Здравствуйте, Лев Олегович!
Мальчик 10 лет, трудный ребенок, с 3 лет.
Трудно уговорить что либо делать: если зову выйти гулять – занимается чем угодно но не идет, когда выйдет, с удовольствием гуляет, потом домой не загонишь. . В гостях разыграется если, то не утащишь домой. Приучала с трудом к приему лекарств, высмаркиванию, полосканию горла, чистить зубы, умываться, переодеться, пристегиваться в машине. Но приучился, теперь проблем нет, легко делает.
Часто на предложение заняться чем-то отказ, а если не спрашивать, а просто начать деятельность, то соглашается. Так же с занятиями в секции: не пойду первая реакция, а когда приходим, то заинтересовывается и занимается. Но быстро бросает занятия, пока не было особых успехов. Но любит в бадминтон играть. Это единственное в чем сам проявил настойчивость научиться, теперь играет хорошо, если позову играть то всегда соглашается.
Истерики если что не по его. Любит устанавливать свои правила в играх. Но так не всегда, может и согласиться, особенно с друзьями более лоялен. Учила не настаивать и злиться, а предлагать выбор и договариваться, сейчас получается, конфликтов с ребятами нет. Раньше не любил проигрывать, кричал и злился, постепенно приучала принимать проигрыш, сейчас спокойно воспринимает, но хочет еще отыграться.
С ним часто срабатывает способ сразу не отказывать, а проявить понимание, расспросить, обсудить желание и предложить решение другое.
Пример: утром надо в садик, а он достает шахматы и расставляет фигуры. Если жестко отобрать и заставить идти, то будет истерика с криками и сопротивлением. Помогая расставить фигуры, сказала что тоже хочу поиграть, но как же быть ведь игра долгая, а надо идти. Тогда сам предложил что только расставим, а сыграем после садика.
Ребенок всегда трудно переключается с одного дела на другое, приходится несколько раз напомнить. Иногда, если разыгрался, возбудимость повышается и ему трудно остановиться в игре. Другие дети уже не носятся, не балуются, а он все продолжает, от этого помогает переключить на что-то другое.
Ребенок всегда был упрямый и настойчивый и непоседливый. Были истерики в 3 года с валянием на полу в магазине, на земле, это прошло с помощью игнорирования. Но упрямым и настойчивым так и остался. На остановках, в очереди спокойно не стоял, скакал и баловался, приходилось занимать чем-то: какими-то играми, загадками. Не любил ждать в очереди в поликлинике, бегал, играл в прятки и заводил других детей. Он очень общительный с детьми любого возраста, со взрослыми общается на вы. Взрослых стесняется до сих пор, иногда может не поздороваться, стесняется в магазине сам купить что-то. Но если продавец доброжелателен и разговорчив, то не боится и покупает и общается спокойно. Очень эмоциональный, любит праздники. К садику привыкал долго, т.к. очень привязан к маме, я постоянно играла с ним, занималась, ему было не скучно. С началом посещения садика часто начал болеть ОРВИ. Когда стал меньше болеть, сдружился с детьми в саду и с удовольствием ходить стал.
Еще лет в 5-6 не терпел указания на неправильный поступок: если не так поступил ,то объяснение что надо было так и так поступить, приводили его в слезы, говорил: «Давай заново». Объяснения что не всегда можно исправить то что сделано, не воспринимал. Сейчас с этим легче стало, стал понимать и связывать причину и следствие.
В саду вел себя хорошо, слушался, занимался хорошо, но бывало отвлекался , баловался. Даже когда отвлекался, то слышал и усваивал легко то, что говорит воспитатель. С детьми отношения отличные, всегда готов позвать домой в гости.
С ребятами любит быть лидером, придумывает игры, раздает роли, мирит других чтоб не ругались. Еще любит чувствовать себя значимым, учить других: когда учил ребят играть в бадминтон, или запускать самолет и тп, то очень хорошо объясняет, подбадривает как тренер, следит за очередностью и справедливостью. Очень спокоен и доброжелателен. Зато когда играет с кем-то из них, у них не получается подача, то он может насмехаться и демонстративно делать вид что засыпает, ожидая подачи.
После 3 лет иногда (раз в год или в полгода) бывали сильные истерики с криками, вырываниями и потом задыхался- если резко оборвали то, что он хотел делать, или ругали сильно. В 6 лет 8 мес. лет упал на асфальт назад, затылком. Сотрясения не было, но на следующий день болела голова сильно. Невролог лечения не назначила.
Ухудшение в поведении около 7 лет произошло. На запреты мог не среагировать, истерика усиливалась, чем больше ругаешь. Бабушка с дедом ежедневно ругали и стыдили его, в результате стал бить себя по голове и кричать: "Я дурной". Когда им объяснила что нельзя его называть плохим, надо, осуждать поступки, а не ребенка, то это прошло.
Потом началась реакция на запреты: бежал к окну и говорил: что выбросится из окна. Объяснила последствия, поговорила с ним, перестал так делать.
Обострилась чувствительность кожная, как раз при переходе на зимнюю одежду. Он не любит неудобную неприятную или колючую одежду, как и я. Но стал при одевании чувствительнее к шапке колючей, стал рукава кофты вытягивать из куртки, чтоб не собирались складки, носки натягивать выше, очень раздражался. Потом как выйдет на улицу, то уже ничего не мешало, успокаивался.
Пошли в поликлинику сдать соскоб- не хотел, насильно пришлось, потом истерика, плакал, трясся минут 10. Так же при попытке сделать УЗДГ- кричал: не давите, начал задыхаться. Раньше все процедуры делал нормально, боялся только уколов и кровь сдавать, но и то не было таких реакций. Ухудшение поведения – несколько дней истерики несколько раз в день, всем недоволен, по любому поводу дома, по дороге в сад, в садике только при мне. Как только я уходила, говорили- нормально вел себя, как всегда, веселый и общительный. Воспитатели предположили что он мной манипулирует просто.
Диагноз от психиатра- расстройство эмоций и поведения, назначила тиаприд и церепро, потом сонапакс и мексидол. Январь- Начали с церепро, в этот же день стало лучше, ушла повышенная кожная чувствительность, недовольство ушло, настроение улучшилось, стал довольный веселый ребенок. В саду удивились- стал спать днем, чего не было. Стал собраннее и внимательнее на занятиях. Когда добавили тиаприд, то первое время стал более понладистым. Закончили пить весной курс назначенный, пошел в школу в 7лет 8 мес. В августе перед школой прошел курс БОС терапии, сенсорную комнату. Все было хорошо, школа нравится, уроки делал без проблем, но потом сразу просил комп. игры.
В конце 1 четверти ОРВИ с t39. Во время болезни покладистый, не истеричный ребенок был. После- два дня истерики постоянные, к криками и швырянием вещей, раздражение повышенное. Прошло, но в школе начались прописи, тут уже стал психовать что не получается писать, хотя раньще письмо было любимым. Сказал как-то что хотел бы чтоб все получалось.
В ответ на запреты швыряет вещи, злая гримаса, Сдерживаю, обнимаю, успокаивается. Появилась зависимость от компьютерных игр. Сейчас если запрещаю что то или с раздражением говорю, то идет к двери: «Я ухожу, ты меня не любишь, я тебе мешаю» Демонстративно, чтоб я видела и слышала.
Ребенок один, от первой беременности, родила в 31 год. Наследственной семейной патологии нет. С психическими заболеваниями насколько я знаю нет.
У меня анемия. При обследовании причина не выяснена, предположительно из-за обильных менструаций с коротким циклом. Во время беременности гемоглобин повысился до нижней границы нормы, чувствовала себя отлично. Миома матки. Беременность естественная планируемая, принимала заранее витамины, фолиевую кислоту. На 6 неделе была угроза прерывания, принимала дюфастон до 12 недель. Токсикоза не было, отеков тоже. Сильный стресс на 8 месяце беременности. Небольшой тонус, ставили капельницы, а при уколах актовегина парадоксальная реакция у меня- сильная усталость и слабость, отменили.
УЗИ 20 нед.:Количество околоплодных вод нормальное, однородные. Тонус миометрия нормальный. Плацента низко расположена, на передней стенке. Прибавка в весе 14 кг. Роды плановое кесарево, у меня высокая ст. миопии с отслойкой сетчатки. Обвития не было. Ребенок 8/9 по Апгар, закричал сразу. Рост 50, вес 3160.
Была кривошея, но быстро прошла, массаж и выкладывали на другой бок. Гипертонус мышц спины. Когда плакал - закатывался, дрожал подбородок, синел носогубный треугольник. Когда купали, то сначала при купании орал. Когда поняла, что нужно очень медленно в воду опускать, полюбил купаться.
Переворачиваться со спины на живот стал в 4 мес. Самостоятельно сел в 7 мес. У ортопеда было подозрение на некроз головки бедренной кости из-за снижения показателей кровоснабжения по УЗДГ сосудов, сказал как можно дольше не давать ходить. Ползать можно, а как только вставал на ноги, брали его на руки. Электрофорез, массаж поясничного отдела. Ползал с 8 мес, но ножку правую держал вбок. Пошел в 1г.1 мес. Диагноз не подтвердился, ядра сформировались. Прививки до года не делали, только в роддоме БЦЖ.
Заключение НСГ в 2 мес: Последствия перенесенного ПВК II степени S в виде хориоидальной псевдокисты. Легкая ассиметрия S затылочного рога бокового желудочка. По данным УЗДГ-вазоспазм в задней черепной ямке.
НСГ в 5, 5 мес: Легкое перивентрикулярное уплотнение мозговой ткани, результат ПВ-ишемии. Легкая дипитация боковых желудочков.
Лечение не принимал, невролог в областной больнице сказала ребенок здоров, а киста исчезнет сама.
ЭЭГ 7 лет: Признаки умеренных общемозговых изменений биоритмики гол. мозга. Эл.активность дезорганизована, гиперсинхронна. Альфа-ритм-зональные различия снижены. Очаговые изменения не выявлены, эпиактивности нет.
УЗДГ сосудов гол мозга и шеи в 7 лет: Извитость позвоночных артерий в костных каналах с обеих сторон. (Не смогли доделать исследование, из-за повышенной чувствительности как раз, после ноотропов такой реакции уже не было, делали все нормально, даже манту в школе спокойно).
УЗИ щит.жел. 11.11.19 -без патологии
Рентгенограмма 23.10.19 -деформирующий сплондиартроз в сегментах с4-с6. Деформирующий артроз атланто-осевого сустава. признаки нестабильности тел С2-С3 шейных позвонков.
ДСЭА25.10.19-эхо признаки экстравазального воздействия на правую ПА в сегменте V2, гемодинамически значимого.
ЭЭГ 02.06.20 В 9 лет. На фоне умеренных диффузных изменений БЭА(умеренной дезорганизации основного коркового ритма(10-11гц), повышенным присутствием тетта-диапазонав фоновой записи и дельта-ритма при нагрузках).Функцион. нагрузки усиливают синхронизацию ритма в вде усиления имплитудных хпрактеристикв виде пароксизмальных разрядов теттаи дельта диапазонаи единичных разрядов высокоамплит.острых волн генерализованного характера на 2 минуте форс. дыхания, что можно расценить как признаки раздражения глубинныхотделов мозга со снижением порога судорожной активности. По окончании нагрузок-медленное возвращение к фоновой записи. Очага эпиактивности не выявлено. Межполушарной ассиметрии нет.
Диагноз невролога: психовегетативный синдром, синдром гипервозбудимости. Расстройства вегетативной автономной нервной системы.
На прогулках после года в коляске смотрел по сторонам, любопытно было все. Чтобы уснул, приходилось в коляске только кочкам возить, хорошо засыпал под тряску. Грудное вскармливание прекратила в 1г8 мес., после этого стало труднее укладывать спать. Вечером перед сном возбуждение, бег, прыжки по кровати, смех. Это прошло, сейчас хорошо укладывается с книжкой, аудиосказкой.
В 2г 4 мес уже все говорил. В 3 года речь правильная, падежи, предлоги. Любил играть с детьми. Играл во все. Подвижные игры, мяч, копать сне, г песок, строить дороги, крепости. Игры сюжетные. Со взрослыми тоже, ролевые игры с 2 лет. Если играл с ребенком таким же гиперактивным, то играли шумно, орали, толкались, дрались, потом обнимались. Если со спокойным ребнком, то играл спокойно. Лет с 7 стал говорить что нравится играть больше со спокойными друзьями.
Одеваться сам научился в садике, дома ленился и вообще убегал когда собирались на прогулку, приходилось ловить. Вообще такая картина была характерна после 3 лет- сам не одевается, сидит или с кем-то балуется. А если помогать одевать, то орет я сам. Это с родными. В саду хорошо и быстро одевался раздевался. Есть тоже мог, но ленился, в саду сначала заставлял кормить его, потом сам стал. С пуговицами трудно, с мелкими. Шнурки научился завязывать с трудом.
В 4 года переболел мононуклеозом. Спит в отдельной комнате, темноты не боится, остается ненадолго с 6 лет один дома спокойно.
Легко учился цветам, буквам, цифрам, все в игровой форме, и из-за неусидчивости понемногу, минут по 3-5 занимались, постепено время увеличивалось. Любил книги рассматривать вместе со взрослым, когда читали. Рисовать не любил до 3 лет, редко сам, если только со мной. В садике много рисовали, научился и рисовать, аккуратно стал раскрашивать. Гордился рисунками, переживал если на выставку не попал рисунок. Легко выучил понятия сегодня, вчера, послезавтра и тд. Отлично знает право-лево, не путает.Писать и читать начал после 5 лет. Считать раньше, любил считать деньги в настольных играх. В 6-7 лет писал буквы и цифры часто в зеркальном отображении, это прошло.
В 5 лет постоянно поправлял в паху, прошло само. В 6-7 лет грыз ногти, тоже само прошло, потом ковырял носу.
Трудно приучался к самообслуживанию дома, а в саду проблем не было вообще. Я когда это поняла, стала постепенно приучать и расширять зону самостоятельности. Постепенно приучаю говорю я занята , сделай сам. (бутерброд, какао, убрать посуду, пропылесосить и тд) Прошу помощи в уборке, иногда сам спрашивает: мам, чем тебе помочь. Сейчас на приеме золофта заметила, может с удовольствем выполнить то, что я и не просила. Бабушки дедушки балуют, все за него делают.
В 6 лет стал часто бегать в туалет днем, в садике во время тихого часа, сделали ему замечание, что уже большой хватит в туалет ходить!! После этого на улицу только выйдет, сразу в туалет хотел, и так часто. Поставили нейрогенный мочевой пузырь, прошло через 1 месяц после того как в садике положили на нижнюю полку спать и разрешили вставать в туалет не отпрашиваясь и перестали на этом внимание заострять.
В садике воспитатели довольны им были, быстро справлялся с заданиями на занятиях. В школу утром в первом классе шел без настроения, иногда плакал. В первом классе замечаний в школе было мало, в основном на физ-ре, так как не слушал учителя, баловался, махал скакалкой, скачет с такими же гиперными ребятами. Домашние задания редко садился делать сам, даже если по догоге домой хочет сделать быстро, то приходя домой, никак не сядет, заставляю. Устные предметы легко и с удовольствием учит, стихи наизусть любит, перессказ по чтению. Устно решит задачу сходу, а вот написать- два слова написал, устал, сполз со стула, убежал попить , кота ловить, играть и т.д Опять усаживаю, с усилиями и мотивацией всякой, но написать уроки растягивается процесс на полдня.Иногда говорит не мешай, я сам перепишу, через полчаса захожу- написано одно слово, играет с чем-то. Сентябрь-октябрь на уроках лучше работает, пишет. С октября перестает писать, ждет каникул, почерк корявый становится. Иногда лежит на парте. Если спросят- отвечает хорошо, к доске выходит. Сам редко тянет руку, спрашивала почему- говорит все равно меня не спросят. В первом классе пил рисполепт с декабря 2018г -1 мг в сут. Сначала сонливость, спал на уроках, потом стал собраннее, раздражительность уменьшилась и улучшилось настроение. Пил рисполепт по апрель 2019, отменили так как набрал очень вес, грудь прямо выросла. Назначен тералиджен, результата не было, на раздражительность не действовал.
Во втором классе- назначен психиатром феварин. Стал утром хорошо собираться, быстро, настроение лучше. С началом карантина в марте 2020 добавлена страттера 18 мг. Стало легче писать, мог сразу все упражнение написать, дистанционные уроки нравились, занимался. Но истерики ОЧЕНЬ усилились, сидел дома, гуляли мало, много компьютера. Страттеру отменили с началом лета. Истерики продолжались: из за компьютера, из-за того что не дала что вкусное, когда заставляла что-то. Начинал бросать подушки, постель, книжки, кричать. Если строго говорила то хотел уйти, закрывала дверь на ключ, он барабанил в дверь. Приходилось удерживать силой. Орал: ты не мама, ты злая. Если я не выдержав орала на него, то прятался под стол или в угол, или на полу изгибался как в судорогах. В моменты истерики иногда перестает нормально говорить, рычит или хрипит неразборчиво. Иногда синеет носогубный треугольник. Умывание холодной водой в такие моменты делает еще хуже, истерика ухудшается. Невролог сказала, это может быть, из-за гипервентиляции, судя по его ЭЭГ.Прекращалось когда я проявляла сочувствие и говорила добрым голосом, обнимала. Иногда засыпал после. Феварин бросили пить постепенно ( все лекартсва постепенно отменяли), назначена микстура с цитралью неврологом, и постепенно уже через месяц таких истерик не стало, 5-10 минут повозмущается, спокойнее, можно говорить, и он слышит и высказывает словами возмущение . Стал чаще говорить на замечания и предложения: хорошо, давай. С ограничением компьютера оказалось легко, установила автоотключение через 2 часа. Теперь не орет, спокойно. Правда иногда просит разрешить больше 2 часов, но иногда вообще забывает, может и без компьютера быть.Любит настольные игры. Проблема в том, что когда он один, я на работе, он не читает сам, редко раскрашивает, занять себя сложно. Поэтому компьютер и телевизор любит. Но до 2 лет вообще телевизор не включала, потом мультики 20 минут в день. После 4 лет появился планшет ( купили в поездку, т.к. гонялся в проходе вагона, и в поезд приходилось кучу книг и игрушек брать). Сейчас много смотрит телевизор и скачивает мультфильмы и фильмы в интернете.
Лечение от невролога курсами постоянно: фенибут, пантогам, глиатилин, пикамилон, мексидол. Фенибут хорошо сейчас, успокаивает немного, а в 4 года пробовали- возбудимость повышалась, отменили через неделю.
В 3 классе стали больше в школе писать, в октябре опять перестал почти писать в классе, ничего не усваивает на уроках, объясняю сама дома, хоть лежа на полу, хоть на четвереньках- все понимает. А вот письменные предметы с трудом. Устно мне диктует как решать и писать, я пишу карандашом. Потом ему легче обвести написанное. Иногда может и написать, например друг позвонил, сказал давай вместе делать уроки, с радостью сел сам и сделал часть уроков, не все конечно написал. Любит задания где не надо писать, надо подчеркнуть, выбрать вариант, типа тестов. Классную работу почти не пишет, а контрольные любит, но стал писать на 2 или 3 , не успевает за урок решить все задания, и ошибки делает по невнимательности. Если писал дома, то минимум час на контрольную, и то с моими напоминаниями не отвлекаться (тогда 4 оценка, ошибки невнимательности).
Пробовала жетонную систему, работала плохо, неделю или две. Может я неправильно что-то делала, но он мог сказать и не надо мне ничего, или наоборот, требовал награду, хотя не выполнено условие. Без системы даже лучше иногда соглашается, просто на похвале и добром слове и просьбе. Вообще ребенок очень требователен к вниманию, один играть никогда не хотел, приучала понемногу, занималась своими делами и подбегала к нему, разговаривала постоянно. Сейчас именно внимание и совместную игру использую как поощрение. Но он привык что я в его доступности, очень требователен, приходится приучать ждать и терпеть.
На уроках на замечания реагирует: может помять тетради, бросить ручку, сломать карандаш, иногда залезает под парту, чтоб успокоиться, так говорит. Говорит чувствую себя плохим. Рисовали с ним эмоции что под этим "я плохой"- нарисовал возмущение, разочарование, обиду, страх, злость.
Причем никогда своими истериками он не добивается своего. Если начал орать и злиться, то я знаю что уже не получит своего, готова к долгой истерике. Приучаю не орать сразу, а вежливо говорить и договариваться. Но это ему сложно иногда. И не пойму, когда спокойно будет, а когда его замкнет, и он взорвется. Иногда в магазине если не покупаю что-то (мелкое, типа киндер), может разозлиться, даже уже выйдя из магазина, отойти от меня, топать, кричать отойди от меня. Не замечает что вокруг люди, я спрашивала потом. Сделала эксперимент, вернулись и я, злясь, купила то, что хотел, все равно злился, сказал что ТАК ему не надо, что лучше б не покупала, чем злилась на него. Успокоился, когда я перестала злиться и обняла его. Успокоившись, говорит что в такие моменты не хочет чтоб я уходила, прогоняет меня от злости, и ему совсем плохо если я отхожу, разозлившись.
Очень хорошо считывает эмоции мои, даже если я в маске, по глазам понимает что я улыбаюсь. Видит, когда я сержусь молча. Иногда на замечание может злиться, обижаться сильно, говорит: Я уйду тогда, я тебе не нужен. Иногда спокойно говорит: Мам мне обидно. Но говорить о своих чувствах я его начала учить только после 6 лет, после визитов к психологу. Я и сама не приучена говорить о чувствах, у меня реакция обиды уйти и молчать, так что учусь вместе с ним. Именно проговаривание того, что я чувствую и понимание его чувств помогает при его истериках. Стали обсуждать книги и фильмы, чувства и поступки героев, прогресс есть в проговаривании.
В бассейн очень хотел ходить, пошел, но в первое же занятие уборщица отругала что он забыл номерок свой, он заплакал, и тренер махнул рукой и ушел, разозлившись. Ребенок хотел продолжать ходить в бассейн, несмотря на это.Тренер отказался от него, сказал вам индивидуально надо занятия. Хотя на бадминтон и борьбу ходил, не жаловались на поведение. На борьбе был тренер строгий но справедливый и доброжелательный, нравилось, на занятиях атмосфера взаимоподдержки между ребятами разного возраста. Но бросил занятия, когда его друг перестал туда ходить.
Вообще очень переживает когда недовольны им, стал замечать недовольство лет в 6. До этого возраста- не особо волновало. Моя мама часто пыталась ему втолковать что нельзя плохо себя вести, что маму замучил, что маму слушаться надо.
Сейчас говорит : Мам, тебе без меня будет лучше. Я плохой. Какая от меня радость. Это не всегда но иногда проскальзывает.
Заключение патопсихолога: Контакту доступен. В месте, времени, личности ориентирован верно. В ходе исследования фон настроения не снижен, эмоциональные проявления адекватные. Познавательный интерес к заданиям устойчивый. Диалогическая речь развита. Звукопроизношение не нарушено. Инструкции к заданиям усваивает, в ходе работы удерживает. Объем и концентрация внимания несколько неустойчивые, истощаемые. Темп работы средний. Память без патологических особенностей, соответствует возр. норме. Мышление в среднем темпе.Образные ассоциации адекватные, отражают ситуационные переживания. Способен к осмыслению причинно-следственных связей.В целом мыслительные операции на наглядно-образном и конкретно-действенном уровне реализуются достаточно успешно. Эмоционально-волевая сфера: эгоцентризм, стремление к лидерству, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, обидчивость.
Доктор, я вымотана совсем, я в разводе, одна его воспитываю, папе нет дела до сына. Чем хуже ребенку, тем мне хуже. Ему стараюсь не показывать как я устала и не плачу при нем, иногда замечает, что я грустная, или усталая, обнимает, успокаивает, ухаживает. Он переживает что он плохой, а я его очень люблю. Какой-то замкнутый круг. Сможете помочь ребенку? Мы приедем, можем и не на один день, хоть мы и не из Москвы. |