О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Наталья

Навязчивые состояния? у ребенка 9 лет

 Наталья: Навязчивые состояния? у ребенка 9 лет   2018-08-13 15:17:01

Уважаемый Лев Олегович!Прежде всего хочу поблагодарить Вас за возможность консультироваться дистанционно, за ваше неравнодушие и внимание.

Моему сыну Михаилу сейчас 9 лет. Он третий ребенок в семье, старшим дочерям - 23 и 16. Родила его в 34 года. Беременность протекала без осложнений. Роды срочные, нормальные, сын родился с оценкой по шкале Апгар 8-9 баллов. Болел не часто. С раннего возраста очень активен, подвижен, любопытен. В 4 года катался на 2хколесном велосипеде без подпорок, хорошо запоминал сказки, стихи. Его отличительной особенностью в дошкольном возрасте было то, что Миша никогда не уставал (впрочем, и сейчас он редко жалуется на усталость). Зато засыпал сразу же, как голова касалась подушки. Чрезмерной активностью отличался и в детском саду. Миша - левша.

В 2014г. в связи с началом военных действий на Донбассе мы всей семьей переехали из Донецка в другой город. Пишу это скорее для констатации факта, т.к. мы с мужем переехали вовремя, дети не были свидетелями военных действий. Но сами,в какой-то мере, были некоторое время в "подвешенном" состоянии: жили у сестры в зх-комнатной квартире полгода и лишь потом перебрались на съемную квартиру. В 1-2 классах Миша учился хорошо, зй класс закончил с отличием. В этом году переходит в 4й. Он очень неглупый мальчик, всегда задает вопросы, если что-то непонятно; чутко реагирует на поведение других людей. Его интересует почему люди поступают так или иначе. Хорошо владеет речью, очень ясно излагает свои мысли. Но в то же время легко отвлекается, слышит с третьего раза, у него нет чувства времени.

Первую тревогу стало вызывать выполнение домашнего задания в третьем классе (в 1 и 2 классах не задавали). При первых возникающих трудностях Миша "заводился" (мог со злости начеркать в тетради, швырнуть на пол книги, дневник). С большим трудом я, через какое-то время, успокоив, могла усадить его снова за выполнение домашней работы. Мы списывали это на характер. В школе учитель жаловалась на его поведение - обижал детей, громко проявлял свое раздражение, на замечания не реагировал. Так же вел себя и дома. Друзей ни в школе, ни во дворе у него нет. С февраля этого года стали появляться другие тревожащие моменты - Мишу стала раздражать одежда. Он мог зимой отказаться надеть шарф, в ботинках вытаскивал стельки и ходил без них (говорил, что мешают), раздражал ремень в брюках. В марте на 24 дня ездил в санаторий. По приезду,оказалось, что все 24 дня он ходил в одной и той же одежде. В мае ситуация усугубилась. Процесс сборов в школу превратился в кошмар. Те вещи, в которых вчера ему было удобно, сегодня летали по всей квартире (и все это с криками, со стиснутыми зубами, в диком напряжении). Да, с конца осени мы без особого успеха боремся с плесневым грибком ногтей. В мае Миша на улице сломал руку.

Мы обратились к психологу, надеясь, что это поведенческие проблемы и их можно как-то решить. Работая с психологом, мы обнаружили моменты, на которые не обращали внимания. Примерно лет с шести у Миши были навязчивые движения: сначала он грыз ногти, потом "вздыхал" - делал глубокие вздохи, будто не хватает воздуха, затем водил глазами влево-вправо, и снова грыз ногти. То есть, одно навязчивое движение сменялось другим. Сейчас он не может лечь спать, пока простынь на матрасе не расправлена идеально (без складочек). Одежда по-прежнему раздражает. Процесс надевания трусов, а затем шорт и расстилание постели может "запустить" приступ раздражительности с криками, бросанием вещей (разбивал дистанционки, разбил стекло в двери), хлопаньем дверью. Обычно это начинается буквально с полоборота, доходит до кульминационной стадии (крики и т.д.), потом он сидит в напряжении где-то в тихом месте и постепенно успокаивается. Часто он засыпает после этих "приступов" и спит от 1,5 до 2 часов (если это было днем) или до утра (если - вечером). Эти всплески раздражения тревожат и пугают его самого, обычно, после он просит за них прощение. Были эпизоды аутоагрессии (4 раза) - разбивал себе нос до крови во время таких "приступов".

Психолог направил нас на консультацию к невропатологу, эндокринологу, посоветовал сделать ЭЭГ.

Посетив эндокринолога и сдав анализы, мы выявили, что у сына гипотериоз, что,незначительно, по словам врача, могло влиять на его поведение. Ему назначили прием эутирокса (25мг) на полгода. Сходили к невропатологу, сделали ЭЭГ. По результатам ЭЭГ: "Граничная ЭЭГ. Возможный вариант нормы. Можно говорить о дисфункции на уровне неспецифических мозговых структур вследствие подвышенного уровня функциональной активности. Параксизмальной активности не выявлено." Невропатолог назначила Сонапакс, который на данный момент принимаем уже месяц (0,5 т. утором и 1т. на ночь (250мг), пить еще 3 недели.

С Сонапаксом Миша стал спокойнее, но "настороженное" отношение к одежде осталось. На отдыхе, например, отказался в реке купаться в плавках и все время купался в обычных трусах. Смена шорт с грязных на чистые вызывает напряжение. Простынь, по-прежнему старается расстилать без складочек (заставляем его делать это самостоятельно). Иногда эти действия получается сделать спокойно, особенно если есть стимул (сначала расстели - потом почитаю), иногда нет.

В нашем маленьком городе один детский психоневролог, который обслуживает еще несколько близлежащих городов и ПГТ. Пока мы не можем к нему попасть и очень тревожимся за здоровье своего ребенка. Помогите, пожалуйста, разобраться в каком напрвлении нам двигаться дальше. Нужна ли нашему ребенку помощь психиатра или достаточно работать с психологом? Могут ли эти проблемы со временем пройти сами собой? Слышала, что в таких случаях может помочь врач-остеопат и метод микрополяризации. Лев Олегович, что вы думаете по этому поводу?

С благодарностью, Наталья.

 drLev:    2018-09-05 23:25:34

Доброй ночи, давайте по порядку.

1. Я не знаю, что скрывается под вывеской "остеопат". Этот средневековый термин, восходящий к Гиппократу и его смешению черной желчи и флегмы, увы, как правило, вывеска мошенников. В микрополяризацию я не верю. Я долго распрашивал коллег, что практикуют ее в институте Бехтерева в Петербурге, что же это такое, они раздраженно пожимали плечами и отвечали: "Что тут неясного? Микрополяризация! Гениальное изобретение!" и утверждали, что помогает от всех болезней, попутно предлагая 10% от суммы счета каждого направленного пациента (правда, это было в начале 2000-х, сейчас давно не предлагают, раскрутились).

2. Давайте оценим симптоматику: доминируют навязчивые действия, навязчивые идеи, связанные с ними ритуалы. Больше ничего особенно пугающего вы не описываете. Все навязчивости делятся на две принципиальные категории: в рамках эндогенного расстройства и в рамках невротических состояний. Пока, судя по вашему описанию, больше похоже на второе.

3. Ваш врач - детский психиатр (психоневрологи упразднены много лет назад, нет таких врачей), детский психотерапевт. На данном этапе надо подобрать терапию в виде СИОЗС + легкий нейролептик на несколько месяцев в средних дозах. Параллельно вести психотерапевтическую работу с врачом-психотерапевтом (психолог, простите, не является самостоятельным помогающим специалистом).

Удачи!

 Наталья:    2018-09-06 16:22:13

Очень благодарна Вам за консультацию!

 drLev:    2018-09-13 16:58:06

Удачи, здоровья!

Только для Наталья: Написать новое сообщение

Добавление нового сообщения

Наталья

Навязчивые состояния? у ребенка 9 лет

Пароль (Password):

Анти-робот тест: Сколько получится: 2 + 7 =

Заголовок

Текст