и В.Я.Гиндикин (1995) у несовершеннолетних с делинквентными формами поведения на достаточно репрезентативном материале (680 подростков в возрасте 12-17 лет, направленных на консультацию в связи с поведенческими расстройствами) указывают частоту психических отклонений в 51,3% случаев. Ведущее место, по их данным, занимают пограничные состояния: патохарактерологические развития и психопатии — 30,5%; остаточные явления ранних органических поражений головного мозга — 18,2%, а также коррелирующие с ними задержки психического развития и олигофрения — 9,0%; хронический алкоголизм, включая случаи наркоманий — 15,5%; неврозы и психогенные депрессии невротического уровня — 11,0%; патологический пубертатный криз и эндогенные психозы — 4,5% наблюдений. По данным других авторов нарушения невротического круга диагностируются только у 5,1% подростков с делинквентными формами поведения и их доля составляет до 15% всех нарушений, достоверно чаще встречаясь у девочек-подростков (Козловская Г.В. с соавт.,1978; 1985; Чубаровский В.В., Логинова М.С., 1987; Чубаровский В.В., Смирнов М.М., 1995). В целом анализ исследований по теме свидетельствует, что в концепции патологических нарушений поведения остаются неизученными и спорными многие общетеоретические и практические аспекты проблемы. Большинство авторов рассматривают поведенческие расстройства как аморфный континуум антидисциплинарных, аморальных и асоциальных действий. При этом некоторые из них в принципе возражают против выделения патологических нарушений поведения в качестве самостоятельного феномена и клинического понятия (Каган В.Е., 1995; 1996; Королев В.В., 1991; Хохлов Л.К. и др., 1986); другие рассматривают патологические нарушения поведения в определенной корреляции с «синдромальными вариантами» пограничной психической патологии. По мнению А.Е. Личко (1983, 1985) патологические формы делинквентного поведения могут наблюдаться и при акцентуациях характера. Типология акцентуаций, при этом типология патохарактерологических радикалов, может определять предпочтительность и направленность той или иной формы делинквентного поведения. Такая расширительная интерпретация патологических нарушений поведения за счет краевых вариантов нормы на наш взгляд приводит к малопродуктивному отождествлению психопатического (психопатоподобного) и асоциального поведения. Недостаточно полно исследовались патологические формы делинквентного поведения, определяющиеся нарушениями ранней социализации детей и психическим дизонтогенезом, обусловленным депривацией; нарушения поведения, связанные с другими типами дизонтогенеза (поврежденное, искаженное, диссоциированное развитие). Мало исследованными остаются причинно-следственные отношения между социально-психологическими личностными деформациями и подростковыми психопатологическими симптомокомплексами, динамическими сдвигами на отдельных этапах формирования аномально-личностных (психопатических, психопатоподобных) свойств. Таким образом, при социально-клиническом анализе формируется следующий алгоритм диагностики. Первым шагом становится выделение ведущей формы нарушений поведения — девиантной, делинквентной, криминальной. Вторым шагом становиться разделение выделенной формы дисоциального поведения (девиантное с безнадзорностью, делинквентное, криминальное) на непатологические и патологические типы. Непатологический тип не связан психическими расстройствами или нарушениями психического развития (психическим дизонтогенезом) и не является их следствием. Непатологическое асоциальное поведение обусловлено социальными факторами и формируются по психологическим и психосоциальным механизмам. Оно может также наблюдаться у детей и подростков с нетяжелыми последствиями ранних резидуальных органических поражений головного мозга, акцентуациях характера, дисгармонически протекающем пубертатном кризе, который сочетается с педагогической и социальной запущенностью. Патологические формы поведения, как правило, болезненно мотивированны и возникают при измененной эмоциональности, истинных нарушениях влечений, выраженных личностных расстройствах. Патологическое диссоциальное поведение в соответствии с критериями МКБ-10 расценивается как расстройство социального поведения (F 91.0-3). При его диагностике используются следующие критерии:
В соответствии с требованиями МКБ-10 необходимо разделение этих действий на три основные группы:
Выделенные нарушения поведения не являются собственно клиническими признаками, поэтому их оценка, особенно при решении диагностических и реабилитационных задач, должна опираться на многоосевую квалификационную систему. Это необходимо потому, что кроме клинических признаков существенным является выделение значимых социально-психологических проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Для того, чтобы объединить все эти данные, необходимо использовать многоосевую классификационную систему. Первая ось — клинически выраженные симптомы психических расстройств, т.е. собственно психопатологические симптомокомплексы. Например, коморбидными с патологическим типом диссоциального поведения являются синдром дефицита внимания с гипердинамичностью; органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство или по старой терминологии астенический вариант психоорганического симптомокомплекса с эмоционально-лабильными, когнитивными нарушениями; аффективные расстройства с сопутствующими сомато-вегетативными дисфункциями. Вторая ось — общие и специфические расстройства психологического развития, включая нарушения развития речи, психомоторных, школьных, социальных навыков и расстройства поведения. Третья ось — уровень интеллектуального развития с оценкой умственной отсталости и сопутствующими нарушениями поведения. Четвертая ось — оценка соматического здоровья и дефектов, которые оказывают влияние на психические и поведенческие расстройства. Пятая ось — оценка социальной ситуации развития, которая имела отношение к формирующимся психическим расстройствам и отклонениям психического развития. Шестая ось — характер социального и психологического функционирования в последние шесть месяцев с оценкой нарушений межличностных отношений в семье, в школе, со сверстниками, которые причинно связаны с проблемами психологического развития или психическими расстройствами. Третьим шагом в оценке патологических форм поведения, в том числе связанных с диссоциальными расстройствами личности несовершеннолетнего является выделение ведущей проблемы ребенка и психосоциальных факторов, которые могут способствовать успеху при оказании лечебной или коррекционно-реабилитационной помощи. Наиболее общими проблемами при патологических формах диссоциального поведения, которые одновременно могут быть терапевтическими и реабилитационными «мишенями», являются:
Следовательно, в терапевтических и реабилитационных программах соотношение в диссоциальных нарушениях симптомов коморбидных психопатологических расстройств и личностной составляющей определяет соотношение терапевтических, психокоррекционных и социотерапевтических мер воздействия. Ограниченность диагностической установки на нозологически — синдромологическом принципе приводит к тому, что лечебное и социотерапевтическое воздействие не касается личностного аспекта и остается симптоматическим. 4. Социально-психологические и психопатологические особенности несовершеннолетних с диссоциальными расстройствами личности и поведения.Наше пилотное исследование, охватившее более 300 несовершеннолетних в возрасте от 10 до 16 лет (80 подростков-правонарушителей, содержащихся в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы, 50 подростков, воспитанников специализированной школы-интерната для несовершеннолетних правонарушителей г. Анны Воронежской обл., 70 несовершеннолетних, совершивших правонарушения, осужденных условно, 115 несовершеннолетних, не совершавших правонарушений, составивших контрольную группу), показало:
Социально-психологический облик подростков правонарушителей, соответствующих критериям диссоциального расстройства личности, полученный в ходе нашего пилотного исследования следующий. Это подростки в возрасте 12-16 лет, в основном — юноши, жители городов (75%), имеющие родителей (доля сирот и детей, лишенных родительского попечения составила 16%), часто — из семей, где воспитываются несколько детей (около 40%), причем не старшие и не младшие дети в семье. У большинства подростков, в отношении которых выполнялись диагностические критерии диссоциального расстройства личности, семьи были неполными (55%), практически во всех случаях детей воспитывала мать. Отношения с матерью и другими членами семьи были плохими. У тех 45% подростков, которые воспитывались в полных семьях, как правило, имелись члены семьи, с которыми сохранялись теплые отношения. В 40% случаев это были отцы, в 30% случаев — бабушки и дедушки, в 10% — другие родственники, в 20% — более одного родственника. Чаще всего негативные отношения складывались именно с матерью. 70% подростков из исследуемой группы умеют читать и писать, обучались в школе в среднем 3-4 года. 10% не умеют читать и писать, никогда не посещали школу. Ни в одном случае не было отмечено удовлетворительных знаний по школьным предметам, хотя подростки формально числились учащимися, соответствующих по возрасту классов, и их успеваемость в школе оценивалась не ниже удовлетворительной. Большая доля подростков — второгодники (35%). Около трети подростков имеют свой собственный заработок, в основном — в результате занятий неквалифицированным трудом (мытье автомобилей, работа на рынках грузчиками, сторожами), а также попрошайничеством, в том числе — организованным, находящимся под криминальной «опекой», воровством, проституцией. Большинство подростков вполне удовлетворено своим положением, их заработок составляет около 10 долларов в день, чего вполне хватает на еду и алкоголь. В 60% случаев отмечена наследственная отягощенность алкоголизмом по отцовской линии (80%), в 25% случаев имеется отягощенность другими психическими расстройствами (эпилепсия — 10%, шизофрения — 25%, алкоголизм с психозами — 30%, психопатии — 30%, другие диагнозы (глухонемота, последствия ЧМТ, наркомании, умственная отсталость) — 10%). У родителей и других близких родственников, в том числе — братьев и сестер, большинства подростков отмечались соматические нарушения. У 20% подростков умерли родители. Причины смерти — 50% — неизвестны, 20% — травмы, несчастные случаи, убийства, 10% — заболевания сердца, сосудов, 10% — онкологические заболевания, 5% — суициды, 5% — отравления. О раннем развитии большинства подростков исследуемой группы практически нет данных. Характер воспитания в семьях в большинстве случаев соответствовал гипоопеке или отвержению. Гиперопека и обычное воспитание встречались в единичных случаях. Большинство детей сообщали, что с раннего возраста родители выгоняли их с раннего утра на улицу, где они «гуляли» до вечера, а потом их «впускали» домой. Многие убегали из дома к бабушкам и дедушкам, где фактически и жили. О жестоком обращении со стороны родителей и, прежде всего, матерей сообщили 65% подростков. Жестокое обращение включало побои, телесные наказания, наказания голодом, а в ряде случаев носило характер изощренных издевательств. Большинство подростков в ответ на жестокое обращение убегали из дома, ночевали где попало, многие уезжали в крупные города, прежде всего — в Москву, где имелась возможность прокормиться воровством и попрошайничеством. В ряде случаев в семьях отмечались эпизоды сексуального насилия со стороны отцов, отчимов, «друзей» матери. В большинстве случаев подростки отмечали, что в среде сверстников и более старших, криминализированных субъектов, к ним относились лучше, чем дома. Данные о физическом насилии соотносятся как 2:1, унижении — 3:2, сексуальном насилии 5:1. Во всех случаях домашняя обстановка оценивалась подростками хуже, чем их настоящее существование. Характер игровой деятельности среди подростков с диссоциальным расстройством личности можно оценивать только ретроспективно. Большинство подростков данной группы сообщали об игровой деятельности как о давно минувшем прошлом, в то время как в контрольной группе подростков сопоставимого возраста большинство указывали, по крайней мере, одну любимую игру. Около 30% подростков в контрольной группе в возрасте 12-14 лет продолжают играть со сверстниками. Большинство подростков с диссоциальным расстройством личности относили свою игровую деятельность только на период «детства», которое, по их мнению, закончилось в 6-7 лет, после чего у них началась самостоятельная жизнь. В качестве альтернативы играм они предлагали бесцельные прогулки, либо хулиганские поступки. В возрасте до 7 лет большинство из них отвергались коллективом сверстников, поэтому играли в одиночестве. Во многих случаях игры носили заведомо деструктивный характер. Групповые игры также отличались жестокостью и не имели строго очерченных правил и сюжета. До 6-7 лет большинство подростков с диссоциальным расстройством личности были отвергаемы подростковыми и детскими коллективами. С вхождением в асоциальные и криминальные подростковые группировки статус большинства из них заметно повысился. Чаще всего они считали себя равными членами молодежных групп, а в 20% случаев претендовали на лидерство. Резкое отличие представляют подростки, совершившие правонарушения (в том числе — неоднократно), но не обнаруживающие признаков диссоциального расстройства: их положение в молодежных группах ниже среднего, часто они отверженные, ведомые, обязаны беспрекословно слушаться других, могут являться постоянной мишенью для насмешек и порой — сексуальных действий. Со стороны окружающих взрослых с младшего школьного возраста подростки с диссоциальным расстройством личности характеризовались исключительно в отрицательных оценках. Их именовали хулиганами, направляли на комиссии педагогического и медико-социального плана, во многих случаях принималось решение о переводе в «коррекционные классы», где при отсутствии должного педагогического воздействия, подростки группировали вокруг себя детей с невысоким интеллектом, совершали правонарушения. Впоследствии большинство этих подростков бросали школу, мотивируя это отсутствием интереса к учебе. Та же часть подростков, которые обучались в обычных классах, как правило, учились до 5-6 класса, и только тогда начинали допускать систематические прогулы и оставляли учебу. Большинство ребят, оставивших учебу в более старшем возрасте, начинали работать, реже бродяжничали, обычно их криминальные действия были спровоцированы корыстными мотивами, носили характер краж. Первая же группа подростков совершали криминальные действия в виде убийств, телесных повреждений, изнасилований. Необходимо отметить, что мотивация этих правонарушений была либо формальной, либо обусловливалась психопатической самоактуализацией. Правонарушения против жизни и здоровья совершались подростками с особой жестокостью. Большинство подростков, подпадающих под критерии диссоциального расстройств личности, уже с 8-10 лет совершали уголовные преступления, включая самые тяжкие, однако не привлекались к уголовной ответственности в связи с возрастом. Не отмечается характерного для криминальной среды последовательного утяжеления правонарушений в данной группе. Многие подростки сразу же совершали самые тяжкие преступления, включая убийства. Не отмечается также «неопытности» в данной категории подростков-правонарушителей: они фактически профессионально скрывали следы правонарушений, с проявлениями опытности совершали налеты, разбои, грабежи, в отличие от подростков-правонарушителей, не страдающих диссоциальным расстройством. В среднем они совершали по 6-8 преступлений в течение года (речь идет о зарегистрированных преступлениях), в то время как средний подросток-деликвент совершал в год не более 3 правонарушений. Среди противоправных действий преобладали кражи, которые совершались подростками, как правило, в мелких продуктовых и промтоварных ларьках. Наиболее часто похищались продукты питания, алкоголь, табачные изделия. Высок был уровень квартирных краж и краж с дачных участков, где похищалось то, что имело ценность и могло быть легко сбыто. На втором месте по частоте стояли грабежи и разбои. Они совершались цинично, чаще всего жертвами становились лица, хорошо известные самим подросткам, обычно — сверстники. Очень часто подростки с диссоциальным расстройством совершали преступления против жизни и здоровья сограждан. Преступления отличались крайней жестокостью. Описывая совершенные убийства, подростки охотно излагали как план своих действий, так и ход его осуществления. Практически ими не высказывалось раскаяния, жалости к потерпевшим. Особенности этих наблюдений подтверждается данными экспериментально-психологического исследования, выявившего крайние формы эгоцентризма в сочетании с эмоциональной холодностью, расчетливостью, высоким уровнем агрессии и низким порогом ее разрядки. В группе сравнения у подростков преобладали мелкие кражи без четко определяемого корыстного мотива, хулиганство, умышленная порча имущества. Они редко вынашивали планы правонарушений, в 40% случаев не доводили правонарушение до конца, нередко прекращали преступные действия по собственной воле, в 15% случаев самостоятельно возвращали украденное. Данные экспериментально-психологического исследования показали следующие особенности несовершеннолетних, подпадающих под критерии диссоциального расстройства личности:
При клинико-психопатологической оценке подростков с диссоциальным расстройством личности отмечены следующие ведущие психопатологические феномены:
У большинства подростков из группы диссоциального расстройства личности отмечалась соматическая патология. В 45% случаев по данным антропометрических методик обнаруживали отставание в физическом развитии. У 40% отмечалось отставание в соматосексуальном развитии, притом что в 80% случаев наблюдалось опережение в психосексуальном развитии, т.е. выявлялись дисгармонии сексуального развития. В 30% случаев выявлена хроническая патология со стороны дыхательной системы, в 10% — со стороны желудочно-кишечного тракта, что сравнимо с показателями в контрольной группе. Неспецифическая неврологическая патология отмечалась у 60% обследованных подростков. 5. Терапевтическая и реабилитационная помощь детям и подросткам с диссоциальными расстройствамиВ современной клинической практике терапия диссоциального расстройства личности имеется две тенденции. Ряд исследователей подходят к диссоциальному расстройству личности с позиций психофармакологического подхода и прежде всего терапии агрессивного поведения. Вторые с опорой на психотерапевтические методики пытаются обеспечить адаптацию пациентов в обществе и ресоциализацию. Многочисленные теории агрессивного поведения стали ареной борьбы между сторонниками биологических и социальных предпосылок развития как отдельных поведенческих конструктов, так и психических расстройств в целом. Однако, в связи с данными об успешной психофармакологической коррекции агрессивного поведения (Ratey J. J. et al., 1993) становится ясно, что воздействие на биохимические механизмы поведения способно оказывать существенное влияние на общий статус пациентов. Выработка схемы адекватного лечения агрессивного поведения при диссоциальном расстройстве личности тем более необходима, что многие пациенты данной категории совершают повторные правонарушения. Таким образом к лечению агрессии при диссоциальном расстройстве личности предъявляются два основных требования: достижение компенсации общего состояния, снижение числа агрессивных поведенческих актов и профилактика агрессивного поведения в будущем. Наиболее часто в качестве биологических детерминант агрессивного поведения называют изменения уровня ГАМК, серотонина и дофамина в мозге (Мальцева М. М., Котов В. П., 1995). Фармакологическое воздействие на агрессивное поведение, в первую очередь, опирается, таким образом, на способность различных препаратов влиять на уровень и соотношение нейромедиаторов. В качестве препаратов первого ряда большинством авторов рекомендуются соли лития (благодаря их влиянию на обмен серотонина) в стандартной дозировке курсами продолжительностью 2 месяца и более. Отмечена способность препаратов лития купировать агрессивное поведение и у пациентов с задержкой умственного развития, и при органическом поражении головного мозга (Sheard M. H. et al., 1976, Craft M. et al., 1987). Альтернативой солям лития могут выступать нейролептики. В то же время многие авторы отмечают, что эффективность их ниже, чем принято считать. Распространено мнение, что достигаемый приемом нейролептиков положительный эффект является следствием их общей способности к седации, однако по-видимому, основой их эффекта в данном случае все-таки является антидофаминергическая активность и способность блокировать постсинаптические дофаминовые и пресинаптические альфа — адренорецепторы (Дмитриева Т. Б. и др., 1998). Наиболее часто рекомендуются для использования тиоридазин (сонапакс), хлорпромазин (аминазин) и галоперидол. Указывается на эффективность рисперидона (рисполепта) в суточной дозе 1,5-2,5 мг., применявшегося в течение 7-10 дней, особенно у больных с признаками интеллектуальной недостаточности различной этиологии (Jeanblanc W., Davis Y. B., 1995). Имеются многочисленные работы, указывающие на успешное использование перициазина (неулептила), клозапина (лепонекса) в индивидуально подобранных дозах (Weinstein C. S. et al., 1993, Кернберг О. Ф., 1998). К препаратам второго ряда, эффективным при агрессивном поведении при расстройствах личности относят бензодиазепины, и в первую очередь — лоразепам в дозах 1,5-3 мг. в сутки при пероральном и 1-2 мг. в сутки — при парентеральном приеме (Greenblatt D. J. et al., 1977, Salzman C. et al., 1991). При органических расстройствах выявлена высокая эффективность пропранолола (60-1240 мг. в сутки), однако его использование сильно ограничивается побочными эффектами (Greendyke R. M. et al., 1987). Имеются указания на эффективность других бета-блокаторов, в частности — пиндолола (40-60 мг. в сутки) и метопролола, как в качестве монотерапии, так и в сочетании с другими препаратами (Mattes J. A., 1985, Ggeendyke R. M., Kanter D. R., 1986). Ряд исследователей отмечают высокую эффективность бушпирона (Ratey J. J. et al., 1991, Stanislav S. W. et al., 1994), многие отмечают высокую эффективность карбамазепина в дозировках 600 мг. в сутки при агрессии, как в рамках шизофрении и эпилепсии, так и при расстройствах личности (Lewin J., Sumners D., 1992). К препаратам третьего ряда относят клонидин (150-400 мкг. в сутки), вальпроат натрия, трициклические антидепрессанты и триптофан. В литературе имеются единичные сообщения об их эффективности при агрессивном поведении. Рекомендуемые дозировки для этих препаратов не выработаны (Kemph J.P. et al., 1993, S. Bazire, 1997). Большинство исследователей, как это показали в своем обзоре, включающем 106 источников, D. Pabis и S. Stanislav (1996) основывают свои рекомендации на чрезвычайно малом числе клинических наблюдений. Также нередко встречаются противоречивые данные. Многие клинические работы основаны на субъективной регистрации изменений в психическом состоянии пациентов, нигде не оценивается катамнез исследуемых случаев. В ряде случаев авторы рекомендуют использовать эмпирически подобранные комбинации препаратов, указывая на их удачное взаимодействие, но основывая свои выводы не на изменении в поведении, а только на изменении плазменной концентрации действующих агентов (Greendyke R.M., Kanter D.R. , 1987). Сторонники психотерапевтического подхода используют практически все виды групповой психотерапии. Преимущество групповой психотерапии считается доказанным, исходя из предположения, что само участие в работе группы подразумевает социализацию субъекта. По данным различных авторов успешность психотерапии оценивается независимо от применявшихся техник порядка 20-40%, при этом критерии успеха авторы выбирают произвольно. По нашим данным психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с диссоциальными личностными расстройствами должна осуществляться как совокупность социально-профилактических, психокоррекционных и реабилитационных мер. Она должна быть обращена к механизмам психологической защиты, повышения форм позитивной личностной активности, к организации социально-психологической поддержки и направлена на формирование навыков разрешения конфликтов неагрессивным путем, на расширение адаптивных возможностей ребенка и вторичную переработку диссоциальных личностных установок. Эти задачи не могут быть решены средствами краткосрочной психокоррекционной и реабилитационной помощи, так как относятся к необходимости изменения достаточно фиксированных личностных структур. Они также не могут быть решены без выведения ребенка с устойчивыми асоциальными формами поведения из среды, которая поддерживает у него асоциальные механизмы реагирования. Наиболее оптимальным методами и средствами для такой работы располагают в настоящее время работники специальных школ для детей с девиантным поведением Министерства образования РФ. Процесс коррекционно-реабилитационной помощи в этих учреждениях разделяется на следующие этапы:
Указанные этапы представляют единую технологическую цепь психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков с асоциальным поведением. Она осуществляется на принципах междисциплинарного взаимодействия педагогов, школьных психологов, психиатров с психотерапевтической направленностью в своей работе и социальных работников. Личностно-ориентированный комплексный подход позволяет подойти к решению этой проблемы. Эффективность метода.Непрерывная и ступенчатая комплексная коррекционно-реабилитационная работа в условиях специальной школы в течение 2-3 лет дает результаты с эффективностью на уровне 65-70% случаев с отсутствием рецидива правонарушений. Такая эффективность свидетельствует о тяжести проблем коррекции диссоциальных личностных расстройств у детей и подростков-правонарушителей. |