О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Алексей

Тренер унижает ребенка. Могут ли быть последствия?

 Алексей: Тренер унижает ребенка. Могут ли быть последствия?   2014-09-15 20:07:51

Здравствуйте, доктор!

Мы отдали мальчика 7 лет в секцию Тхэквондо. Занятие длится 1 час 15 минут. В течение этого времени детям запрещено выходить в туалет, и также запрещено пить. Причем, если ребенок просит отпустить в туалет или просит попить, от тренера в ответ слышишься не просто отказ, а слышится длинная тирада минут на пять, в обоих случаях одинаковая: "А пописить ты не хочешь, а покакать ты не хочешь, а памперс ты одел, а памперс поменял и.т.д.?" Все это делается под громкий смех остальных 28 детей. Так было с несколькими разными детьми по 4 раза за тренировку на протяжении 3 дней, что мы ходили. Речь тренера каждый раз была одинаковая, реакция детей - тоже. Мне это напоминало унижение ребенка перед большой аудиторией, еще и на почве естественных физиологических потребностей.

Вопрос: Может ли подобная речь тренера, а точнее - привлечение внимание всей аудитории к физиологическим потребностям одного ребенка и создания вокруг этого какой-то неадекватной унизительной ситуации, может ли это создать ребенку какой-нибудь комплекс на всю жизнь? Может быть, лучше не ходить к такому тренеру? Какие могут быть опасные последствия данного поведения тренера?

 drLev:    2014-09-16 09:20:27

Доброе утро!

Все реакции детей на такое поведение тренера (на мой взгляд, нелепое, но может быть, это особенность обучения в их школе? я не знаток восточных единоборств, и не могу исключить, что тренер таким образом проводит свою воспитательную линию, по аналогии с тем, как проводят ее сержанты, заставляя новобранцев чистить зубной щеткой сапоги) можно условно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные реакции (чувство обиды, злость, снижение настроения, работоспособности, гнев и т.д.) носят преходящий характер, могут быть разной степени выраженности в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, и, как правило, забываются через несколько дней. Никаких негативных последствий на будущее состояние психического здоровья они не оказывают, как не оказывает синяк под глазом, полученный в детстве, своих последствий на свадебную фотографию.

Долгосрочные реакции, которые носят по сути невротический характер, являются следствием а) хронического психотравмирующего воздействия; б) индивидуального снижения порога устойчивости к стрессовому воздействию; в) внешнего воздействия окружающей среды, осуществляющей закрепление невротических реакций. Ни одна невротическая реакция не длится всю жизнь, но вполне может длиться несколько лет, а потом (при неудачном стечении обстоятельств) быть причиной личностной трансформации, которая уже практически становится неизгладимой, приобретая свойства характерологической особенности.

Как, на мой взгляд, следует поступить. 1) Вечером после тренировки спросите сына, нравится ли ему заниматься в секции. Независимо от ответа да или нет, спросите, почему нравится или почему не нравится. Не подсказывайте ребенку ответ! Просто внимательно слушайте, задавайте нейтральные вопросы - как проходит занятие, что научился делать, не устает ли сын и т.д. 2) Если в ходе 15-минутной беседы ребенок ничего не скажет про нелепые шутки тренера, значит для него эта тема просто не актуальна и поводов для беспокойства нет. Если тема прозвучит нейтрально, спросите, не обиделся ли он на тренера за глупую шутку. Если нет, или сначала обиделся, а потом забыл, значит снова все в порядке. 3) Если тема звучит остро, если чувство обиды до вечера не пропало, если ребенок вспоминает об этом эпизоде с раздражением и злостью - значит мы имеем краткосрочную реакцию. Тогда вывод простой: либо вы просите тренера так больше не говорить (и остаетесь уверены в том, что подобного действительно не повторится, и даете понять сыну, что его больше не обидят, потому что вы его защитили), либо просто перестаете водить ребенка в секцию. В любом случае надо обеспечить ребенку компенсирующее замещение: это должна быть какая-то сложная ситуация, с которой ребенок с блеском справится (чтобы все прошло по плану, вы должны стать на время режиссером) - поход, соревнования, постройка скворечника или собачьей конуры, заплыв через речку на противоположный берег (словом, что-то такое, совершив которое юноша может собой гордиться). Ни в коем случае не покупайте в утешение игрушек и т.д. - иначе вы закрепите негативное реагирование, т.к. ребенок научится извлекать из него выгоду.

Удачи!