О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Nataliya89

Что может быть не так и как облегчить будущую школьную жизнь?

 Nataliya89: Что может быть не так и как облегчить будущую школьную жизнь?   2019-01-07 21:50:10

Здравствуйте! Моему сыну 5.2.

Беспокоят, прежде всего, истерики по малейшему поводу (чуть что не по его – тряска рук, «захлебывания», прыжки, «бег», валяния на полу) и сложности с занятиями (хотя вроде пока это и не критично, можно «отстать от ребенка», но чувствуется, что в школе мы хлебнем…) Соответственно, возникают вопросы "Что не так?". Или все так? Может быть, что-то можно сделать сейчас, чтобы как-то облегчить будущую школьную жизнь?..

Всего в семье двое детей, консультируемый – старший. К моменту его рождения мне было 24 года. Младшему (ему сейчас 2.9) год назад поставили РАС, через 2 месяца в другом месте поставили шизотипическое расстройство, но по факту может быть и вообще все нормально…

Ребенок от первой беременности. Первая половина беременности с угрозой, гипертонусом, пила дюфастон. Вторая половина с гестозом – отеки, гипертония, протеинурия. Было двойное обвитие пуповины. КС в 40 недель 5 дней по причине преэклампсии. Родился с весом 3690, ростом 53 см. 8/8 по Апгар.

Практически с рождения на искусственном вскармливании, часто (практически после каждого кормления) и долго (месяцев до 8-9) срыгивал, но рос и вес набирал хорошо. Была лактазная недостаточность, со смесью принимал «лактазу бэби».

С месяца невролог в заключении писал синдром мышечной дистонии.Голову пытался держать с рождения, уверенно стал держать месяцам к 1.5-2. Перевороты: на бок – в 3 месяца, со спины на живот – в 5 месяцев, с живота на спину – в 6 месяцев. На животе пополз в 8 месяцев, в этом возрасте получили заключение невролога: «ЗМР, синдром ленивого ребенка». В 8.5 месяцев пополз на четвереньках, тогда же начал вставать на коленях, держась за опору. В 9 месяцев и 4 дня самостоятельно сел, в 9.5 месяцев встал и пошел, держась за опору или за 2 ручки, в 11.5 – за 1 ручку, к году – первые самостоятельные шаги, но уверенная ходьба намного позже – в 1.9 все еще старались ходить за ручку – практически постоянно падал. Сейчас падает часто (дойти до сада метров 250 и ни разу не упасть – это редкость, обычно раза 2-3…), не очень ловкий и довольно неуклюжий +кривляется (балуется и поэтому падает, задевает что-то) +невнимательный (не смотрит, куда идет, пороги не замечает и падает, порой даже если за 5 секунд предупредить…).

Гулить начал с 1.5 месяцев, повторяющиеся слоги появились где-то в полгода, но как-то то больше, то меньше, то появлялись, то исчезали. Первые слова после 1.5 лет. Ставили темповую ЗРР. К 2 годам 4 слова. К 2.5 – 24 слова, в основном лепетные и подражания, первые словосочетания. После словарный запас стал быстро пополняться, но слова были сильно исковерканы, слоги переставлены/заменены/убраны/добавлены. Бывает, говорит цитатами из мультиков, обычно в тему, но дословно и с той же интонацией. Сейчас речь довольно грамотная и богатая, но иногда проскальзывают нарушения слоговой структуры и звукопроизношения. Изредка повторяет окончания слов. К логопеду не ходили, но собираемся.

Эмоции с рождения живые, яркие, богатая мимика. Первая осознанная улыбка в 2.5 месяца, первый настоящий заливистый смех ближе к 4 месяцев. К незнакомым до 1.5-2 лет относился изучающее: внимательно рассматривал, но не улыбался заговорившим с ним и улыбающимся ему. Сейчас дружелюбен, легко знакомится, общается с малознакомыми «по-взрослому», в саду производит впечатление «послушного и рассудительного мальчика». Очень эмоционален: когда что-то интересное ему рассказывает – говорит быстро, аж захлебываясь, мимика очень выразительная, жестикуляция активная, часто при этом трясет руками, подпрыгивает или «бежит на месте». Часто перебивает. Часто выкрикивает бессмысленные наборы слов и смеется.

Отношения с ребятами в группе вроде бы хорошие, но вот сколько я его там видела (на утренниках, например) – всегда идет где-то в конце, танцует на заднем плане, садится на оставшиеся места – в общем, производит впечатление человека, не стремящегося к лидерству. При этом дома и со своими только и слышно: «я первый!», постоянные соревнования с братом (который вообще-то и не собирается соревноваться…), и если когда-то он первым не оказывается – истерика обеспечена.

Спал в младенческом возрасте всю ночь, не просыпаясь. С 10 месяцев и лет до 3-3.5 стал просыпаться по 2-3 раза за ночь. Несколько раз в жизни бывало, что спящим садился, не просыпаясь сидел несколько секунд и ложился обратно.

Более-менее аккуратно кушать стал года в 3.5. Рацион ограничен: долго (где-то до 1.10) ел почти только баночное питание, смесь и растворимую кашу двух вкусов. Сейчас рацион значительно расширился, ест обычную еду, но новое обычно пробует неохотно.

Навыки опрятности освоил в без месяца 3 года: резко сам стал ходить на унитаз, минуя стадию горшка. Одеваться и обуваться научился годам к 4.

В младенческом возрасте предпочитал игрушкам неигровые предметы, вроде коробок от каши. Игрушки часто использовал не по назначению: постучать, погрызть, разбросать. Когда начал ходить – бывало, курсировал от края ковра до кровати и обратно, перекладывая все игрушки то на край ковра с кровати, то наоборот. И так несколько раз. Любил игрушки с кнопками и музыкальные игрушки (и вообще музыку).

Любил в возрасте 1-2.5 лет мультик «Бременские музыканты», хотел смотреть только его и желательно несколько раз в день. Потом в его жизнь пришел общественный транспорт (особенно – паровозики) и до сих пор остается его основным интересом. Мультики про паровозики, игрушки (что подарит Дед Мороз – выбор только между «Сапсаном», «Ласточкой» или еще каким поездом, на мое предложение, что можно и что-то другое попросить, а не поезд – искреннее недоумение и заявление: «ну я не знаю, какие еще могут быть подарки…», хотя конечно же ему не только паровозы дарят…). Практически все игры вокруг железной дороги. Если идем куда-то погулять/что-то посмотреть и он видит трамвай – наверняка трамвай и станет главным впечатлением. Нет, он их видит регулярно и у себя в районе, не то чтобы на другой конец города надо было ехать, чтобы трамвай посмотреть… Но вот елку он не помнит, на которую ездили, а трамвай помнит. Еще 4 мультсериала (кроме тех, что про паровозики) может посмотреть, каждый впускал в свою жизнь со скрипом. Скорее пятидесятый раз одну серию старого посмотрит, чем попробует посмотреть новый. Но мультсериалы может «распробовать» и втянуться («подвинув», наконец, старый), а с отдельными мультиками сложнее. Так и говорит: «Я люблю смотреть мультики, к которым уже привык!»

Долго (до 4 лет) не мог выучить (различать?) цвета. Причем 2-3 кубика разноцветных возьмешь, назовешь, тут же переспрашиваешь «это какой?» или «где желтый?» - не отвечал или отвечал неправильно, даже если ему было «выгодно» и хотелось ответить. Сейчас так же не может выучить цифры и буквы. После 4 лет до 10 как стишок только начал «считать», и то часто путая и пропуская. Сейчас пытается так же «стишком» до 20 «считать», все так же путая и пропуская. На вид сейчас стал узнавать цифры до 5 и некоторые буквы. На вопросы типа: «есть ли в слове аист звук а» не отвечает или отвечает «пальцем в небо», даже если звук подчеркнуть-растянуть.

Обычно не доходит смысл мультика/книги/стиха/песни: если спросить, о чем она – не ответит, на простые конкретные вопросы по тексту (если в тексте есть прямой ответ) – в лучшем случае целую фразу (из песни, например) повторит, скорее – скажет «не помню» или «не знаю». В стихах не чувствует рифмы – не смущает, если что-то переставил местами/заменил/убрал.

Еще некоторые моменты:

Все сказанное воспринимает буквально.

Сам указательный жест использует адекватно, но у других порой игнорирует (ему говоришь: «вон самолет летит/смотри, какая яркая звезда», он возбужденно спрашивает и переспрашивает: «Где, где?!», но не смотрит, куда показываешь).

Много чего боится (типа мух, жуков).

 drLev:    2019-01-08 14:48:38

Добрый день, Наталья!

Сложную задачу вы поставили, но попробуем разобраться.

На переднем плане у ребенка видна органическая патология - беременность с токсикозом, эклампсия, обвитие пуповины не прошли даром. Поэтому на последствия проблем беременности и родов можно списать и мышечную дистонию, и задержку речевого развития, и необычное поведение, включая парадоксальную эмоциональность, и когнитивный дефицит (не доходит смысл мультика, не может выучить буквы и т.д.).

Но меня больше всего беспокоит второй план. Вы написали, что у младшего ребенка РАС, это сильно настораживает меня и в отношении старшего. Во-первых из-за известных рисков рождения детей с РАС в семьях, где уже есть такие дети. Во-вторых, многие симптомы РАС неспецифичны, поэтому страхи (много чего боится), трудности восприятия жестов, когнитивный дефицит (часто наблюдается на выходе из раннего детского психоза), фиксация на паровозах, моторная гиперактивность в определенных ситуациях - все это укладывается в клинику тех же РАС. Тем более, органика имеет свойство смягчать течение эндогенной патологии. Вот вам мои сомнения. Поэтому, чтобы их решить - 1) ребенка надо показать очень грамотному врачу-психиатру, лучше всего - с какой-нибудь кафедры, из какого-нибудь НИИ (не знаю, где вы живете и какое учреждение вам доступно) и 2) действовать в соответствии с его рекомендациями.

 Nataliya89:    2019-01-08 23:44:07

Добрый вечер! Спасибо за ответ. Да, многое из описанного я бы не сочла (собственно, и не считала...) чем-то подозрительным, если бы не диагнозы младшего. Его и сравнить было не с кем, и что определенные моменты могут быть симптомами я не знала. В глаза бросалась только истеричность. Младший странным порой казался, в т.ч. на фоне старшего... Другой. Но вот когда ему диагноз поставили - узнала больше, и вижу, что моментов-то таких (которые многие называют аутичными чертами) много у него. Но аутичности вообще не видно. Гиперактивность видно (но в саду-то норм...) Вообще не производит впечатления странного. Производит впечатление здорового, но порой со сломанными тормазами: то тупит-тормозит, то в разнос идет. Еще есть ощущение, что многие эти моменты - это не "как есть", а "себе на уме". Вот сегодня он мультик смотрел, когда бабушка уходила - она его звала-звала к двери поцеловать - делает вид, что не слышит. Случай не первый, если спросить:"ты что, не слышишь, что тебя бабушка зовет?" - либо начинает улыбаться, но продолжает молчать (типа "ага, не слышу"),либо говорит:"Слышу. Но я же мультик смотрю..." Когда бабушка говорит:" Ну я тогда пойду..." и уходит - он убеждается (поглядывает), что точно уже ушла и дверь закрыта и впадает в истерику с воплем:"Аааа, я не успел сказать "до свидания!" бабушке..."Ну и все в таком духе. Ну то есть вот если младший что-то игнорирует - то видно, что реально на своей волне, не "из вредности", не для "посмотреть реакцию"... А у этого многое продумано.

Мы в Москве. Буду очень благодарна за наводку на такого очень грамотного специалиста, в т.ч. для младшего, поскольку уверенности в правильности диагнозов все равно нет...

 drLev:    2019-01-15 18:28:56

позвоните на досуге - см. контакты, там мобильный

Начать новую темуТолько для Nataliya89: Написать новое сообщение

Добавление нового сообщения

Nataliya89

Что может быть не так и как облегчить будущую школьную жизнь?

Пароль (Password):

Анти-робот тест: Сколько получится: 6 + 9 =

Заголовок

Текст