Добрый день, Лев Олегович.
Мальчик 12 лет, 5 месяцев. Ребенок от второй беременности, на момент рождения матери было 26 лет, отцу 32. Первая беременность закончилось рождением ребенка с трисомией по 18 паре хромосом, генетическое обследование родителей патологий не выявило. Беременность Александром протекала нормально, небольшой ранний токсикоз, угроз, гестоза и т.п. не было. Рожден путем КС после самостоятельного излития вод в 39 недель. Вес 3900, рост 53 см. Развитие по возрасту, пошел в 10 месяцев, к году говорил. Речь правильная, но какое то время говорил о себе в женском роде («пошла, взяла…), возможно это связано с тем, что воспитывался большей частью женщинами (бабушкой и мамой). В детский сад пошел с 2-х лет, в саду не нравилось, плакал. Полюбил только лет с 5. До 3.5 лет очень плохо спал ночью, мог просыпаться до 7 раз, с истериками. Сейчас спит всю ночь, спокойно. Дневной сон в раннем возрасте также был очень затруднен: спал только в абсолютной тишине, в идеале на улице, при постоянном катании коляски или качании. Если на улице по какой-то причине просыпался, начинался сильный плач, усыпить заново было не возможно.
После года начались истерики (плач с укладыванием на пол), если что-то происходило не так как он хочет. В том числе на улице. Был случай, когда он лежал и рыдал около часа, потому что хотел идти в одну сторону, а бабушка вела в другую. Отвлечь, успокоить было не возможно.
По результатам НСГ в 3 месяца «желуд. Система не расширена, МПЩ 4.4 мм, скопление жидкости по конвексу до 5 мм».
Результат осмотра невролога в 3 мес.: асимметрия мышечного тонуса с легким гипертонусом в руках. Осмотр невролога в 8 мес.: с-м гиперактивности, нарушения сна. Выписан пантогам, Эдас 306. Осмотр невролога в 2г. 4мес. (после начала посещения детского сада): синдром гипервозбудимости (выписаны Пантогам + Эдас 111). Уже в 2.4 на любое предложение сразу (не думая) отвечает «НЕТ». Это продолжается и сейчас.
При езде в автомобиле несколько раз укачивало до рвоты.
Эпизодов снохождения не было, сноговорение бывает до сих пор.
Речь развивалась без особенностей, правильная, развернутая, четкая. Не выговаривал звуки «Р» и «Л». Помогли занятия с логопедом в детском саду. На необычные видения, голоса и т.п. никогда не жаловался. В дошкольном возрасте любил собирать пазлы, рисовать и лепить. В детском саду контакт с одногруппниками был нормальный, были друзья.
До примерно 8 лет было каломазание. Причины так и не нашли, обследовались и у невролога и у гастроэнтеролога. Вероятнее всего, причина в несвоевременном опорожнении кишечника. Долго приучали к тому, что в туалет нужно ходить ежедневно. До сих пор о необходимости чистить зубы, принимать душ и т.п. нужно постоянно напоминать.
Когда Александру было 4 года, у нас родился еще один сын, через 3 года – дочь. Рождение еще одного ребенка, похоже, нанесло ему психологическую травму. По крайней мере, работавший с ним в детском саду психолог, обращала наше внимание на это. На занятиях Саша представлял, что мама, папа и младший братик это одна семья, он с бабушкой – другая. Хотя мы делали все, чтобы такого «деления» в его голове не возникло. Рождение сестры он воспринял более спокойно.
Из «узких» специалистов Саша наблюдается регулярно у эндокринолога в связи с некоторым увеличением ЩЖ. При этом гормоны ЩЗ в норме. Вероятнее всего, это наследственное, у мамы такое же увеличение.
С 4 лет не оставляли попытки отдать Сашу в спортивную секцию. Начали с тхеквондо. В начале он ходил, но к середине октября начинались проблемы, он постепенно переставал ходить, заставить его или уговорить было невозможно. На вопрос «Почему» ответ всегда один: «Не хочу» (без объяснений). За это время мы начали и закончили 3 разных школы тхеквондо, бассейн, баскетбол, начальную военную подготовку и даже пейнтбол. Весной 2018 года он бросил и английский, на который ходил с 6 лет.
В начальную школу Саша ходил в целом нормально, приступ «не пойду в школу» был один раз во 2 классе. Папа тогда его отнес в школу (она у нас во дворе). В самой школе уже истерики не было, спокойно учился. Мышление техническое, больший интерес вызывают точные науки: математика, информатика. Легко давался английский. В начальной школе учился на 4 и 5, преимущественно 5, был на хорошем счету у преподавателя, домашние задания выполнял.
При переходе в 5 класс начались серьезные проблемы в обучении. Домашние задания выполнял только по русскому языку и математике. Ни по одному устному предмету домашние задания не делал, в т.ч. по иностранному языку. Это естественно тут же сказалось на оценках, появилась куча двоек по всем предметам, кроме математики. Интерес к школе видимо пропал совсем. Поэтому в начале апреля 2018 (конец 5 класса), Саша перестал ходить в школу. Совсем. Уговоры, разговоры, объяснения, угрозы перевода в коррекционную школу и оставления на 2 год в 5 классе ни к чему не привели. Подключили внешнего психолога. После нескольких сеансов общения с ней, Саша в середине мая в школу вернулся и учебный год завершил. Во время самостоятельных уговоров идти в школу (до психолога) мы забрали у него гаджеты (телефон и ноутбук), т.к. считаем, что его увлечение играми уже чрезмерно. По совету психолога все отдали. Все школьные каникулы Саша провел играя. Гулять практически не ходил.
После начала нового учебного года в школу он ходил только в сентябре и в октябре до 6 числа (начала каникул). После каникул он вышел на 3 дня и с тех пор школу не посещает. Домашние задания тоже не делает.
Не держит обещаний в части пойти в школу, если все вернуть все гаджеты.
Гаджеты у него опять забрали. Агрессивен в отстаивании своего права на них. Во всех проблемах и ситуациях винит кого угодно, но не себя. Ответственность за свои поступки не несет.
Вероятно, на его состояние серьезное давление оказал переход лучшего друга в другую школу в середине 5 класса. При этом друг как жил в соседнем практически доме, так и живет, но никаких попыток продолжить общение после смены школы Саша не предпринимал. Равно как и попыток общаться вне школы с другими одноклассниками. Уверяет, что их телефонов у него нет. Если за ним заходят гулять после школы – в 99% случаев не идет, даже не подходит к домофону.
Гулять не ходит, наверно боязнь общаться с другими людьми, если предложить что-нибудь купить самостоятельно – вероятность 70% что скажет что ему не надо, в отличие от брата.
Третирует брата, звуками, плохими словами, а так же любит занимать его пространство (комнату) когда брат хочет побыть один. Все это доходит до драк.
Сестру практически не дразнит, наверно боится, так как ее опекают все взрослые.
Бывают всплески положительных эмоций. Он радушно относится к брату и сестре, но если что-то пошло не по его сценарию, который он выстроил, начинаются крики, обиды, может дойти до драки. Так же может неожиданно, когда не ждут, оказать помощь по дому. Но это скорее исключение. Никакие домашние обязанности (кормление кота, уборка за котом или в своей комнате) у него не «прижились». Максимум через неделю он просто перестает это делать, без объяснения причин.
Младшие дети летом с удовольствием едут на дачу на все лето, Саша хочет быть дома, не выходить на улицу, и играть в ноутбук, и смотреть You Tube. Предлагалось заняться программированием – отказался.
Любимые выражения «Скучно», «И», «Не хочу». Причину отказа от чего-либо не может объяснить, ложится на кровать, накрывается и начинает плакать, иногда бить головой об шкаф (не сильно, более показательно).
За последний год (когда начались проблемы с посещением) школы посетили невролога, сделали ЭЭГ. По ЭЭГ – без особенностей, невролог отправил к психиатру, психиатр к психологу. Психолог похоже тоже не помогает. Круг замкнулся.
Школьный психолог предлагает выйти на ЦМППК и перейти на надомное обучение. Я сомневаюсь в целесообразности этого решения. Возможно, оно решит вопрос пробелов в образовании, но усугубит проблемы в общении. Он вообще перестанет выходить из дома. Отец предлагает прямо противоположное решение – перевести его в школу-интернат (на пятидневку).
Честно говоря, мы уже просто в отчаянии, вся семья крутится вокруг Саши, улучшений нет.
Лев Олегович, посоветуйте, пожалуйста, хотя бы направление в котором двигаться? Психиатрия, психотерапия, психология…. |
Добрый день, Мария!
Куда двигаться, мне, не видя ребенка, вам сказать трудно. Маршрут будет, вероятно, не ровный... Мне было бы проще, если бы вы процитировали заключения специалистов - невролога, психиатра, психолога. Ведь вы у них были, они ребенка видели.
Буду исходить из своих предположений (могу ошибаться, они основаны только на впечатлениях от вашего описания). У юноши, вероятнее всего остаточная органическая церебральная патология, осложнившаяся воспитанием в условиях гиперопеки, а сейчас - зависимостью от интернет и гаджетов. Периодически, когда вы их отбираете, идет абстиненция (ломка, похмелье). В связи с деформацией личности (а это неизбежно при зависимости) такая часть жизни, как школа, утратила значение.
Если я прав (еще раз подчеркиваю, ребенка я не видел) то вам сначала к психиатру (точная диагностика, оценка аффективного состояния, исключение суицидального риска, назначение медикаментозной терапии), а потом к психотерапевту (лечение зависимости - долго, трудно... почитайте на досуге здесь на сайте, как это делаю я, начните, например, тут http://www.drlev.ru/blog.php?a=1&p=347). От психолога потребуется только заключение по экспериментально-психологическому исследованию. Психолог не является самостоятельным помогающим специалистом. |